Конспект занятия в старшей группе «Воздух-невидимка»

Автор: Потапова Наталья Вдадимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Россияночка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия в старшей группе

«Воздух-невидимка»

 

 

 

 

 

 

выполнил:

воспитатель Потапова Н.В

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2023г.

Цель: Оптимизировать условия для формирования у детей целостного восприятия окружающего мира и устойчивого интереса к экспериментально-исследовательской и познавательной деятельности.

Задачи: Исследовать с детьми свойства воздуха. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи в ходе элементарного эксперимента и делать выводы. Воспитывать у детей интерес и желание к исследовательской и экспериментальной деятельности, беречь окружающую среду.

Материалы и оборудование: Лабораторные столы, столик для показа экспериментов, песочные часы, бумажные салфетки, полоски бумаги(1,5*10см), прозрачная глубокая миска с водой(3л.), апельсины, телевизор. Аудиозаписи: шум ветра, песня Г. Васильева из мультфильма «Фиксики», музыка из мультфильма «Обезьянки» (автор Ш. Каллош).

Предварительная работа:

 Чтение и обсуждение стихотворений: «Мяч», «Мыльные пузыри» С. Маршак, «Февраль», «Ветер-это чудеса!» Н. Рыжова

Рассматривание картин известных художников с изображением природы в ветреную и безветренную погоду: «Березовая роща», А. Куинджи, «Дубки» И. Шишкин, «Буря над Евпаторией», «Корабль среди бурного моря» И. Айвазовский

Проведение дыхательной гимнастики

Наблюдение за ветром на прогулке. Беседа о воздухе, его необходимости для человека. Эксперимент с вертушкой, показывающий движение воздуха.

Изготовление веера из бумаги

Ход занятия

Звучит спокойная музыка. Воспитатель приглашает детей в группу.

Воспитатель обращает внимание детей на то, какая прекрасная музыка звучит! И предлагает встать в круг детей и поприветствовать друг друга.

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется.

Воспитатель спрашивает детей для чего они улыбаются друг другу? И выслушав ответы детей, говорит о том, что они правы,чтобы зарядить друг друга хорошим настроением, порадовать!(Стук в дверь. Входит лаборант в белом халате).

Лаборант здоровается с ребятами, говорит, что ее зовут  Ольга Николаевна, и она –лаборант профессора Почемучкина, который помогает ему проводить исследования в научной лаборатории. Профессора срочно вызвали в Антарктику, поэтому он попросил ее приехать к ребятам. По его просьбе в группе организована экспериментальная лаборатория. Сегодня детям предстоит серьезная и интересная работа. А в чем она заключается, они узнают из письма профессора, которое он передал лаборанту.

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики и читает письмо:

Здравствуйте, ребята! Я-профессор Почемучкин. Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хотел бы, чтобы вы мне помогли. Нас со всех сторон окружает воздух. Но его нельзя увидеть, потрогать руками. Так, может ,и нет никакого воздуха? Я знаю, что вы любите проводить опыты, поэтому попросил оборудовать у вас лабораторию, где вы постараетесь доказать, что воздух существует. Удачи вам!

Лаборант предлагает детям разобраться с этим вопросом и проверить в лаборатории, с помощью опытов и экспериментов, существует ли воздух и какими свойствами он обладает.

Но прежде чем начать работу, говорит о том, что нужно вспомнить правила поведения в лаборатории при проведении опытов.

1.     Не толкать соседа во время работы.

2.     Соблюдать тишину, не перебивать друг друга

3.     Не вставать с места, работать тихо, аккуратно, внимательно

4.     Не пробовать ничего на вкус

5.     Когда опыт закончится, нужно все положить на место

 

 

Воспитатель предлагает лаборанту задать вопросы детям, а ребятам постараться на них ответить.

Лаборант: Где находится воздух?

Почему мы не видим воздух?

Для чего нам нужен воздух?

Лаборант рассказывает о том что воздух-это то, чем мы дышим. И спрашивает у детей знают ли они, как долго человек может прожить без воздуха? (видеоролик о том, как долго можно прожить без еды, без воды. Без воздуха лишь несколько минут)

Опыт 1 «Не дышу»

На столе стоят песочные часы. Взрослый объясняет, что весь песок в часах пересыпается вниз ровно за одну минуту.

Лаборант предлагает закрыть ротик, зажать носик, не дышать! (дети зажимают нос и стараются не дышать)

Потом лаборант поясняет, что даже не весь песок еще пересыпался в песочных часах, а дети не смогли без воздуха прожить и одной минуты. Какой делаем вывод?

Вывод: без воздуха человек не может жить.

Лаборант уточняет, что дышать очень важно для здоровья и просит детей подышать правильно и сделать упражнение.

Дети произносят звуки не отдельно, а по нарастающей: от одного до пяти звуков одновременно. С помощью этого упражнения увеличивается диапазон дыхания.

Опыт 2 «Воздух всегда в движении»

Лаборант предлагает детям встать в круг и присесть. (раздает детям полоски бумаги.), объясняет, что полоску надо взять за краешек и подуть на нее. Что с ней происходит? Почему? (ответы детей) Уточняет, что, когда мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Затем предлагает положить полоски на ладошки и начать дуть сильнее или слабее. Спрашивает детей почувствовали ли они движение воздуха? И разъясняет, что такое движение воздуха в природе называется ветер. (включается запись шум ветра)

Воспитатель спрашивает детей,  каким бывает ветер?

Физкультминутка «Ветер»

Ветер дует нам в лицо, (дети машут руками перед лицом)

Закачалось деревцо (плавные наклоны туловища с поднятыми руками)

Ветерок все тише, тише, (медленные наклоны)

Деревцо все выше, выше(выпрямляются)

 

 

Опыт 3 «Спасательный жилет»

Лаборант просит детей посмотреть на стол  и сказать, что они там видят (там лежат два апельсина, один без кожуры и миска с водой). Просит одного ребенка взвесить апельсины в руках и показать какой из них тяжелее (ребенок показывает апельсин в кожуре)

Лаборант просит детей отгадать, какой из апельсинов утонет быстрее-в кожуре или без? (предположения)

И предлагает провести опыт. Опускает (с помощью детей) оба апельсина в воду и обращает внимание, что апельсин в кожуре-не тонет, разъясняет, что он ведь тяжелее, он все равно будет держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»-в кожуре много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, удерживая апельсин на воде.

Вывод: воздух легче воды.

Воспитатель предлагает детям посмотреть слайды.

Слайд «Лес»

Лаборант уточняет, что только чистый воздух полезен для здоровья. Обращает внимание детей на красивый лес! В нем чудесно дышится. Спрашивает детей, были ли они в лесу? Понравилось ли им там? (ответы детей)

Слайд «Ученые»

Лаборант рассказывает, что  за чистотой воздуха на Земле следят ученые-экологи. Они изучают, как деятельность человека влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух. Что загрязняет воздух? (ответы детей)

Слайд «Фабричные трубы», «Автомобильные пробки»

Дым от заводов и фабрик, пыль-все это загрязняет окружающую среду. Почему же чистого воздуха не становится меньше?

Слайд «Растения»

Лаборант говорит , что растения-это настоящая фабрика чистого воздуха. Поэтому люди стараются жить рядом с такими соседями и сажают разные растения и деревья.

Слайд «Посадка деревьев»

Лаборант говорит, о том, что человек научился беречь природу, дорожить ею. Акции «Посади дерево», «Мой лес»-это добрые дела людей, заботящиеся о нашем здоровье.

Рефлексия.

Воспитатель хвалит детей. Уточняет, что они отлично справились со всеми опытами и заданиями. И вечером напишет письмо профессору Почемучкину.

Воспитатель говорит, о том, что сегодняшнее исследование закончено, говорит всем спасибо. Уточняет, что дети были внимательными, активными, старались делать выводы. И просит детей попрощаться с Ольгой Николаевной.

Воспитатель говорит о том, что они сейчас пойдут на прогулку и будут дышать свежим, чистым воздухом. (звучит музыка, дети выходят из группы на прогулку)

 

Скачать статью

×
×