Коррекционно-педагогическая работа по развитию произвольного внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр

Автор: Елена Валерьевна Романченко

 Развитие произвольного внимания в наше время становится все чаще проблемой среди детей дошкольного и школьного возраста. В педагогике и психологии говорится много о важности и сложности формирования внимания у детей.

Внимание – это сложное и важное условие в эффективности всех видов деятельности ребенка, исходя из этого, внимание очень важно для правильного развития ребенка. Также проблема в развитии произвольного внимания у детей с особенностями в развитии встает на первый план, ведь им бывает тяжелее настроится к познавательному процессу, и поэтому педагоги большую часть времени посвящают развитию внимания детям с нарушениями в развитии.

В последние годы детей с задержкой психического развития (ЗПР) становится все больше. По статистическим данным на 2021 год рост детей с ограниченными возможностями здоровья вырос на 9,4% в Российской Федерации с 2018 года.

Уже в дошкольном возрасте у детей с ЗПР наблюдаются проблемы в усвоении программного требования детского сада, а к моменту поступления в школе дети не достигают должного уровня готовности. Исходя из этого, проблема нарушение произвольного внимания у детей с нарушениями в развитии встает на первый план.

Своевременное выявление нарушения развития внимания и правильная педагогическая коррекция позволит, облегчит и улучшить усвоения программного материала, как в детском саду, так и в школе.

Вопросам развития внимания у старших дошкольников занимались такие ученые как, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин,
Д.И. Узнадзе, Т.В. Петухова, А.А. Люблинская, Т.В. Ендовицкая,
В.В. Ночевкина, Е.П. Соколова, Е.Д. Хомская, В.Д. Небылицына.

Стоит заметить, что в настоящее время теоретические и экспериментальные исследования посвященные комплексному коррекционно-педагогической работе по развитию произвольного внимания с помощью дидактических игр до конца не сформированы.

Поэтому возникает необходимость к созданию комплекса дидактических игр с методическими рекомендациями для родителей и педагогов по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

В научной работе К.С. Лебединской описана классификация типов ЗПР по принципу происхождения (конституционных, соматогенных, психогенных и целебрально-органических) которые представлены в таблице 1. Данные типы имеют возможность получить осложнения в ряду болезненных синдромов, таких как соматические и неврологические.

Ребенок дошкольного возраста не могут справляться с программой детского сада. Очень часто у детей наблюдается следующие признаки:

                    переутомление;

                    не воспринимают обращенную речь (сенсорная сфера);

                    ухудшается физическое развитие (моторная сфера);

                    плохая координация движений;

                    проблемы в концентрации внимания (когнитивная сфера);

                    невыполнение заданий (интеллектуальная деятельность);

                    несамостоятельность;

                    пониженный интерес к новой информации;

                    повышенная эмоциональная восприимчивость (эмоционально-волевая сфера);

Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста включает несколько направлений [16].

Лечебно-оздоровительная коррекция, которая включает медикаментозное лечение.

Создание строгого образовательного режима, в соответствии с четким чередованием образовательной работы и отдыха, соблюдение четкого часового режима занятий.

Психокоррекция направлена на развитие образовательной и познавательной сферы деятельности, и заключается в степени роста самооценки и проработки страхов.

Среди причин неуспеваемости дошкольников с ЗПР первое место занимают нарушения произвольного внимания, что плохо влияет на формирование всех познавательных процессов, снижает эффективность овладения знаниями, умениями и навыками [50].

Причины нарушения внимания могут быть различны, например общее ослабление нервной системы, ухудшение состояния здоровья, наличие хронических заболеваний, плохое самочувствие, переутомление физическое и умственное, эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений, стрессовая ситуация, нарушение режима труда и отдыха, нарушения дыхания, когда ребенок дышит ртом, его дыхание неглубокое, поверхностное, мозг недостаточно обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность, способствует снижению концентрации внимания, недостаточная сформированность волевых
качеств [31].

В связи с актуальностью данной проблемы возникает необходимость в проведении коррекционно-педагогической работы по развитию произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР.

Нами был составлена система игр и упражнений по развитию внимания с учетом следующих принципов:

                    доступность заданий;

                    игровая мотивация;

                    постепенное усложнение упражнений;

                    систематичность и последовательность;

                    максимальное использование различных видов анализаторов (слухового, зрительного, речевого, кинестетического).

 

Особенности развития дошкольников с задержкой психического развития наиболее ярко проявляются в игровой деятельности. У детей снижен интерес к игре, с трудом возникает замысел игры, наблюдается быстрая потеря интереса и усталость пальцев рук [48].

Психологи считают, что каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности: в дошкольном возрасте − это игра. Поэтому именно посредством дидактических игр можно достичь желаемого результата: развивать познавательные процессы у детей (внимание, память, мышление), сформировать у детей − дошкольников первоначальные навыки счета, письма, чтения..

Дидактическая игра − это разновидность игр с правилами, специально созданных для обучения и воспитания детей.

С целью исследования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, нами были проведены следующие диагностические методики.

База исследования проводилась в «Центре развития ребенка – детский сад № 156» в городе Магнитогорск, группа компенсирующего вида  «Страна чудес».

В исследовании принимали участие дети из старшей группы, в количестве 10 человек с диагнозом задержка психического развития, 4 из которых девочки и 6 мальчиков в возрасте 6-7 лет.

В ходе исследования мы изучили необходимую и актуальную научную литературу, которая представлена в теоретическом аспекте. Затем нами было изучена исследовательская деятельность ученых в которых были представлены исследования уровня сформированости произвольного внимания у детей с ЗПР.

Этапы исследования:

1 этапом (декабрь 2021г.) исследования являлось, выбор диагностических методик. Проведения диагностики. Анализ диагностических исследований по уровню развития произвольного внимания у детей.

2 этапом (январь – апрель 2022г.) исследования являлось, создания и применения комплекса диагностических игр, направленное на развития произвольного внимания у старших дошкольников.

3 этапом (май 2022г.) исследования являлось, проведения повторного диагностического исследования по уровню развития произвольного внимания у детей и сформироваиня выводов о проделанной работе.

Для реализации данных этапов нами была дана информация для педагогов работающих с данными деть о принадлежности и цели нашего исследования. Были обговорены все условия работы и детали ее проведения. Дети заранее были предупреждены о проведении нами занятия.

Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально, с опорой на норы и правила, а также с учетом возрастных особенностей детей. Разрешение на проведения данного рода занятий с каждым ребенком заранее были соглашены с родителями данных детей. В ходе проведения диагностических методик детям давали отдых в 10 минут после каждой методики. Для каждого ребенка нами было соблюдено правило единого требования, то есть к каждому ребенку выдвигались одинаковые условия в проведении диагностики.

Все диагностические методики проводились в первой половине дня, после завтрака. Обследование каждой методики занимало не больше 15 минут, после отводилось время на отдых.

Чтобы подтвердить гипотезу данной научной работы, нам необходимо решить следующие исследовательские задачи:

                    подобрать диагностические методики, направленные на выявления уровня произвольного внимания, с учетом возраста каждого исследуемого ребенка;

                    выявить уровень сформироаности произвольного внимания у каждого ребенка;

                    подобрать комплекс диагностических игр, который повысит уровень развития произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, разработать методических рекомендаций для родителей и педагогов согласно данному комплексу;

                    провести повторную диагностику по тем же методикам, что и в начале исследования;

Для выявления уровня развития произвольного внимания использовались следующие диагностические методики: Л.И. Малашинская и А.А. Осипова «Треугольники», Р.С. Немова «Запомни и расставь точки», А. Рея «Тест переплетенных линий».

Первая диагностическая методика «Треугольники» созданная Л.И. Малашинская и А.А. Осипова, в 2001 [29].

Проанализировав данные первой диагностической методики, отмечается, что у 20% исследуемых детей наблюдается высокий уровень развития произвольного внимания, у 40% детей средний уровень и у 40% низкий уровень.

Второй диагностической методикой нами было выбрано «Запомни и расставь точки» созданная Р.С. Немовым, в 2001 году [28].

Исходя из анализа таблицы диагностической методики Р.С, Немова были получены следующие процентные соотношения: высокий уровень развития произвольного внимания наблюдается 20% исследуемых детей, у 20% детей выявлен средний уровень, низкий уровень развития произвольного внимания выявлен у 60% детей.

Заключающей диагностической методикой стал «Тест переплетенных линий» А. Рея, созданный в 1958 [ 45].

По данным исследования диагностической методики А. Рея мы наблюдаем следующие результаты, высокий уровень отмечается у 10% детей, средний уровень развития произвольного внимания наблюдается у 40% исследуемых и у 50% детей замечается низкий уровень

Целью методики является посмотреть уровень развития переключаемого внимания у детей старшего дошкольного возраста

На первом этапе работы с детьми, мы  подобрали задания с несложным выполнением, такие как «Найди тень», «Обитатели Северного Ледовитого океана», «Найди дельфинов», «Найди одинаковых смешариков», «Найди дорожку», «Кто лишний в сказке?», «Из какой сказки?», «Трактор», «Съедобное и несъедобное», «Исключить лишнее», «Что слышно?», «Внимательные руку», «Смотри и замечай», «Определи сладкое, соленое, кислое», «Что нужно и не нужно», «Только на букву». Данные игры проводились на индивидуальных и групповых занятиях посвященных определенной тематикой недели. Для всех занятий были составлены конспекты посвященные определенной теме

На второй недели мы уже учитывали ошибки прошлой недели и подобрали игры которые точно заинтересуют детей. Так как тема недели оказалось достаточна интересной, «Зимние забавы» , мы подобрали игры по интересам детей, узнав заранее у воспитателя какой мультик деткам больше нравится, и помучив ответ: «Смешарики», нами были разработаны игры с данными персонажами. При проведении дидактической игры «Найди одинаковых смешариков» мы подобрали изображения персонажей данного мультика в различных зимних одеяниях. Один из персонажей повторялся. Деткам было необходимо отыскать этого персонажа и ответить на вопрос: «Чем занимается каждый смешарик зимой?». Дети с большим удовольствием выполняли данное задание. Также проводилась еще одна дидактическая игра «Найди дорожку», деткам было необходимо помочь Совунье добраться до дома по правильной дорожке.

Первый этап проведения занятий у нас занял 1,5 месяца. После прохождения данного этапа с уверенностью можно сказать, что мы нашли общий язык с детьми, каждое новое занятие детки ждали. Педагоги также отмечали заметную разницу в развитии внимания у детей, они стали более внимательны, снизился уровень отвлекаемости, ошибки в заданиях совершаются намного реже. 

На втором этапе нашей исследовательской работы мы решили усложнить задания, так как дети выполняют дидактические игры первого уровня с легкостью и ребятам становятся не интересно. Второй этап исследовательской работы начался с недели «Добрых дел», нами было принято решение ввести в план занятий дидактические игры, такие как «Найди отличие», «Мячики». Данные игры сосчитались с пальчиковыми и физическими минутками, что благотворно повлияло на развития произвольного внимания.

На недели «Человек по имени Я» были выбраны задания посвященные организму человека. До проведения нашего занятия на групповых встречах воспитатель и дефектолог объясняли ребятам, как работает организм человека. Нами были выбраны следующие дидактические игры, «Органы чувств» и «По новым местам». Детям очень понравились данные дидактические игры, занятие прошло в веселой форме.

На недели посвященной диким животным, мы проводили индивидуальные занятия. С детьми мы отправились в путешествие по диким метам нашей планеты, вспомнили названия некоторых животных и повторили, правела безопасности при встречи с диким животным.

При проведении повторного диагностического исследования нами была замечена положительная динамика в уровне развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР. Рассмотрим каждую диагностическую методику подробно.

Методика Л.И. Малашинской и А.А. Осиповой «Треугольники» при первом диагностическом исследование показала следующие результаты, высокий уровень развития произвольного внимания  зафиксирован у 20% исследуемых детей, у 40% детей средний уровень и низкий уровень наблюдался у 40% детей. При проведении повторной диагностики мы наблюдаем положительную динамики и результаты после проведения не могут нас не радовать, у 40% детей мы диагностировали высокий уровень развития произвольного внимания и у 60% наблюдается средний уровень. Таким образом, нами были замечены следующие показатели, дети у которых ранее был зафиксирован низкий уровень развития произвольного внимания поднялся до среднего и у не многих детей со среднего на высокий уровень, низкого уровня при проведении повторной диагностики не зафиксировано.

Следующей диагностической методикой было «Запомни и расставь точки» Р.С. Немова. При проведения первичной диагностики нами были отмечены следующие процентные результаты, высокий уровень наблюдается у 20% исследуемых детей, у 60% низкий уровень и у 20% средний. Но по результатам вторичной диагностики мы наблюдаем увеличения уровня развития произвольного внимания по следующим результатам, высокий уровень зафиксирован у 40% детей и 60% средний уровень, низкого уровня не наблюдается. По данным результатам мы делает вывод, что у исследуемых детей повысился уровень развития произвольного внимания.

Заключительной диагностической методикой что в первичном, что во вторичном исследовании был выбран «Тест переплетенных линий» А. Рея. По данным первичной диагностики выделены сдающие результаты,  высокий уровень отмечается у 10% исследуемых детей, у 50% низкий уровень и у 40% средний. Если посмотреть на данные повторного диагностического исследования, то мы видим следующие результаты 80% детей по данной диагностики, показали высокий уровень развития произвольного внимания и 20% высокий. Мы наблюдаем повышения уровня развития.

Проанализировав все данные как первичного, так и вторичного диагностического исследования, делаем следующее заключение, что коррекционно-педагогическая работа по развитию произвольного внимания у старших дошкольников посредствам комплексной сформированости диагностических игр способствует повышению уровня его развития.

Исходя из этого выдвинутой нами цели работы в начале исследования, что включение дидактических игр в коррекционно-педагогическую работу с детьми с задержкой психического развития будет способствовать у них успешному развитию произвольного внимания.

 

×
×