Консультация «Растим исследователя»

Автор: Беляева Валентина Юрьевна

Консультация для родителей

«Растим исследователя»

Беляева Валентина Юрьевна,

старший воспитатель

МКДОУ «Д/с «Золотой ключик»,

г. Ленск, Республика Саха (Якутия)

 

Дети инстинктивно пытаются понять окружающий мир, но на пути познания им нужна разумная помощь взрослых. Чтобы исследовательский огонек не угас, следуйте простым правилам.

v    Будьте внимательны к вопросам ребенка. Ни в коем случае не отмахивайтесь от них словами «мне некогда». Если не знаете ответа, честно признайтесь и поищите его вместе с ребёнком. Если ответ предельно прост, не сводите его к набору фактов. Постарайтесь ребенка заинтриговать, побуждайте его задуматься и поразмышлять. Начните составлять объяснение вместе с ним. Например, если ребенок спрашивает, где живут пчелы, можно ответить так: «Давай понаблюдаем за ними, может быть, мы увидим, куда они летят».

v    Не торопите ребенка с ответом. Детям нужно гораздо больше времени для размышления, чем взрослым. Если вы наберетесь терпения, можно получить логический и оригинальный ответ. Постарайтесь не подсказывать, самостоятельно найденный ответ доставит настоящую радость малышу и придаст ему уверенности. А если юный исследователь зашел в тупик, то помогите ему наводящими вопросами.

v    Следите за своей речью. Втянув ребенка в научную дискуссию, не спишите сказать: «Правильно». Краткая похвала может быть воспринята как сигнал к окончанию разговора. Лучше сказать: «Это интересная мысль». Или что-то подобное. Можно подбросить вопрос или идею. Старайтесь не начинать вопрос словом «Почему». Для большинства детей это слово ассоциируется с недовольством их поведения. Имеет смысл говорить: «Как получается, что…»

v    Показывайте, а не рассказывайте. Жизненные впечатления лучше усваиваются, чем то, что ребенок может узнать из книг или телепередач. Покажите ему его пальцы через увеличительное стекло, и он поймет, почему нужно мыть руки перед едой. Большие возможности для практического обучения туда, куда им хочется и предоставляют музеи, но не навязывайте детям темы для изучения, пусть исследуют то, что им интересно.

v    Не мешайте детям экспериментировать. Излишняя осторожность, что малыш что-то испортит, — обычная причина, мешающая ребенку проявить себя. Но только так они научатся что-то узнавать и быть самостоятельными. Хотя последствия такой деятельности бывают разнообразными и редко доставляют радость взрослым. Так четырехлетняя девочка бросала яйца на стол и выяснила, что такие «мячики» не прыгают. Не стоит наказывать ребенка в этом случае, это самый простой способ отбить желание познавать мир. Но если вы хотите застраховаться от неприятных сюрпризов, проводите исследование совместно.

v    Игра – двигатель прогресса. Хорошо, когда ребенок может занять себя, но только ваше участие может сделать обычную игру познавательным уроком. Так, запуская воздушного змея, дети от вас могут узнать, как изменяется направление и сила ветра на разных высотах, помогая пересаживать цветы – о действиях воды, почвы и солнечного света. Небоскреб из кубиков может определить, какие конструкции наиболее устойчивые… Малышу нравится быть с вами на кухне? Сшейте ему фартук, поставьте столу скамеечку и поручите какую-нибудь работу, например, класть начинку в вареники, заодно рассказывая, откуда взялись все эти продукты. И никаких запретов типа «Дай я сама (сам) это сделаю».

v    Похвала – это путь к успеху. Обучение не возможно без эмоционального контакта. Поэтому важно создать ситуацию успеха. А вот чего не стоит делать, так проверять и устраивать «контрольные».

Добавить комментарий

×
×