Консультация для педагогов ДОУ «Укрепление психофизического здоровья дошкольников в условиях ДОУ»

Автор: Дмитриева Венера Ринатовна

Консультация для педагогов ДОУ

 

«Укрепление психофизического здоровья дошкольников в условиях ДОУ»

Сегодня многие специалисты отмечают рост числа взрослых и детей с нарушениями в эмоциональной сфере (повышенной тревожностью, агрессивностью, качественными изменениями в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношениях к различным обстоятельствам жизни и др.).

Воспитанники нашего детского сада имеют особенности развития психофизиологических функций. Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья обуславливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. При работе с особенными детьми важно совмещать два обучающих принципа:

– воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических функций;

– воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических функций.

В условиях детского сада сохранить и укрепить психофизиологическое здоровье дошкольников помогают здоровьесберегающие технологии, используются технологии социально-психологического благополучия ребёнка. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий в ДОУ может заниматься психолог посредством специально организованных занятий-встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Далее предлагаю вспомнить и закрепить известные и применяемые в работе с детьми здоровьесберегающие технологии, а для кого то, возможно, узнать новые.

Песочная терапия – это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.

Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.

Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов, способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения, так как в сказке все можно. Потом этот выход можно использовать для себя.

Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же ребенок освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль.

Медитативные сказки – помогают расслабиться, снять напряжение, отдохнуть, почувствовать свое тело «здесь и сейчас», получить заряд бодрости и хорошего самочувствия.

Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие сюжета, конфликтов и злых героев, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала. Медитативные сказки обычно рассказываются под спокойную музыку, перед сном. Это позитивные внушения, которые оказывают психотерапевтический эффект на слушателя.

Арт-терапия – это направление, в котором используются средства художественного творчества для коррекции эмоционального состояния человека и общего развития. Одно из таких направлений – это воздействие посредством изобразительного творчества – арт-терапия, или «терапия творческим выражением».

Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности.

Методы арт-терапии применяются с дошкольниками разного возраста. Чтобы активизировать творческий процесс, стимулировать ребенка и разнообразить его сенсорный и эмоциональный опыт в ходе арт-терапевтических занятий детям предлагаются различные материалы (краски, уголь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, глина, песок). В конце каждого занятия происходит обсуждение чувств, вызванных работой с тем или иным материалом. В ходе занятий нередко используется музыка. Она воздействует на сознание в виде образов, вызывает эмоциональный отклик, снимает внутреннее напряжение, также используется движение и танец, сочинение историй. К самым популярным видам арт-терапии можно отнести: изотерапию – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, а так же работа с репродукциями, с различным художественным материалом: глиной, пластилином, бумагой, соломой.

Технологии воздействия цветом – это направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещение эффективнее осуществлять еще и с помощью цвета.

Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Включает в себя пантомимику (развитие выразительности в движении и жестах). Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями.

Самомассаж, точечный массаж, массаж активных зон – это методы самолечения, вполне доступные для освоения не только взрослыми, но и детьми. Они выполняются собственноручно, на своем теле. Выполняются с детьми в забавной игровой форме в стихах, это прекрасные способы расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения.

Стретчинг – это комплекс упражнений, рассчитанных на безопасное и полезное растягивание определенных групп мышц.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

Существует несколько методов и приемов кинезиологических упражнений:

· Растяжки; дыхательные упражнения; глазодвигательные упражнения; телесные движения; упражнение для развития мелкой моторики; массаж; упражнения на релаксацию.

Кинезиологические упражнения можно использовать как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

Сегодня предлагаю более детально остановиться на одном из комплексов кинезиологических упражнений:

 1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

 

 

 

 

2. Кулак — ребро — ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).

 

 

 

 

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

 

 

 

 

 

4. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

 

 

 

5. Ухо — нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

 

 

 

Сегодня существует много разнообразных здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление психофизического здоровья детей, педагогам обязательно необходимо использовать их в условиях ДОУ.

В завершении своего выступления хочу рекомендовать педагогам:

• Создавайте в группе спокойную, жизнерадостную обстановку.

• Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.

• Организовывайте жизнедеятельность детей, таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.

• Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.

• В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.

• Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.

• Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.

• Учите детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.

• При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.

• Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

×
×