консультация для родителей

Автор: Воробьёва Алена Валерьевна

Совместная деятельность с родителями

 

 

 

 

 

 

Воспитатель :Воробьёва А.В

 

 

Крапивинский 2024

Беседа с родителями на собрании об экспериментировании с детьми.

Форма проведения собрания.   Семинар-практикум

Цель. Сформировать представления у родителей об экспериментаторской деятельности детей раннего возраста  и ее значении.

Оборудование. Пять прозрачных стаканов, гуашь четырех цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

План собрания

1.     Теоретический материал. Консультация для родителей  « Маленькие исследователи».

2.     Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

Ход собрания

1.     «Маленькие исследователи» — консультация

 Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

 Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить,, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира».  Ориентировочно – исследовательская направленность в поведении малыша была и ранее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта. Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти!» Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это самое настоящее социальное экспериментировании

    Почему малыш решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи – кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию. Что говорит о высоком интеллекте малыша.

   Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своим калошами: старые, а не промокают! Малыш произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего пространства.

   Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя. Почему же собака не может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, малыш уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти крохи и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства и никакого порицания.

   Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко. Наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша не лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

    Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.

  Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года». Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его один на один с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой – самый главный «дипломатический прием воспитания в этот замечательный период его жизни.

2. . Элементарные опыты.   «Разноцветная водичка», «Песочек», «Выпустим воздух из стакана», «Помоем камешки», Экспериментирование со звуком

 «Разноцветная водичка»

 

Цель: показать, что вода прозрачная, но её можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличатся от сока, молока и других жидкостей.

 

«Уточки плавают»

Цель: закрепить знание свойств воды: легкие игрушки в воде плавают, тяжелые тонут.

 

 «Песочек»

 

«Домик для черепашки Агашки»

Цель: закрепить умение манипулировать сухим и влажным песком; стимулировать работу воображения, проявление творческих возможностей; учит использовать разную форму камней, их  сходство с чем либо – при постройке домика.

 

Экспериментирование с воздухом

1.«Свойства воздуха»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

 

 

«Ветерочек»

Цель: Продолжать знакомить с таким природным явлением, как ветер.

 Предложить воду в мисочке – это море, ребенок – ветер. Подуть на воду. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть – тем больше волны. Опустить на воду парусные кораблики, подуть. Что делают кораблики? Что будет с кораблем, если ветра нет? А если ветер очень сильный?  Ходит в море ветер – пастушок, Дует ветер в маленький рожок. А вокруг него бегут барашки, У барашков – белые кудряшки…

 

 

Почему кораблики не плывут

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой. 

Экспериментирование со звуком

«Почему не слышно?»

Цель:  Выявить причины ослабления звука

Материал:  Большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

Процесс: Взрослый предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки. Дети проводят следующие опыты. В большой емкости у одного края помещают легкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабликами (по воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны). Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращают внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться (чем ближе кораблик, тем сильнее он качается; то же происходит с невидимыми звуковыми волнами: чем источник звука дальше, тем звук тише). Дети закрепляют в емкости преграды — «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости имитируют рукой «волны», наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой (нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают). То же самое происходит со звуками в городе, помещении.

 

 

 

 

 

Консультация для родителей на тему

«Познавательное развитие детей раннего возраста»

 

Познавательное развитие очень важно для ребёнка и занимает особое место в его жизни. Малыш активно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, и учится ориентироваться в таком незнакомом, но столь притягательном окружающем мире. Как мама может помочь своему малышу обогатить эти знания и направить его познавательное развитие в нужное русло?

Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребёнка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребёнка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которая обеспечивает нормальное и полноценное, интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире. Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире (природа, социум). Формирование представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствует дальнейшему интеллектуальному и личностному развитию.

При реализации образовательной области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:

— познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);

— значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, любознательности и инициативности каждого ребёнка;

— формирование целостной картины мира на основе развивающихся у ребёнка первичных представлений и познавательных действий обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.

Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребёнок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними, соединять и разъединять, конструировать, экспериментировать.

Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Наиболее интенсивно развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребёнка. Восприятие – фундаментальная психическая функция, обеспечивающая ориентацию ребёнка в окружающем.

Восприятие детей этого возраста развивается в процессе практических действий. Путем проб и ошибок ребёнок может собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соответствующей формы и размера.

Практический результат он получает в процессе многократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых или подходящих предметов или их частей. Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребёнок примеривает, пробует и через ошибки, их исправление, достигает результат.

В этом возрасте в качестве средств обозначения для ребёнка выступают имитирующие действия, образные игрушки и предметы – заменители, иллюстрации в книжках, картинки, его первые рисунки. Функцию главного средства обозначения и замещения начинает выполнять слово («Я – гусеница»«Я – самолёт»«Я – летаю»). Это и есть процесс формирования внутреннего плана мышления, плана представлений и начало развития детского воображения. Так в недрах наглядно – действенного мышления зарождается наглядно – образное, которое в дошкольном возрасте становится основным.

Познавательная деятельность ребёнка расширяется, его опыт обогащается, проявляется в детских вопросах («Это птица?»«Это грузовик?»«А зачем?»«Кто это?»«Что это?»).

Предметная деятельность (третий год жизни)

Задачи:

— проводить игры – занятия с использованием предметов – орудий, например, предлагать использовать сачки, черпачки для выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шарики, плавающие игрушки и т. д.

— учить в процессе совместных дидактических игр, а так же в быту и на прогулке выделять форму, цвет, величину предметов;

— развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения кончиков пальцев;

— поощрять действия с предметами, при ориентации на 2- 3 свойства одновременно;

— собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;

— составлять башенки из трех последовательно уменьшающихся деталей – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр., разбирать и собирать трехместную матрешку с совмещением рисунка на ее частях;

— закреплять понимание слов, обозначающих различные величины предметов, их цвет и форму в ходе подбора деталей по указанным качествам;

-проводить игры – занятия с игрушками, имитирующими орудия труда, поощрять использование предметов – орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения детьми практических задач в ходе своей деятельности.

Сенсорное развитие

Задачи:

— учить различать четыре цвета спектра (красный, желтый, синий, зеленый, пять геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, три фигуры (куб, шар, призма, три градации величины (большой, поменьше, маленький);

— развивать действия по использованию сенсорных эталонов;

— уметь выделять в объектах цвет, форму, величину;

— различать контрастные и близкие состояния величины (большой – поменьше – маленький);

— пользоваться приемом наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или неравенства по величине и тождественности по цвету, форме;

— собирать пирамидку из 3 – 6 колец, матрешку из вкладышей 1 – 2 величин;

— группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, форма, цвет) по образцу и словесному указанию (большой, маленький, такой, не такой, используя определенные слова – названия (например, предэталоны формы: «кирпичик»«крыша»«огурчик»«яичко» и т. д.).

Знакомство с окружающим миром

Задачи:

— развивать гуманные чувства (доброжелательное и бережное отношение ко всему живому);

— знакомить с явлениями общественной жизни и некоторыми профессиями (доктор лечит, шофер ведет машину, парикмахер стрижет волосы, повар готовит пищу, дворник подметает и т. д.);

— продолжать формировать и расширять знания об окружающем мире.

Окружающий мир включает в себя знания:

— о человеке, его внешних физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, рот, нос, его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился, устал – отдохнул, заболел – вылечился, опечалился – обрадовался, заплакал – засмеялся);

— деятельности близких ребенку людей (мама моет пол, бабушка вяжет носки, сестра делает уроки, дедушка читает газету, брат рисует, папа чинит часы и т. д.);

— предметах, действиях с ними и их назначения (предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда);

— живой природе: растительный мир (деревья, травы, цветы, овощи, фрукты, животный мир: домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, петушок, курочка, гусь, их детеныши (котенок, щенок, теленок, козленок, поросенок, цыпленок, дикие животные (лиса, заяц, медведь, волк, белка, птицы (воробей, ворона, голубь и т. д.);

— неживой природе: о воде в быту (льется, теплая – холодная, в воде купаются, водой умываются, в воде стирают); воде в природе (бегут ручьи, тают сосульки; река, пруд);

— явлениях природы: времена года (зима, весна, лето, осень) и их особенности (зимой холодно, снег; летом – жарко, светит солнце; весной тают сосульки, бегут ручьи, распускаются листочки; осенью – ветер, холодный дождь, падают желтые листья, погодные явления и отношение к ним людей (дождь – сыро, гулять без плаща и резиновых сапог нельзя, летом при жарком солнце надевают панаму, зимой холодно и люди надевают шубы, шарфы, теплые сапоги, меховые шапки и т. д.).

Конструирование

Задачи:

Конструирование из строительного материала и крупных деталей конструктора:

— приобщать к созданию простых конструкций (домик, башенка, ворота, скамейка и т. д.) через разыгрывание взрослым знакомых сюжетов (матрешка гуляет, куклы едят, спят, отдыхают, машины едут по улице, въезжают в ворота) с привлечением детей к этой деятельности.

Конструирование из бумаги:

— показывать первые способы работы с бумагой – сминание и разрывание, помогать увидеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ» (цветок, колобок, птичка и т. д.);

— составлять вместе с детьми простые комбинации (например, дети делают травку путем разрывания зеленой бумаги и туда помещаются одуванчики, комочки, птички);

— использовать созданные детьми вместе с воспитателем панно в качестве украшений групповых комнат.

Центр познания (познавательно – исследовательской деятельности)

— геометрические плоскостные фигуры и объемные формы (шар, куб, круг, квадрат);

— лото, домино;

— предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки);

— картинки с изображением последовательности событий (например, иллюстрации к сказкам);

— иллюстрации трудовых действий, орудий, необходимых в труде;

— иллюстрации с изображением предметов, используемых детьми в самообслуживании, процессов самообслуживания;

— мелкая и крупная геометрическая мозаика;

— предметы и игрушки, различные по цвету и размеру, форме и размеру;

— матрешки трех- и четырехсоставные;

— сборно – разборные игрушки;

— напольная пирамидка (из 6-7 элементов);

— пособия на липучках;

— материал на развитие мелкой моторики кистей рук (бусы, шнурочки для нанизывания, замочки, различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии);

— наборы разрезных картинок (2-4 части);

-коробки или ящики с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических фигур;

— коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками;

-мозаика (восьмигранная, цветная, крупная);

— емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов);

— ящик для манипулирования со звуковыми эффектами;

— набор шумовых коробочек;

— «Чудесные мешочки»;

— игры для интеллектуального и сенсорного развития;

— парные картинки;

— серии предметных картинок, составленные по принципу функционального использования предметов;

— настольно – печатные игры разнообразной тематики и содержания;

-инструменты домашнего мастера;

— игрушки (бытовая техника, посуда, автомобильный транспорт и т. д.);

— «Загадочные» предметы (например, калейдоскоп, детский бинокль, лупа, часы, телефон, кофемолка, назначение которых требуют определенных усилий, приводящих к достижению понятного для ребенка эффекта;

— материалы, связанные с тематикой по ОБЖ (иллюстрации, игры);

— мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутами и пр.);

— фланелеграф;

Виды и содержание деятельности детей.

Деятельность по формированию представлений о ярко отличительных признаках и свойствах различных средств и материалов.

Игры – занятия по накоплению представлений о цвете, форме, величине.

Освоение системы орудийных действий, овладение способами использования предметов для решения практических задач.

Игра для развития у ребенка символической функции мышления, деятельность с предметами – заменителями, неоформленным материалом.

Деятельность по ознакомлению и расширению впечатлений о предметах, обладающих различными свойствами и возможностями превращений.

Деятельность по ознакомлению с предметами быта, их функциональным назначением.

Дидактические игры по сенсорному воспитанию«Курочка и цыплята»«Огоньки ночью»«Листочки деревьев»«Апельсин»«Одуванчик и жук на лугу»«Елочки и грибочки»«Гуси с гусятами».

Дидактические игры по ФЭМП«Размещение вкладышей по форме и величине»«Сделаем бусы для куклы»«Нанизывание больших и маленьких бусин»«Нанизывание бусин разной формы».

Театрализованные игры –ситуации«Солнечные зайчики»«Карусели».

Центр воды и песка

-набор для экспериментирования с водой: стол – поддон, емкости 2 -3 размеров и разной формы, предметы – орудия для переливания и вылавливания – черпачки, сачки, плавающие и тонущие игрушки и предметы (губки, дощечки, палочки, предметы из резины, пластмассы и т. п., различные формочки, пипетки для окрашивания воды);

— набор для экспериментирования с песком: стол – песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы –орудия: совочки, лопатки, ведерки, игрушки.

Игры –опыты с водой«Узнаем какая вода»«Налей и отмерь»«Игра с мыльной пеной»«Тонет или плавает».

Игра –ситуация«Плывут кораблики».

Центр экспериментирования (мини – лаборатории для проведения опытов)

Ранний возраст-это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша-вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое-вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами, материалами: водой, песком, снегом, камнями, глиной, красками

Для детского экспериментирования подойдет все, что находится под рукой.

— камни, земля, глина, снег;

— емкости для измерения, пересыпания, исследования, хранения;

— стол с клеенкой, подносы, фартуки и нарукавники на подгруппу детей;

— пластичные материалы, интересные для исследования и наблюдений предметы;

— формочки для изготовления цветных льдинок;

-материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны);

— трубочки для продувания, просовывания;

— волшебный мешочек;

— мыльные пузыри, маленькие зеркала, магниты, электрические фонарики.

Экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускание солнечных зайчиков, прикладывание магнита к игрушкам из различных материалов, освещение фонариком различных предметов). Игры на установление физических закономерностей, овладение представлениями об объеме, форме, изменениях веществ и познание свойств и возможностей материалов (переливание воды из одного сосуда в другой, пускание мыльных пузырей).

Лаборатория для детей младшего возраста содержит материал для проведения опытов без приборов.

Центр природы

— дидактическая кукла с набором одежды по временам года;

— оборудование для игр с песком на прогулке (ведерки, лопатки, формочки, совочки, ситечки);

— коллекции камней, ракушек, семян;

— игротека экологических развивающих игр;

— библиотека познавательной природоведческой литературы;

— картины – пейзажи по времени года;

— муляжи овощей и фруктов;

— календарь природы (погоды);

— материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки);

— иллюстрации, изображающие необходимые условия для роста и развития растений и животных;

— иллюстрации растений различных мест произрастания (комнатных, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка) кустов, деревьев, трав;

— иллюстрации зверей (домашних и диких, птиц, рыб, насекомых: бабочек, жуков, мух, комаров, лягушек;

— наглядно – дидактические пособия «Времена года»«Родная природа»«В деревне», серии картинок «Обитатели леса» (реалистическое изображение животных и птиц, серии картин среднего размера «Животные и их детеныши».

Дидактические игры«Что растет на огороде»«Овощной магазин»«Кто за елкой?»«Найди что покажу»«Найди что назову»«Угадай, что в руке»«Найди, о чем расскажу»«Чьи детки»«Угадай что съел».

Игры –ситуации«На нашем дворе»«Солнышко встает»«Цветочная полянка»«Вот поезд наш едет»«Капают сосульки».

Игры –инсценировки«Что растет на грядке»«Листики в садочке».

Таким образом, чем активнее ребёнок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

 

 

 

Консультация для родителей на тему «Экспериментальная деятельность в раннем возрасте»

Ранний возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром.

         Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками.

         Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

         Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребенка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности.

         В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.

Задачи работы с детьми при экспериментировании

·           Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.

·           Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представление о некоторых свойствах предметов, вещей, материалов, отношений объективного мира.

·          Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему миру, желание оберегать и создавать красивое.

·           Значительно повысить развивающий эффект во всех видах восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных), логического мышления, устойчивого внимания, мелкой моторики.

·            Выражать словами свои ощущения, впечатления, свойства и признаки материалов, предметов, то есть стимулировать развитие активной речи.

 

 

 

×
×