Автор: Гумерова Ирина Николаевна
Влияние музыки на всестороннее развития личности ребёнка
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей. Музыка – средство эстетического воспитания ребёнка. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Для этого надо развивать у ребёнка общую музыкальность.С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Музыка – средство морального облика ребёнка. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры и указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Решению воспитательных задач во многом способствуют коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития ребёнка. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов музыкальной деятельности требуют от детей внимания, сообразительности, организованности, проявления волевых усилий /действовать согласно звучанию музыки. Всё это создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Музыка – средство активизации умственных способностей детей. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравниваютзвуки сходные и различные, отмечают особенности звучания художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности. Музыка имеет познавательное значение. Вовремя выполнения творческих заданий возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности ребёнка. Музыкально — игровая драматизация заставляет детей мыслить, фантазировать, творить. Музыка – средство физического развития ребёнка. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхании. Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают материалистическое обоснование роли музыки в воспитании ребёнка (так музыка может вызвать или ослабить возбуждение). Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают чёткость ходьбы и лёгкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. Таким образом занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребёнка. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность. Музыка способствует развитию творческой личности. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности.