Автор: Рогожкина Людмила Анатольевна
Маленький «взрослый» или как преодолеть кризис 3х лет
Итак, ваш малыш уверенно стоит на ногах, многое умеет, отлично говорит (может быть даже слишком много болтает), вы отлично ладите и вдруг…. Появляются капризы, непослушание, упрямство, негативизм во всем и ко всему что так любил и так нравилось раньше-поздравляем, вы подошли к кризису трех лет.
Вообще кризис принято считать чем-то крайне негативным, сложным, неприятным и многие мечтают как можно скорее « проскачить» любое кризисное явление, а вот абсолютно напрасно!
Любой переломный момент в развитии, какие бы болезненным он не был, несет в себе ряд новообразований, или качественно новых личностных приобретений, которые необходимы для гармоничного и целостного развития любой личности на любом возрастном этапе.
Но давайте по порядку. Три года -это начальный период становления своего «Я» у ребенка, понимание себя как отдельный субъект и завершение этапа «слияния» с мамой.
Малыш начинает понимать что многое ему по силам, что он на пути осознания себя. В этот момент происходит формирование так называемой « противо-воли», что выражается в желаниях все делать по-своему. Может давать негативную реакцию не на само действие, а на того, кто его просит что-то сделать . Часто в этот период малыш негативит по отношению к кому-то конкретно, или договориться с врединой может только кто-то один.
Возникает острый и устойчивый интерес к общению со сверстниками, мир расширяет границы от мамы, на которой был сконцентрирован весь объем потребностей, на других людей.
А начальном этапе такие перемены в ребенке могут пугать молодых родителей. Здесь важен объективный подход к осознанию того, что ребенок растет, меняются его потребности и возможности. И задача взрослого помочь ему справиться с новыми реакциям на прежние условия.
Важным достижением этого возрастного периода является появление возможности действовать не под влиянием случайно возникшего желания, а поступать исходя из более сложных мотивов.
Например, трехлетний малыш не кричит и требует игрушку, а подходит и выбирает именно ту, что на его взгляд, интереснее и необычнее. Это сензитивный период для обучения в игровой форме, для овладения новыми навыками и усложнения уже освоенных.
Любое проявление упрямства в период трехлетнего кризиса- это заявление о себе, желание чтобы с мнением малыша считались, поэтому целесообразно озвучивать родительскую готовность к принятию, но а тех условиях, которые оговаривает взрослый.
В этом возрасте важно дать понять ребенку присутствие выбора, альтернативы и показать что возможность договориться есть всегда.
Мудро организованное взаимодействие с ребенком, четкое обозначение разумных границ дозволенного позволит вам воспитать доброго друга, успешного ученика и гармоничную личность.