Автор: Милашич Татьяна Владимировна
«Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой».
Изобразительная деятельность – органичная часть всей воспитательной – образовательной работе с детьми. Вот почему так важно, чтобы деятельность эта тесно связывалась со всей воспитательно-образовательной работой. И чем богаче и интереснее жизнь в детском саду, чем разнообразнее игры и занятия, чем больше положительных эмоций испытывают дети, тем богаче содержание их рисунков. Огромные возможности для обогащения детского творчества таят в себе различные игры: сюжетно – ролевые, игры драматизации, дидактические, подвижные.
Для сюжетно – ролевых игр, на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, дети могут вылепить для кукол угощение: баранки, конфеты, печенье, яблоки, ягоды, огурцы, картофель, помидоры и т.д. Дети могут рисовать (лепить и вырезать) не только угощения, но и посуду для кукол, создавать декоративно оформленные предметы (занавески, скатерти, салфетки, коврики) для кукольной комнаты. Тем самым не только повышается интерес к изобразительной деятельности, но и обогащается и развивается сама игра. Более того, углубляется познание окружающей жизни. Известно, что содержание сюжетно – ролевых игр определяется впечатлениями, полученными из разных источников. Наиболее типичные: «в поликлинику», «больницу», «магазин», «семья», «почту», «школу», «строитель». Наши дети временно лишены таких впечатления, поэтому особенно важно проигрывать эти ситуации. Отсюда возникает и задача воспитателя – помочь ребенку полнее и выразительнее раскрыть наиболее интересные эпизоды. В детских рисунках сюжет одной игры редко повторяется, ведь каждый ребенок передаёт свои впечатления, свои переживания, свое отношение к изображаемому. Пусть вас не смущает, что в рисунке порой отражается не проигравшийся сюжет. Это естественно. Игра возбудила фантазию. Отбирая темы занятий по мотивам игр – драматизация, желательно варьировать и виды изобразительной деятельности. Для игр драматизации дети уже со средней группы могут подготавливать декорации, некоторые детали костюма, маски. Но здесь следует учитывать одно немаловажное обстоятельство: дети должны хорошо знать и содержание сказки, и представлять внешний образ и повадки животных. В процессе подготовки и проведения игр – драматизаций может участвовать вся группа: одни как действующие лица, другие как художники, третьи в качестве зрителей. А на занятии по изобразительной деятельности уже все дети объединены общим переживанием, заинтересованностью, радостью. С большим интересом и удовольствием обычно воспринимаются предложения воспитателя создать рисунки на тему подвижных игр. Сюжеты многих «Караси и щука», «Кот и мыши», «Гуси — лебеди», «Воробушки и автомобиль» — незамысловаты, их можно передать не только в рисунке, но и в аппликации. А характер игры стимулирует передачу персонажей в движении: рыбки уплывают от щуки, мыши убегают от кошки. Задача изобразить несколько рыбок, птиц обычно вызывают у детей желание изобразить их в движении. Так создаются варианты, что естественным образом способствует развитию творчества. Фактически в каждой возрастной группе можно отобрать сюжеты игр, доступные детям для изображения. Содержанием изображения могут стать дидактические игры. Дети сами могут изготовить дидактические игры и материалы (чаще всего в аппликации): домино, лото, парные картинки, даже картинки – метки на шкафчиках. Замечу: полезное задание и с точки зрения воспитания самостоятельности и трудового воспитания. Игровые приемы обучения на занятиях, создающих радостную, необычную атмосферу, повышающий интерес, способствующий более эффективному овладению навыками и умениями, можно использовать во всех возрастных категориях. С младшими детьми воспитатель, скажем, разыгрывает приезд зверят – лисенка, зайки, бельчонка в гости к куклам. Чтобы облегчить задачу, педагог предлагает детям нарисовать для зверушек вагончики, разные по цвету – синие, красные, желтые, зеленые. Из нарисованных вагончиков воспитатель формирует как бы состав с соответствующим по цвету паровозом (рисует заранее), гостей рассаживают в вагончики, т.е. приклеивают на вагончики мордочки животных. Детям 3-4 лет воспитатель может предложить построить дом. Дети получают задание: нарисовать отдельные блоки. Из них и составится новый дом, вокруг которого благоустраивается территория. Дети 5-6 лет могут оформить уголок природы. Прежде чем приступить к работе, вместе с воспитателем обсудить устройство уголка: какие там высадить комнатные растения, каких птиц «рассадить» в клетках, где нарисовать аквариум. Одни будут сажать комнатные растения, другие готовить клетку с попугайчиками, третьи рисовать аквариум и запускать рыбок. Законченную картину можно на несколько дней вывесить в группе. Дети предшкольного возраста могут вырезать и наклеивать веселого Петрушку с товарищами. Когда изображения будут готовы, игрушечный Петрушка объяснит ребятам каких товарищей, они для него изобразили. На занятиях по рисованию (лепке или аппликации) можно предложить детям нарисовать (вылепить или вырезать и наклеить) любимую игрушку. Важно то, что в процессе работы ребенок переживает добрые, радостные чувства, что, в свою очередь, вызывает желание лучше изобразить. Занятия, тема которых изображение игрушек, в течение года можно проводить неоднократно. Но строить их следует по-разному и игрушки предлагать самые разные. В чем ценность таких занятий? Повышается эмоциональная отзывчивость, дети развиваются нравственно, так как их объединяет общая цель. Ведь они вместе с воспитателем обсуждают композицию, обговаривают замысел, учатся доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу.