Автор: Любовь Викторовна Сергеева
Краткосрочный проект в разновозрастной группе
Тема: «Нетрадиционные техники рисования»
Цель проекта:
развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Задачи проекта:
Обучающие:
Познакомить детей с некоторыми видами нетрадиционной техники рисования.
Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках выбирая материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
Развивающие:
Развивать творчество, фантазию.
Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.
Воспитательные:
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители воспитанников или их законные представители.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки, кисти разной жёсткости, губки, вата, цветная бумага, цветной картон, ватные палочки, сухие листья деревьев и др.
Виды деятельности:
1. Продуктивная
2. Игровая
3. Коммуникативная
4. Трудовая
5. Познавательная
6. Чтение стихов, загадок
Ожидаемые результаты реализации проекта
§ Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
§ Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
§ Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
§ Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
§ Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
§ Основное содержание и методы реализации проекта.
Дополнительные стимулы
§ Игра является основным видом деятельности детей.
§ Сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие.
§ Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
Эмоциональное объяснение способов действий и показ приемов изображения.
Методы и приемы обучения нетрадиционному рисованию
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы.
6. Педагогическая диагностика.
Широко используются стихи, загадки, а также игры.
Формы работы с детьми.
v Дидактические игры. Для развития воображения и фантазии.
v Чтение загадок.
v Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.
v Чтение художественной литературы.
v Беседы.
v Занятия с использованием нетрадиционных техник
Формы работы с родителями.
1. Анкетирование для родителей «Что рисует ваш ребенок»
2. Консультации «Нетрадиционные техники рисования. Художественное творчество с применением нетрадиционных техник рисований»
3. Беседы.
4. Наглядная информация: буклеты, памятки.
5. Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).
Нетрадиционные техники, используемые в работе с детьми группы
• рисование солью, песком, манкой
• рисование мятой бумагой
• кляксография с трубочкой
• монотипия пейзажная
• печать по трафарету
• кляксография обычная
• пластилинография
Актуальность проекта:
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении. Реализация ФГОС в детских садах позволяет использовать разнообразные формы художественного творчества, в том числе и нетрадиционные техники рисования. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами – это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
Одной из современных проблем дошкольной педагогики является воспитание творческой личности.
Творческая деятельность — это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я».
Именно творческая деятельность ребенка делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Проблема детского творчества — одна из актуальных проблем педагогики и психологи
Детское творчество — это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки и т.д.); и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).
Деятельность по изобразительному искусству дает возможность насладиться положительными эмоциями, почувствовать себя хозяином своего творчества. Дети изучают и учатся познавать окружающий мир, копируя его. В их рисунках отражается личное отношение ко всему происходящему вокруг. Разнообразие форм, методов и приемов работы по изобразительной деятельности развивает художественные способности ребенка .
Нетрадиционные техники рисования в детском саду развивают ребят выражать задуманное свободно, без всяких ограничений. Детские страхи отступают, появляется уверенность в себе.
Необычность нетрадиционного рисования заключается в том, что оно дает возможность детям быстро получить желаемый результат.
Реализация проекта:
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный
2.Основной
3.Заключительный. Выставка детских работ.
1 этап – подготовительный.
Изучение методической литературы. Создание развивающей среды, материальной базы. Подобрать систему игр, упражнений. Разработать план занятий. Создать выставочную зону для готовых работ – детских рисунков, поделок. Подготовить необходимый для изо деятельности материал, различную бумагу, краски, карандаши, а также нетрадиционный материал для рисования и аппликации — свечи, трубочки, нитки, зубная щетка, ватные палочки, соль, манная крупа. Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий. Анкетирование родителей «Умеет ли ваш ребенок рисоват»
2 этап – основной.
Развитие творческих способностей с помощью нетрадиционных техник изо деятельности и различных нетрадиционных материалов.
Использование разнообразных методов и приемов (беседы, показ, объяснение, указание, напоминание, поощрение, игровые приемы)
Использование мультимедийного оборудования, иллюстративного материала.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию познакомить с такими техниками: раздувание краски, рисование ватными палочками, рисование манкой, солью, поролоном. Также познакомить с рисованием по сырой бумаге, по мокрой бумаге, проводились эксперименты с разными материалами (соль, крупа, крахмал и т.д.). Побуждать рисовать клеевой кистью, по картону восковыми мелками. С помощью оттиска рисовать различные узоры, цветы, звезды.
3 этап. Заключительный
Выявить уровень творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками.
Оформление выставки детских работ.
Оформление детского альбома.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, праздник, выставка детских работ.
1. Праздник рисования.
Цель: приобщать детей к удивительному миру искусства, развивать у них фантазию, творчество, воображение.
2. Выставка детских рисунков нетрадиционными методиками для родителей.
План проекта:
№ |
Мероприятие |
Сроки |
1 |
Беседа о нетрадиционных техниках изображения |
сентябрь |
2 |
Дождь из тучи (рисование пальчиком) |
сентябрь |
3 |
Медвежонок ( рисование жесткой кистью) |
сентябрь |
4 |
«Осенний лес» (ватные палочки)
|
октябрь |
|
Бабочки (монотипия предметная)
|
октябрь |
5 |
Чудесные превращения кляксы( Кляксография) |
октябрь |
6 |
Печатками из картофеля, оттиск пробкой. |
октябрь |
7 |
Сугробы везде ( рисование манной крупой) |
ноябрь |
8 |
Зимний пейзаж ( рисование зубными щетками) |
ноябрь |
9 |
Деревья в инее ( отпечаток поролона) |
ноябрь |
10 |
Улитка и сказочный домик (Пластилинография) |
ноябрь |
11 |
Рыбки плавают в пруду ( рисование ладошкой) |
ноябрь |
12 |
Сказочный зимний лес (рисование солью) |
ноябрь |
13 |
Разработка картотеки «Нетрадиционных способов рисования» |
ноябрь |
Каждый из этих методов рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
*способствует снятию детских страхов;
*развивает уверенность в своих силах;
*развивает пространственное мышление;
* побуждает детей свободно выражать свой замысел;
*побуждает детей к творческим поискам и решениям;
* побуждает работать с разнообразным материалом;
*развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
*даёт детям возможность получать во время работы эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования. Выбирая определённую технику, необходимо учитывать возраст, возможности и интересы детей. Опыт моей работы в использовании нетрадиционных техник рисования пока ещё невелик. В своей работе с детьми я уже успела попробовать следующие техники нетрадиционного рисования:
*тычок жёсткой полусухой кистью;
*оттиск печатками из картофеля;
*оттиск поролоном;
*оттиск печатками из ластика;
*восковые мелки+акварель;
*кляксография с трубочкой;
*рисунки из ладошки;
*волшебные верёвочки;
*рисование крупами (манкой, пшеном, гречкой);
*скатывание бумаги;
*метод волшебного рисунка (свеча + акварель);
*рисование на мокрой бумаге
*пластилинография;
*тестопластика (лепка из солёного теста).
*предметная монотипия.
Нетрадиционные техники рисования используемые
в разных возрастных группах
Младшая группа(3-4 года)
1. Рисование жесткой полусухой кистью.
2. Пальчиком.
3. Рисование ладошкой.
4. Рисование ватной палочкой.
5. Печатками из картофеля оттиск пробкой.
Средняя группа (4-5 лет)
1. Оттиск поролоном.
2. Оттиск печатками из ластика, листьев.
3. Восковые мелки + акварель.
4. Свеча +акварель.
5. Рисование мятой бумагой.
6. Монотипия предметная.
7. Пластилинография.
Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)
1. Монотипия пейзажная.
2. Рисование зубной щеткой.
3. Набрызг.
4. Кляксография с трубочкой.
5. Фотокопия – рисование свечой.
6. Рисование нитками.
7. Рисование солью.
8. Пластилинография.