Автор: Ирина Алексеевна Баганова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Владимира «Детский сад № 116»
«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с РАС »
SHAPE
\* MERGEFORMAT
Аутизм – это качественное нарушение в
социальном взаимодействии, отсутствие социальной и эмоциональной взаимности (Всемирная организация здравоохранения).
Не существует типичного аутиста.
У детей наблюдается
множество проявлений аутизма, от легких до тяжелых.
В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом
лежит идея о том, что не ребенок должен адаптироваться к своему окружению, а
окружению нужно приспособиться к нему.
Людей с нарушениями развития следует воспринимать такими, какие они есть, а не исходя из желания узкого круга людей.
Таблетки от аутизма нет
SHAPE
\* MERGEFORMAT
SHAPE \* MERGEFORMAT
АВА (Applied behavior analysis) — прикладной
поведенческий анализ.
Основа – формирование структуры желаемого социально приемлемого поведения.
Акцент – отработка схемы «стимул-реакция».
Основной способ – тщательный выбор инструкций, специальное подкрепление, дозированная помощь.
Рекомендовано 30-40 часов в неделю.
Начинать использовать этот метод лучше до 6 лет.
Техника АВА используется для воздействия на проблемное поведение (агрессия, самостимуляция, навязчивые интересы, вспышки гнева) с помощью этичных методов, основанных на поощрении.
Важно определить функцию проблемного поведения, а также то, какому поведению можно научить ребенка вместо проблемного?»
Подкрепление — «стимул для изменений, следующий за поведением (поведенческим актом), который повышает частоту такого вида поведения в будущем в сходных условиях» (Купер, Херон & Хевард, 2007).
Например:
Паровоз является подкреплением для ребенка, а громкий шум ему не нравится.
-Ребенок говорит «паровоз» (поведенческий акт) и получает паровоз (подкрепление). Он с большей вероятностью будет говорить «паровоз» в будущем в сходных условиях (положительное подкрепление).
-При громком шуме ребенок говорит: «стоп» (поведенческий акт) и громкий шум (нежелательный стимул) смолкает. В будущем он с большой вероятностью будет говорить «стоп» в сходных условиях.
Как определить подкрепления для желательного поведения?
1. Если ребенок может говорить, то просто спросите, что ему
нравится. Если ребенок не умеет говорить, покажите ему картинки и предложите выбрать.
2. Спросите родителей, бабушек, дедушек, опекунов, с чем ребенок предпочитает играть, какую еду он любит и т.д. 3.Наблюдайте, с чем играет ребенок в группе.
Помните:
1. То, что является подкреплением для одного ребенка, не является таковым для другого, и может даже восприниматься как наказание.
§Хорошо иметь в запасе ряд подкреплений разного вида (лакомства, игрушки, виды игр и взаимодействия со взрослыми), чтобы быть готовым к переменам в детской
мотивации.
Проблемное поведение – ребенок берет в рот несъедобные предметы (игрушки, монеты, пальцы) для сенсорной стимуляции.
Каждый раз, когда ребенок пытается положить в рот посторонний несъедобный предмет, это поведение блокируется и его внимание обращается на специальную сенсорную игрушку для жевания. Когда ребенок кладет в рот специальную игрушку для жевания, он получает устную похвалу.
Визуальное расписание — это наглядное отображение
того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события. Такое расписание полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня или другого отрезка времени, это помогает снизить тревожность.
Визуальное расписание
сообщает ребенку, что будет дальше и в какой последовательности.
Программа: «Переодеваться на прогулку»
1. Взять коврик и положить его перед стулом.
2. Сесть на стул и положить на него тапочки.
3. Снять футболку и повесить ее на спинку стула.
4. Снять домашние брюки и повесить их на спинку стула.
5. Снять носки и положить их на брюки.
6. Взять с полки колготки и надеть их.
7. Снять с крючка рубашку, надеть и застегнуть ее.
8. Взять с полки свитер и надеть его.
9. Достать теплые носки из сапог и надеть их.
10. Снять с крючка комбинезон и надеть его.
11. Убрать коврик и поставить на него тапочки.
12. Взять сапоги и надеть их.
13. Встать, взять с полки шарф, надеть его.
14. Взять с полки шапку и надеть ее.
15. Снять с крючка куртку, надеть и застегнуть ее.
16. Достать из карманов варежки и надеть их.
1. Для развития независимости (не нужен другой человек
рядом для объяснений), что повышает самооценку.
2. Для того, чтобы избежать конфронтации с ребенком (убирает «личный» компонент) и делает процесс более объективным.
3. Вариант постоянного зрительного напоминания.
4. Для уменьшения тревожности (и, как следствие, неуместных
форм поведения).
5. Такая коммуникация помогает ребенку понять, что происходит вокруг.
6. Люди с аутизмом лучше воспринимают зрительную информацию (лучше развито визуальное мышление).
7. Эффективность визуальных опор доказана в научных исследованиях.
1. Использование системы поощрений (переход от безусловных (конфета) к условным – жетонам, социальной похвале).
2. Использование индивидуально значимых поощрений, ограничение доступа к поощрениям вне занятий.
3. Планирование занятий на подходящем уровне сложности, обучение через систему подсказок.
4. Предоставление свободы выбора учебных занятий
Работа с ребенком с РАС – едва ли не самое сложное, что есть в современной педагогике и психологии.
SHAPE \* MERGEFORMAT
SHAPE \* MERGEFORMAT
1. Высокая чувствительность к слабым раздражителям.
2. Преобладание зрительного восприятия.
3. Нарушение ориентировки во времени.
4. Снижена способность к обобщению (в том числе перенос навыка ).
5. Могут быть уникальными память и интеллект.
6. Воображение крайне недостаточное.
1. Обеспечение безопасной среды.
2. Неизменность места и времени.
3. Использование плана занятия.
4. Использование рисунков, схем.
5. Индивидуальная инструкция (простыми словами).
6. Внимание ребенка ничто не должно отвлекать.
7. Сперва предлагаются приятные виды занятий.
8. Все действия комментируются.
9. Понравившиеся виды деятельности повторяются многократно с постепенным расширением.
10. Создание ощущения успеха, трудности и неудачи ведут к поведенческим проблемам.
SHAPE
\* MERGEFORMAT
Выясните |
1. на каком расстоянии от ребенка можно находится;
2. каким голосом и в какой манере с ним говорить;
3. каким способом стимуляции поддерживать необходимый уровень деятельности, чтобы не спровоцировать отрицательных реакций;
4. предпочтения и интересы подобных детей.
Старайтесь:
1. стать «проводником и опорой» ребенка в незнакомой ситуации;
2. быть гибким, способным на ходу перестраивать занятие;
3. при использовании групповой работы продумать участие ребенка с РАС;
4. создать в группе поддерживающую среду;
5. учитывать сенсорную гиперчувствительность.
SHAPE
\* MERGEFORMAT
Ребенку нужен индивидуальный подход с учетом таких
проявлений аутизма, как
1. ранимость;
2. повышенная утомляемость, неравномерность развития интеллектуальных, речевых и моторных навыков;
3. замедленность реакции;
4. отсроченность результатов обучения (ребенок часто отвечает
не сразу, а спустя некоторое время);
5. трудность восприятия фронтальных занятий (эффективнее индивидуальные);
6. трудности при ответе.
Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.
Правило пяти «не»:
1. Не говорите громко.
2. Не делайте резких движений.
3. Не смотрите пристально в глаза ребенку.
4. Не обращайтесь прямо к ребенку.
5. Не будьте слишком активным и навязчивым.
SHAPE
\* MERGEFORMAT
Ребенок избегает контакта глазами.
Причина — ребенок чувствует дискомфорт в присутствии других.
1. Называйте ребенка по имени.
2. Научите ребенка смотреть в вашу сторону, когда вы обращаетесь к нему по имени.
3. Не заставляйте ребенка смотреть именно вам в глаза, чтобы показать, что он вас слушает.
Ребенок закрывает уши
Причины:
1. Нежелание слушать
2. Усталость
3. Слуховая гиперчувствительность
4. Вариант стереотипии
1. При нежелании слушать проблемная деятельность (ситуация), вызывающая у него напряжение устраняется или изменяется.
2. При слуховой гиперчувствительности голос взрослого понижается, а звук, вызывающий у ребенка тревогу, устраняется.
3. Если закрывание ушей руками становится проявлением стереотипных действий ребенка, то подобные действия облекаются специалистом в игровую форму для придания им смысла.
Ребенок грызет ногти (пальцы рук) иногда до крови
Причины:
1. Тактильная гипочувствительность.
2. Способ выражения тревоги. 3.Аутоагрессия.
SHAPE
\* MERGEFORMAT
1. При тактильной гипочувствительности (низкой) рекомендуется развивать сенсорные ощущения с помощью массажа и применения разнообразных материалов – шершавых, гладких, теплых, холодных и т.п.
2. В случае появления аутоагрессии выясняются ее возможные причины. Для этого взрослый определяет, в какой ситуации возникает аутоагрессия, сколько времени она длится, как ребенок реагирует на переключение внимания.
Ребенок долго прыгает на
одном месте
Причины: 1.Стереотипия
2. Способ выражения тревоги
Прежде всего определяется причина подобного поведения
1. Если подобные прыжки – одно из стереотипных действий ребенка, то ему разрешается прыгать, когда он испытывает в этом потребность. Если же ребенку доступно понимание, взрослый договаривается с ним, сколько тот может прыгать.
2. Если ребенок начинает прыгать при сильной тревоге, взрослый обязательно проговаривает его эмоциональное состояние, то, что ребенок в данный момент чувствует. При этом важно, если есть возможность, показать ребенку другие способы выражения эмоций.
3. Взрослому важно придать подобным действиям ребенка
осмысленную игровую форму.
Ребенок постоянно открывает и
закрывает дверь, которая скрипит
Причины:
1. Слуховая гипочувствительность (низкая)
2. Стереотипное действие
3. Повышенная тревожность ребенка
1. При слуховой гипочувствительности
необходимо развивать слуховые ощущения ребенка.
2. При стереотипном действии изучается причина подобного проблемного поведения.
3. Если присутствует какая-либо напряженная стрессовая ситуация, она по возможности устраняется, либо используется отвлекающий маневр.
SHAPE
\* MERGEFORMAT
1.
Важно организовать безопасную среду.
2. Будьте бдительны.
3. Главная заповедь специалиста – отсутствие ответной аффективной реакции, терпение.
4. Устранение источника тревоги, напряжения.
5. Вербальные инструкции во время кризиса увеличивают проблемное поведение.
6.
Переключение ребенка.