Автор: Гайдаржи Светлана Петровна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пришла весна».
Цель: составление пересказа по опорному плану из рисунков-пиктограмм.
Задачи: — учить детей составлять пересказ по опорному плану из рисунков-пиктограмм;
Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.
— стимулировать мыслительную и речевую активность детей;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление; — систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях;
— воспитывать интерес к сезонным изменениям, бережное отношение и любовь к природе;
— познакомить детей с текстом рассказа по Л.Н.Толстому «Пришла весна» с установкой на пересказ.
Оборудование: текст рассказа Л.Н.Толстого «Пришла весна», опорный план из рисунков-пиктограмм; веточки черемухи, березы и тополя в вазе с водой; мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.
Предварительная работа: примерно за неделю до занятия поставить в вазу веточки черемухи, березы и тополя; перед началом занятия педагог маркерами рисует по образцу рисунки-пиктограммы на доске.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.
К нам весна шагает Быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Видно, очень теплые ноги у весны. (И.Токмакова)
Воспитатель. Про какое время года в нём говорится? Дети (про весну).
Игра в кругу «Назови признаки весны»
-Посмотрите на веточки, которые стоят в нашей вазе с водой.
Это веточки черемухи, березы и тополя.
Что вы можете сказать о почках на них? (Почки смолистые, они набухли и проклюнулись первые листочки.)
Понюхайте, как по-разному пахнут почки разных деревьев. Этот запах бывает только весной, когда природа просыпается от зимнего сна.
— Сегодня на занятии мы будем составлять пересказ текста рассказа Льва Николаевича Толстого «Пришла весна».
В этом рассказе мы почувствуем много запахов долгожданной весны и услышим много звуков природы.
Знакомство с текстом рассказа.
Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.
Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.
Запахи наполняют весь лес.
В весеннем лесу дышится легко и свободно.
И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки.
Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.
Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
Вопросы к детям:
О каком времени года говорится в рассказе?
Что можно увидеть на мокрых улицах?
Почему все вокруг стало ярче?
Как солнышко греет весной?
Что происходит весной с ветвями деревьев?
Что происходит с чешуйками почек на деревьях?
Как пахнут весной и лес, и сад? Почему?
О чем напоминает запах черемуховой почки?
А какой аромат почек у березы?
Что можно сказать о запахах в лесу?
Как дышится в весеннем лесу?
Какая песня у малиновки?
Что можно сказать о молодом зеленеющем лесе?
Почему автор говорит о том, что становится молодо на небе?
А на земле? В сердце человека?
Вам понравился рассказ? Почему?
Физкультминутка. Игра на внимание «Примета весны или нет?»
Педагог вразнобой называет приметы времен года.
Если названа примета весны, дети хлопают в ладоши.
Если названа примета другого времени года – топают правой ногой.
Составление пересказа текста по опорным рисункам-пиктограммам.
Сегодня мы составим пересказ текста по плану из опорных рисунков-пиктограмм. Рассмотрите цепочки рисунков-пиктограмм и подумайте, о чем нужно рассказать по каждой из них.
Педагог показывает детям пиктограммы, нарисованные маркером на доске.
(Ручьи, очки (все стало ярче: заборы, одежда, небо и солнышко).
Солнышко, ноты (ветви деревьев…тихо поют свою песню).
Почки на ветке, лес и сад, разные запахи.
Почки и соцветие черемухи, почки березы, песня малиновки.
Еще раз послушайте рассказ Льва Николаевича Толстого «Пришла весна» и приготовьтесь составить его пересказ (педагог повторно читает рассказ).
После этого дети по очереди составляют предложения по каждой цепочке рисунков-пиктограмм.
Педагог помогает им в случае затруднений.
Педагог благодарит всех детей за старание.