Автор: Гарибян Дарья Евгеньевна
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью эффективной коррекции задержки психического развития (ЗПР) у детей старшего дошкольного возраста. Проблема коррекции наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста приобретает особую значимость в современных условиях развития системы специального образования. Увеличение количества детей с различными формами дизонтогенеза, включая задержку психического развития, требует разработки эффективных методов коррекционно-развивающего воздействия, направленных на преодоление познавательных нарушений и подготовку детей к успешному школьному обучению. Наглядно-образное мышление как переходная форма от конкретно-действенного к абстрактно-логическому мышлению играет ключевую роль в интеллектуальном развитии ребенка и определяет его готовность к освоению учебной деятельности.
Социальная актуальность исследования обусловлена возрастающими требованиями общества к качеству образования детей с особыми образовательными потребностями и необходимостью их успешной социальной адаптации. Реализация принципов инклюзивного образования предполагает создание равных возможностей для всех детей, независимо от особенностей их развития. Дети с задержкой психического развития составляют значительную часть контингента дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов, что актуализирует поиск эффективных методов коррекционной работы, способствующих преодолению отставания в развитии и успешной интеграции в образовательную среду.
Научно-теоретическая актуальность определяется недостаточной разработанностью проблемы использования дидактических игр как специфического средства коррекции наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития. Несмотря на имеющиеся исследования в области игровой деятельности и коррекционной педагогики, остается малоизученным вопрос о специфике применения дидактических игр для целенаправленного формирования операций наглядно-образного мышления у данной категории детей. Требует научного обоснования система отбора игрового материала, последовательность его предъявления и методические приемы организации игровой деятельности с учетом особенностей познавательного развития детей с задержкой психического развития.
Практическая актуальность исследования связана с необходимостью совершенствования содержания и методов коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в условиях дошкольных образовательных учреждений. Педагоги-дефектологи и воспитатели нуждаются в научно обоснованных рекомендациях по использованию дидактических игр для коррекции наглядно-образного мышления, включающих конкретные методические разработки и диагностический инструментарий для оценки эффективности коррекционного воздействия. Разработка системы дидактических игр, направленной на формирование наглядно-образного мышления, позволит повысить качество коррекционно-развивающей работы и обеспечить более успешную подготовку детей с задержкой психического развития к школьному обучению.
Цель исследования — изучение влияния дидактических игр для коррекции наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретико-методологическая основа исследования базируется на трудах таких ученых, как Л. С. Выготский, К.С. Лебединская, У.В.Ульенковаи других, которые развивали концепции наглядно-образного мышления и подходы к коррекции психических нарушений у детей.
Объект исследования – наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – коррекция наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития.
Гипотеза заключается в предположении, что целенаправленная работа с использованием игровых методов может значительно повысить уровень наглядно-образного мышления у детей5-6 лет с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и научно-методические аспекты наглядно-образного мышления у детей с задержкой психического развития;
2. Выявить особенности дидактических игр в развитии и коррекции наглядно-образного мышления у детей с ЗПР;
3. Разработать систему коррекции наглядно-образного мышления посредством дидактических игр;
4. Оценить результаты коррекционно-развивающей работы по коррекции наглядно-образного мышления посредством дидактических игр.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ и обобщение литературы по вопросам коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР и применению дидактических игр.
2. Эмпирические методы: использование диагностических методик для оценки уровня наглядно-образного мышления у детей с ЗПР.
3. Практическое исследование: проведение коррекционно-развивающей работы с детьми через использование дидактических игр.
4. Методы анализа данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе дидактической игры у детей с задержкой психического развития происходит формирование тесной связи между практическим, жизненным опытом детей и наглядно-чувственными представлениями, а также отражение этой связи в речевых высказываниях, фиксирующих этот опыт и обобщающих его результаты.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и библиографический список.