Автор: Кудря Татьяна Сергеевна
«Красный угол избы»
Исследовательская работа
Работу выполнили: Кидырова Софья,
Максимов Никита,
обучающиеся 1 класса
ЧОУ « Православная гимназия г.Саратова»
Руководитель:
Кудря Татьяна Сергеевна,
учитель начальных классов
ЧОУ «Православная гимназия г.Саратова»
Российская Федерация
Саратов
Содержание
1. Введение……………………………………………………….3
2. Основная часть…………………………………………………3-6
2.1. Что мы знаем об избе ..………………………………..3-4
2.2. Красный угол избы …………………………………….4-5
2.3. Наши исследования и практическая работа………… 5-6
3. Заключение……………………………………………………..6
4. Список литературы и Интернет-источников …………..……6
Введение
«Без труда хлеб не родится никогда!», «За обедом хлеб всему голова», «Не земля хлеб родит, а небо» — вот такие пословицы к иллюстрации встретились нам в Азбуке. Почему так говорят? При ответе на этот вопрос мы столкнулись с выражением «Хлеб да соль». По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на Руси встречают важного гостя, что означает пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства. В народном понимании хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Отсюда снова возник вопрос «Что такое красный угол?», на который мы не могли дать ответ. Нас это очень заинтересовало: что означает «красный угол»? где он располагался? Какого его символическое значение и роль в обрядовой культуре? Наша работа посвящена красному углу.
Цель исследования: поиск ответа на вопрос «Что такое красный угол избы?»
Задачи исследования:
— найти и прочитать литературу по теме;
— провести собственное исследование на тему «Знания обучающихся гимназии о красном угле» на базе 1-4 классов ЧОУ «Свято-Покровская православная классическая гимназия г. Саратова»;
— на основе проведенных исследований и изученной литературы определить роль красного угла в жизни человека и в обрядовой культуре.
Методы исследования
— поиск, изучение и анализ литературы;
— анкетирование обучающихся 1-4 классов;
— обобщение полученных сведений.
Основная часть
1. Что мы знаем об избе
Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою» назывался отапливаемый жилой сруб из брёвен.
Русские избы строили на высоких, сухих местах берегов рек или озёр, так как близко находились к реке и лодке (средство передвижения), окна были обращены «на лето» — на солнечную сторону, которая всегда будет хорошо прогреваться и в доме будет тепло.
Лучшим местом для строительства избы считалось место, на которое ложиться отдыхать рогатый скот. Ведь коровы рассматривались нашими предками как плодородная живительная сила, ведь корова часто была кормилицей семьи.
Выбирая место для строительства дома, мужчины использовали эксперимент. Женщины в нем никогда не участвовали. Брали овечью шерсть. Ее помещали в глиняный горшок. И оставляли на ночь на месте будущего дома. Результат считался положительным, если к утру шерсть отсыреет. Значит, дом будет богатым.
На самом высоком месте строили обычно церковь и колокольню в центре села.
Дом на Руси имел много названий: изба, хата, терем, холупы, хоромы, хоромина и храм. Да, не удивляйтесь – храм! Хоромы (изба) приравнивались к храму, ведь храм – это тоже дом, Дом Божий! А в избе всегда был святой, красный угол.
Крестьяне относились к дому как к живому существу. Даже названия частей дома похожи на названия частей тела человека и его мира! Это особенность именно русского дома – иметь «человеческие» названия частей избы:
· Чело избы – это ее лицо.
· Причелина – от слова «чело», то есть украшение на челе избы,
· Наличники – от слова «лицо», «на лице» избы.
· Очелье – от слова «очи», окно. Так называлась и часть женского головного убора, так же называлось и украшение окна.
· Лоб – так называлась лобовая доска.
· Пята, стопа – так называлась часть дверей.
Дом – это связь человека с миром природы и с Богом.
2. Красный угол избы
Важным в устройстве русской избы была диагональ «красный угол-печь». Красный угол всегда указывал на Божью сторону (красную сторону). Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, которые образовывали угол, имели окна. Этот угол всегда сравнивался с восходом солнца и югом. А печь указывала на заход солнца, на тьму. И сравнивалась с севером. Печь, священный очаг, ставилась в северной части дома для защиты от злых сил — чтобы те не могли пройти в дом мимо «матушки-печки». В печи готовили пищу, пекли пироги и хлеб, мылись, обогревали помещение, на ней спали и сушили одежду, обувь или продукты, в ней сушили грибы и ягоды.
Молились всегда на образа в красном углу, то есть на восток, где располагается и алтарь в храмах.
При поселении в новый дом, прежде всего, в красном углу размещали икону и хлеб-соль.
Иконы помещались в «красный» угол комнаты для того, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, который входил в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома.
Традиционно считалось, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке или в закрытом киоте в определённом порядке. Кио́т — особый украшенный шкафчик или застеклённая полка для икон.
Обязательными для домашнего иконостаса являются иконы Спасителя и Богородицы. Обычно в красном углу размещают «именные» иконы членов семьи. Особо почитаем на Руси был Никола Угодник (Святитель Николай, чудотворец), его икона находилась практически в каждом доме. Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.
Столу придавалось большое значение, стоял он на постоянном месте, в красном углу. Стол – это тоже, что в алтаре престол, поэтому сидеть за ним и вести себя нужно так, как в церкви. Очень важно, «Не бей стола, стол – это Божья ладонь!». Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом.
В красном углу находились не только образа, но лампадка и Библия, молитвенные книги, пасхальное яйцо. Красный угол старались держать в чистоте. В праздники его украшали вышитыми полотенцами, цветами, сюда приносили веточки освященной вербы в Вербное воскресенье или веточки берёзы в Троицу.
В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело.
Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек совершались в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.
Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая обещало благополучие в семье, дому, всему хозяйству.
Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почётный, божий) угол.
3. Исследования и практическая работа
Для проведения исследования была разработана анкета следующего содержания:
— как раньше назывался дом?
— из какого материала строились избы?
— какую роль выполняла печь?
— что такое красный угол избы?
— что в нём располагалось?
— интересно ли вам узнать, что располагалось в красном углу и почему?
В 1-4 классах ЧОУ «Свято-Покровской православной классической гимназии г.Саратова были опрошены 62 учащихся.
Основные результаты, полученные в исследовании:
94 % учащихся (58 человек) знают, как раньше назывался дом;
100% учащихся (62 человека) знают, из какого материала в прошлом строились избы;
82% учащихся (51 человек) знают все функции печи;
100% учащихся (62 человека) знают, что такое красный угол избы;
85% учащихся (53 человека) не знают, что еще располагалось в красном углу кроме икон;
100% учащихся (62 человека) заинтересовались, что и почему располагалось в красном углу избы.
По данным результатам мы пришли к выводу, что ребятам эта тема интересна. Свою работу мы представим на уроке литературного чтения по завершении изучения Азбуки, также для учащихся 1-4 классов. На практике эти знания нам пригодятся на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мир.
Заключение
Из всего выше сказанного следует, что красный угол избы в жизни людей играл особую роль, был важным элементом в быту, где совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело.
Подводя итог нашей работы по теме «Красный угол избы», мы сделали вывод, что красный угол и сегодня является предметом быта и занимает важное место в нашей жизни. Он – частица нашей культуры, без прошлого нет настоящего, и не будет будущего.
Список литературы и Интернет-источников
-
- Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Д.А. Баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Мадлевская и др. – СПб.: Искусство-СПб, 1999;
- Е. Богушева «Святыни в Доме», Благо Москва, 2006;
- Н. Блохин «Диковинки красного угла», Москва, 2011,
- Википедиа https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB