Конспект занятия по развитию речи — Пересказ рассказа «Пришла весна»Л.Н.Толстого

Автор: Гайдаржи Светлана Петровна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности

Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Пришла весна».

Цель: составление пересказа по опорному плану из рисунков-пиктограмм.

Задачи: — учить детей составлять пересказ по опорному плану из рисунков-пиктограмм;

Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.

 — стимулировать мыслительную и речевую активность детей;

 — развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;               — систематизировать знания детей о весне и весенних явлениях;                     

— воспитывать интерес к сезонным изменениям, бережное отношение и любовь к природе;

— познакомить детей с текстом рассказа по Л.Н.Толстому «Пришла весна» с установкой на пересказ.

Оборудование: текст рассказа Л.Н.Толстого «Пришла весна», опорный план из рисунков-пиктограмм; веточки черемухи, березы и тополя в вазе с водой; мягкий мяч среднего размера, магнитно-маркерная доска.

Предварительная работа: примерно за неделю до занятия поставить в вазу веточки черемухи, березы и тополя; перед началом занятия педагог маркерами рисует по образцу рисунки-пиктограммы на доске.

Ход занятия

 

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

К нам весна шагает Быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны.

Видно, очень теплые ноги у весны. (И.Токмакова)

Воспитатель. Про какое время года в нём говорится? Дети (про весну).

 

Игра в кругу «Назови признаки весны»

-Посмотрите на веточки, которые стоят в нашей вазе с водой.

Это веточки черемухи, березы и тополя.

Что вы можете сказать о почках на них? (Почки смолистые, они набухли и проклюнулись первые листочки.)

Понюхайте, как по-разному пахнут почки разных деревьев. Этот запах бывает только весной, когда природа просыпается от зимнего сна.

— Сегодня на занятии мы будем составлять пересказ текста рассказа Льва Николаевича Толстого «Пришла весна».

В этом рассказе мы почувствуем много запахов долгожданной весны и услышим много звуков природы.

Знакомство с текстом рассказа.

Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех.

Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.
Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.
Запахи наполняют весь лес.

В весеннем лесу дышится легко и свободно.

И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки.

Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.
Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.

Вопросы к детям:

О каком времени года говорится в рассказе?

Что можно увидеть на мокрых улицах?

Почему все вокруг стало ярче?

Как солнышко греет весной?

Что происходит весной с ветвями деревьев?

Что происходит с чешуйками почек на деревьях?

Как пахнут весной и лес, и сад? Почему?

О чем напоминает запах черемуховой почки?

А какой аромат почек у березы?

Что можно сказать о запахах в лесу?

Как дышится в весеннем лесу?

Какая песня у малиновки?

Что можно сказать о молодом зеленеющем лесе?

Почему автор говорит о том, что становится молодо на небе?

А на земле? В сердце человека?

Вам понравился рассказ? Почему?

Физкультминутка. Игра на внимание «Примета весны или нет?»

Педагог вразнобой называет приметы времен года.

Если названа примета весны, дети хлопают в ладоши.

Если названа примета другого времени года – топают правой ногой.

Составление пересказа текста по опорным рисункам-пиктограммам.

Сегодня мы составим пересказ текста по плану из опорных рисунков-пиктограмм. Рассмотрите цепочки рисунков-пиктограмм и подумайте, о чем нужно рассказать по каждой из них.

Педагог показывает детям пиктограммы, нарисованные маркером на доске.

(Ручьи, очки (все стало ярче: заборы, одежда, небо и солнышко).

Солнышко, ноты (ветви деревьев…тихо поют свою песню).

Почки на ветке, лес и сад, разные запахи.

Почки и соцветие черемухи, почки березы, песня малиновки.

 

Еще раз послушайте рассказ Льва Николаевича Толстого «Пришла весна» и приготовьтесь составить его пересказ (педагог повторно читает рассказ).

После этого дети по очереди составляют предложения по каждой цепочке рисунков-пиктограмм.

Педагог помогает им в случае затруднений.

Педагог благодарит всех детей за старание.

 

 

 

×
×