Коррекционная программа по математике

Автор: Юлия Сергеевна Никитина

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.  Программа создавалась с учётом психолого-педагогических особенностей развития обучающихся 1 класса с ОВЗ (ЗПР, вид 7.2)

 

Содержание учебного предмета «Математика»

 

Согласно учебному плану на изучение математики в         1 классе отводится: количество часов в год – 132;

количество часов в неделю – 4; количество учебных недель – 33.

 

ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (8 ч)

 

Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов. Отношения столько же, больше, меньше, больше (меньше) на… Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (выше — ниже, слева — справа, левее — правее, сверху — снизу, между, за).

Направления движения (вверх, вниз, налево, направо). Временные представления (раньше, позже, сначала, потом).

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: сравнение объектов по разным признакам; определение закономерностей следования объектов; задания на использование знаний в изменённых условиях.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

 

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0.

Нумерация (28 ч)

Числа и цифры 1—5

Образование, обозначение, названия, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=».

 

Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых.

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение                     закономерностей            построения       рядов,                          содержащих             числа, геометрические фигуры, и использование найденных закономерностей для выполнения заданий; простейшая вычислительная машина, которая выдаёт число, следующее при счёте сразу после заданного числа. Чтение и заполнение таблиц.

 

Длина. Отношения длиннее, короче, одинаковые по длине.

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник. Знаки «>», «<», «=».

Понятия равенство, неравенство.

 

Числа и цифры 6–9. Число 0. Число 10.

Образование, обозначение, названия, последовательность чисел. Свойства нуля. Чтение, запись и сравнение чисел. Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых.

Наши   проекты:   «Математика   вокруг   нас.   Числа   в    загадках,   пословицах, поговорках».

 

Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины.

Понятия увеличить на…, уменьшить на… .

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей построения таблиц; простейшая вычислительная машина, которая работает как оператор, выполняющий

арифметические действия сложение и вычитание; задания с высказываниями, содержащими логические связки все; если…, то…

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

 

Решение текстовых задач. «

Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: построение геометрических фигур по заданным условиям; логические задачи; задания с высказываниями,

содержащими логические связки все; если…, то… . Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Связь между суммой и слагаемым

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10

Сложение и вычитание (56 ч)

 

Сложение и вычитание вида  ± 1,  ± 2

Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей.

Сложение и вычитание вида  + 1,  — 1,  + 2,  — 2. Прибавление и вычитание по 1, по 2.

Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи.

Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: решение задач в изменённых условиях; определение закономерностей; сравнение объектов; логические задачи; задания с продолжением узоров.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: решение логических задач, решение задач; имеющих несколько решений; классификация объектов по заданному условию; задания с высказываниями, содержащими логические связки все; если…, то… .

 

Сложение и вычитание вида  ± 3 .

Приёмы вычислений. Сравнение длин отрезков.

Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач.

Текстовые задачи с сюжетом, способствующим формированию уважительного отношения к семейным ценностям, к труду.

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: решение задач в изменённых условиях; определение закономерностей; логические задачи; задания с продолжением узоров.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.

Контроль и учёт знаний.

 

Повторение пройденного (вычисления вида  ± 1, 2, 3; решение текстовых задач) .

Сложение и вычитание вида ± 4

Приёмы вычислений для случаев вида ± 4 . Решение задач на разностное сравнение чисел.

 

Переместительное свойство сложения.

Переместительное свойство сложения, применение переместительного свойства сложения для случаев вида  ± 5, ± 6, ± 7,  ± 8, ± 9 .

 

Вычитание.

Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей.

Вычитание в случаях вида 6 — , 7 — , 8 - , 9 - , 10 - . Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания — обобщение изученного.

Единица массы: килограмм. Определение массы предметов с помощью весов, взвешиванием.

Единица вместимости: литр.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.

 

 

 

ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20. Нумерация (12 ч)

Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел. Образование чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Запись и чтение чисел второго десятка.

Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.

Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 − 7, 17 − 10.

Текстовые задачи в 2 действия. План решения задачи. Запись решения.

Текстовые задачи с сюжетом, способствующим формированию желаний заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: сравнение массы, длины объектов; построение геометрических фигур по заданным условиям; простейшие задачи комбинаторного характера.

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Контроль и учёт знаний.

 

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20

Сложение и вычитание (21 ч)

Табличное сложение

Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток: прибавление по частям (8 + 6 = 8 + 2 + 4). Рассмотрение случаев + 2, + 3,  + 4, + 5, + 6,

+ 7, + 8, + 9. Состав чисел второго десятка. Таблица сложения.

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: логические задачи; задания с продолжением узоров; работа на вычислительной машине, выполняющей вычисление значения числового выражения в два действия; цепочки. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Табличное вычитание.

Общие приёмы вычитания с переходом через десяток:

1)  приём вычитания по частям (15 − 7 = 15 − 5 − 2);

2)    приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми .

Решение текстовых задач включается в каждый урок.

«Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей в составлении числового ряда; задачи с недостающими данными; логические задачи.

Наши проекты: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.

 

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». Проверка знаний (7 ч)

 

 

Планируемые результаты обучения по предмету «Математика»

 

Личностные результаты У учащегося будут сформированы:

·        начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;

·       начальные представления о математических способах познания мира;

·       начальные представления о целостности окружающего мира;

·        понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от учащегося;

·        проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;

·        понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;

·        освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;

·        начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

·        приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

·         

 

Учащийся получит возможность для формирования:

·        основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, к учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к учебному предмету «Математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);

·        учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;

·       способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

 

Метапредметные результаты Регулятивные

Учащийся научится:

·        понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

·        понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

·        принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;

·        выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

·        осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

·       осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

 

Учащийся получит возможность научиться:

·        понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;

·        выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

·        фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные

Учащийся научится:

·        понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

·        понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

·        проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;

·        определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;

·        выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;

·       осуществлять синтез как составление целого из частей;

 

·        иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

·        находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);

·        выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

·       находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

 

Учащийся получит возможность научиться:

·        понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

·        устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

·       применять полученные знания в измененных условиях;

·        объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

·       выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;

·        систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.

 

·        иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

·        находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);

·        выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

·       находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

 

Учащийся получит возможность научиться:

·        понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

·        устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

·       применять полученные знания в измененных условиях;

·        объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

·       выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;

·        систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.

 

·        иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

·        находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);

·        выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

·       находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

 

Учащийся получит возможность научиться:

·        понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

·        устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

·       применять полученные знания в измененных условиях;

·        объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

·       выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;

·        систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.

Учащийся получит возможность научиться:

·        применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

·        включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;

·        слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

·        интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

·       аргументировано выражать свое мнение;

·        совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;

·       оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;

·        признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

·       употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста»,

«Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

 

Предметные результаты Числа и величины.

 

Учащийся научится:

·        считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;

·        читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», «<», «=», термины равенство и неравенство) и упорядочивать числа в пределах 20;

·        объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;

·        выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;

·        распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;

·        выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;

·        читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.

 

Учащийся получит возможность научиться:

·       вести счет десятками;

·        обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.

 

Арифметические действия. Сложение и вычитание.

Учащийся научится:

·        понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;

·        выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;

·        выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);

·        объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.

 

Учащийся получит возможность научиться:

·       выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;

·        называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента(подбором);

·       проверять и исправлять выполненные действия.

 

Работа с текстовыми задачами

Учащийся научится:

·       решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;

·        составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;

·        отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;

·        устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;

·       составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;

 

Учащийся получит возможность научиться:

·       составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;

·       находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;

·        отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;

·       решать задачи в 2 действия;

·       проверять и исправлять неверное решение задачи.

 

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Учащийся научится:

·        понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;

·        описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;

·        находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);

·        распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);

·       находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч). Обучающийся получит возможность научиться:

·        выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.

 

Геометрические величины

Учащийся научится:

·        измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;

·       чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;

·       выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.

 

Учащийся получит возможность научиться:

·        соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см, 13 см).

 

Работа с информацией

Учащийся научится:

·       читать небольшие готовые таблицы;

·       строить несложные цепочки логических рассуждений;

·        определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.

 

Учащийся  получит возможность научиться:

·        определять   правило   составления   несложных   таблиц   и    дополнять   их недостающими элементами;

·        проводить   логические    рассуждения,    устанавливая    отношения    между объектами и формулируя выводы.

 

 

 

 

 

 

 

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

 

Цель: оказание квалифицированной психолого–педагогической поддержки обучающемуся, испытывающему стойкие затруднения в овладении программой по математике.

      Задачи:

1. Коррекционно–образовательные задачи:

·  создать условия для восполнения пробелов математического развития обучающегося путём обогащения его чувственного опыта, организация предметно–практической деятельности;

·  подготавливать обучающегося к восприятию новых трудных тем, обучение поэтапным действиям;

·  формировать операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;

— содействовать усвоению нового учебного материала, адекватному включению в классные занятия в соответствии с общим темпом  занятий.

2. Коррекционно–развивающие задачи:

·  развивать общеинтеллектуальных умений и навыков;

·  активизировать познавательную деятельности, развивать зрительное и слуховое восприятие;

·  активизировать словарь  обучающегосяв единстве с формированием математических понятий;

3. Коррекционно–воспитательные задачи:

·  воспитывать положительную  учебную  мотивацию, формировать познавательный  интерес к математике;

·  развивать навыки самоконтроля, формировать навыки учебной деятельности.

 

Добавить комментарий

×
×