Автор: Тинькова Татьяна Ивановна
Несовершеннолетние, поступающие в социально -реабилитационный центр имеют разносторонний характер деформаций вызванных социальной дезадаптацией.
Успешная социализация и адаптация в социуме невозможна без следующих видов деятельности: вовлечение воспитанников в творческую деятельность, труд, игру, общение и познание.
Поэтому включение ребенка в творческий процесс является одним из основных реабилитационных методов работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Творчество – это один из способов улучшения эмоционального состояния и укрепления эмоционально-волевой сферы человека, а главное – это получение позитивных эмоций, которые сопровождают эффективную работу, переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и творческих способностях.
Творчество – огромный стимул для развития и становления любой личности, а для людей с особыми потребностями – это еще и возможность (подчас единственная) заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень богатым и развитым. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей, но для получения наибольшего эффекта каждому человеку, конечно же, необходима демонстрация собственных творческих достижений. Для этого, естественно, подходит и ближайшее окружение, но значительно больший положительный эффект возникает именно при публичной демонстрации своих творческих наработок и их общественном признании.
Жизнь доказывает, что в сложных, изменяющихся условиях лучше всего ориентируется, принимает решения и работает творческий человек, т.к. он более гибкий и способен к созданию и использованию нового. Поэтому готовность к творчеству, творческому решению проблемы является одним их механизмов психологической защиты человека в сложных условиях, в том числе в критических ситуациях, с которыми воспитанники центра сталкиваются.
Творческую реабилитацию можно рассматривать как комплекс медицинских, психологических и педагогических мероприятий арт-педагогической и арт-терапевтической направленности, нацеленный на создание и обеспечение условий для социальной интеграции воспитанников, восстановление их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной деятельности путем вовлечения детей и молодежи в систему художественного образования, эстетического воспитания и нравственного развития.
Это связано с тем, что процесс творческой реабилитации в неформальной обстановке позволяет, в первую очередь, преодолеть одиночество ребенка, ощущение своей «неполноценности», вследствие чего возникает подавленность, депрессия или агрессивность.
После приобщения к творчеству у ребят достигается положительная динамика общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться и делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания
Социальная реабилитация детей «группы риска» — важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Одной из наиболее эффективных форм реабилитации является социально-культурная, а именно творческая деятельность воспитанников, подготовка и проведение различных праздничных и развлекательных мероприятий, включающих в себя такие формы творческой деятельности, как песенное исполнение, танец, элементы театральной постановки, чтение стихов и т.д.
У детей, поступающих в Центр, часто наблюдается социально-педагогическая запущенность, низкие интеллектуальные возможности, имеются проблемы в коммуникативной сфере – они не умеют общаться между собой, не могут контролировать свои поступки, адекватно выражать свои эмоции, у них занижена личностная самооценка, наблюдается комплекс неполноценности.
Для решения этих проблем и успешной социальной адаптации воспитанников Центра способствует организация досуговой деятельности, кружковая работа. Данная работа проводится через реализацию педагогических технологий: технологии творческой деятельности, кружки, конкурсы, выставки, экскурсии и массовые тематические праздники.
Любой вид творческой деятельности является спасительным при попадании в тяжелую жизненную ситуацию. Участвуя в творческой деятельности, ребенок осваивает опыт различных жизненных явлений от природных до социальных, что также помогает ему лучше адаптироваться к условиям жизни в обществе. Например, исполнение песен, участие в конкурсных программах не только способствует развитию творческих способностей, но и дает детям возможность осуществить опыт ролевого перенесения в образ иного эмоционального содержания и, находясь в нем, пережить те мысли и чувства, которые в силу их сложившегося жизненного опыта были им недоступны. Побывав в процессе исполнения в образе другого человека – здорового и счастливого, ребенок возвращается к самому себе уже другим, а это и есть залог его завтрашних позитивных изменений. Танец, музыкально-двигательные упражнения также обогащают внутренний мир ребенка, способствуют активизации коммуникативных качеств. Кроме того, этот вид деятельности хорошо снимает нервно-психическое напряжение, которое часто свойственно нашим воспитанникам.
Занятия творческой деятельностью позволяют детям развивать творческие способности и возможности, благодаря чему избавляют их от многих комплексов, восполняют пробелы в образовании и воспитании, обогащают их внутренний мир, помогают увереннее ориентироваться в окружающей действительности и успешнее реализовать себя в жизни, вселяют в них уверенность в завтрашнем дне.
Виды творческой деятельности в нашем центре:
1. Экскурсии — форма организации воспитания, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Воспитанники центра совершили экскурсии в краеведческий музей, пожарная часть, швейную фабрику, монастырь, музей пастилы, Трансмаш завод.
2. Массовые праздники как форма воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников. Праздник – это особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений. За участие в мероприятиях центра дети получают сладкие подарки, что стимулирует их и дальнейшее желание принимать в мероприятиях активное участие.
3. Театр. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного и школьного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
4. Кружки. Постоянно у нас все воспитанники вовлечены в кружковую деятельность по интересам. У нас действую следующие направления: рисование, плетение из бумажной лозы, квиллинг, театрализованная деятельность, музыкальное направление, танцы, моделирование из бумаги.
Все вышеперечисленное относится к творческой технологии, которой занимаются все воспитатели.
Итак, обобщая работу по творческой деятельности нашего учреждения, можно сказать, что все воспитанники были вовлечены в разнообразные формы творческой деятельности, с удовольствием выступали на сцене, участвовали в конкурсах. Многие замкнутые ребята стали свободнее чувствовать себя в коллективе, легче стали идти на контакт со взрослыми и детьми.
В процессе реализации творческой деятельности важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, отмечая даже небольшие достижения, побуждая его таким образом к дальнейшему развитию и творческому росту.