Автор: Дарья Юрьевна Фролова
Консультация для педагогов
Представления об окружающем мире природы развиваются на протяжении всего периода детства, особенно в пять-шесть лет, когда ребёнку всё интересно, когда он задаёт вопросы, умеет выстраивать причинно-следственные связи. Средствами развития представлений об окружающем мире природы могут быть беседа, чтение художественной литературы, экскурсия к природным объектам. Однако большой интерес вызывает дидактическая игра.
Дидактическая игра – сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребёнка.
Все дидактические игры, по мнению В.А. Дрязгуновой, можно разделить на три основных вида.
1.Игры с предметами (игрушками, природным материалом). В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. В этих играх решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
2.Настольно-печатные игры – помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.
2.Словесные игры – построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей
Дидактическая игра, как игровой метод обучения, рассматривается А.К. Бондаренко в двух видах: игры-занятия и дидактические или авто дидактические игры.
В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр-занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если её правила ими усвоены. Дети любят хорошо знакомые игры, с удовольствием играют в них как на занятиях, так и вне их
Все элементы игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие их разрушает игру, игра невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений.
Проведение дидактических игр включает:
— ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
— объяснение хода и правил игры;
— показ игровых действий;
— определение роли воспитателя в игре;
— подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Итак, представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Физиологическую основу представлений составляют следы возбуждения, сохранившиеся в коре головного мозга под воздействием определённых раздражителей. Представления всегда выражаются в суждениях и предложениях, произносимых вслух и про себя, то есть представление получает обобщение благодаря слову. Представлениям свойственно развитие. Именно знание и обсуждение новой информации способствует развитию представлений.
Одним из средств развития представлений об окружающем мире природы у детей пяти-шести лет является дидактическая игра. Её ценность заключается в обучающем и развивающем потенциале. Дидактические – это «рубежные» игры, которые подготавливают ребёнка к учебной деятельности. Игровая задача, действия и правила, как структурные компоненты дидактической игры, взаимосвязаны между собой, а их отсутствие разрушает игру.
Дидактическая игра может быть применима для развития у детей пяти-шести лет представлений об окружающем мире природы. Она направлена на обогащение представлений детей об объектах живой и неживой природы, о временах года, воспитание ценностного отношения к природе.