Автор: Газенко Татьяна Валериевна
Конспект игровой образовательной ситуации
по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы на тему: «Необыкновенное путешествие»
Квест-игра «На поиски клада»
Воспитатель: Газенко Татьяна Валериевна
Цель: Продолжать знакомить детей с устройством и функционированием человеческого организма.
Задачи занятия:
1.Образовательные:
— обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма;
— конкретизировать знания детей о строении кровеносной системы;
— учить детей измерять пульс человека;
— закреплять умение пользоваться датчиком пульса цифровой лаборатории;
— формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Развивающие:
— способствовать развитию у детей логического мышления, памяти, внимания, познавательной и речевой активности и инициативности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
3.Воспитательные:
— формировать общую культуру личности;
— формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни;
— способствовать формированию познавательного интереса к опытно-исследовательской деятельности.
Место проведения: Музыкальный зал
Количество детей: подгруппа из 20 человек
Методы:
— словесный (рассказ, проблемный диалог, объяснение, пояснение)
— наглядный (показ способа действия, рассматривание, демонстрационное экспериментирование)
— игровой (словесная игра, воображаемая ситуация, дидактические игры)
-практический (самостоятельное экспериментирование, упражнения (специальные)
Приемы:
— организации детей на занятии подгрупповой, индивидуальный и малыми группами.
— активизация умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, экспериментирование, проблемные ситуации)
— обучения (словесный образец педагога; обогащение и активизация словарного запаса; смена деятельности детей; оптимальное использование наглядного и демонстрационного материала, ТСО)
Материалы и оборудование:
магнитофон;
— фонендоскоп, спринцовка, соединенная с капельницей, гуашь красного цвета.
— макет сердца;
— физкультурное оборудование: тоннель, скакалки, обручи.
— муляжи кровеносных сосудов (артериальной и венозной крови);
— ободок с капелькой алого цвета 4шт, ободок с капелькой темно красного цвета 4 шт;
Оборудование: макет сердца, таблицы кровеносной системы человека, 2 шприца разного размера, спринцовка, прозрачные гибкие трубочки, красного и синего цвета, бумажные сердечки, полиэтиленовая фигура скелета человека, фонендоскоп.
1 этап Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Ребята обращают внимание, на предмет лежащий на столе (бутылку) Да это же настоящая стеклянна бутылка! Интересно, как она там оказалась?
Посмотрим, что там внутри? Это письмо из «Страны Здоровья»:
Воспитатель читает послание, спрятанное в бутылке.
Все люди не похожи друг на друга, но у всех людей одинаковое строение организма. Из каких же частей состоит тело человека? Вам интересно?
Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей!
Ждут вас испытания
Сложные задания,
Если клад найти хотите
В путь скорее поспешите.
Ребята мы принимаем это приглашение?
Кто согласен хлопните в ладоши.
Ребята, я предлагаю прямо сейчас отправиться на поиски клада. А что нам для этого необходимо? Как вы думаете?
Здорово, нужна карта и подзорная труба.
А они у нас есть? Предлагаю вам отыскать карту.
— За каждое правильно выполненное задание вы сможете получить часть карты (как написано в наш послании — Их у нас будет четыре)
Задание №1.
Загадка:
У меня в груди, вот тут –
Слышишь? – часики идут.
Звук их радостен и тих.
Только кто заводит их?
(Сердце).
1). Не часы, а тикает? Что это? (сердце)
Затем показываю картинку сердца.
Сердце — это самый главный орган человеческого организма. От него зависит самочувствие и правильность работы всех остальных органов человека. Можно сказать, что сердце отвечает за все процессы в организме!
— Как вы думаете, а внутри сердца что-нибудь есть, или оно пустое, как мячик? Хотите узнать, что внутри сердца? А в этом нам поможет энциклопедия.
Внутри сердца есть «комнатки», называются они камеры их четыре. Две маленькие — прихожие, и две большие камеры. Сначала кровь попадает в маленькую камеру — прихожую, затем большую. У большой камеры стенки толстые, ведь ей надо с большой силой протолкнуть кровь. И поэтому, когда сердце выталкивает кровь из себя звук слышится такой «Тук — тук», как будто когда поезд отправляется. А когда оно разжимается, пустое. Без крови. Голос уже мягкий и веселый: «Тук!» И снова через секунду тяжелое «Ту — ук». И вся кровь идет в сосуды.
Молодцы! Вы справились с первым заданием! И получаете первую недостающую часть карты! Посмотрим на карту, она ведет нас к следующему заданию. (воспитатель и дети переходят во вторую зону пролезая через тоннель)
Задание № 2. «Размер сердца»
— Как вы думаете, какого размера сердце?
— Как определить размер нашего с вами сердца? Кто знает? А хотите узнать? И здесь нам поможет видео – презентация.
Посмотрите, как выглядит сердце, по форме оно напоминает кулак. Посмотрите, как оно работает. Сожмите кулачок, а потом расслабьте, сожмите, расслабьте. Сожмется сердце — вытолкнет кровь, разожмется, опять сожмется – опять вытолкнет. (дети выполняют действия, разжимая и сжимая кулак) Посмотрите на свой кулачок – вот такой величины ваше сердце.
— У всех одинаковые кулачки?
— Вот и размер сердца у всех разный. А по мере вашего взросления вырастет и ваше сердце.
Сердце выталкивает кровь порциями, как насос. Чтобы понять, как это происходит, сделаем дыхательную гимнастику «насос». Сожмите пальцы в кулачки согните руки в локтях, — вдох, резко опустите руки вниз – выдох.
(повторить 3-4 раза).
А вы хотите посмотреть, как сердце выталкивает кровь?
Демонстрационный эксперимент: (Педагог набирает воду в спринцовку, соединенную с прозрачной трубочкой от медицинской системы, и, слегка нажимая, показывает, как кровь выталкивается из сердца, как течет подкрашенная жидкость по трубочке. Вода выливается в подставленную емкость.)
Где можно почувствовать толчки крови?
Толчки крови можно почувствовать на крупных сосудах — это называется «пульс»
— Сначала найдем пульс на шее. Приложите к ней кончики пальцев вот здесь.
(пульс прослушивается кончиками пальцев с обеих сторон шеи чуть ниже угла нижней челюсти.)
-Сильно не сдавливайте сосуды, иначе пульс не будет слышен. Теперь поищите пульс на висках (пульс обнаруживается в ямке около середины ушной раковины)! Все попробовали и проверили свой пульс?
Вы справились со вторым заданием и получаете недостающую вторую часть карты! Соединим две части карты и переходим к следующему поиску части карты. Куда же она нас приведет?
(воспитатель и дети переходят к третьему этапу, прыгая на скакалке).
Задание № 3. «Биение сердца».
Как можно еще услышать, как бьется наше сердце?
Биение сердца можно не только почувствовать, но и услышать!
Воспитатель достает аптечку и предлагает найти предмет помощник! (ФОНЕНДОСКОП)
Дети предлагают различные свои варианты, тем чем можно услышать биение сердца.
— Ребята, вы видели когда-нибудь этот предмет? Кто знает, как он называется? (показываю ФОНЕНДОСКОП (стетоскоп ).
— А где вы его видели?
— Здорово, конечно, в больнице, у врача.
— Что врач слушает фонендоскопом?
Вы знаете, как пользоваться этим прибором?
( открываем аптечку с фонендоскопами, дети берут их, самостоятельно делятся на пары)
— Их концы надо вставить в уши, а расширенную часть приложить к груди.
Кладите широкую часть на разные места и определите, где сердце слышно лучше всего. Прибор надо аккуратно ставить и аккуратно снимать. (корректирую действия детей, говорим очень тихо, чтобы не мешать прослушиванию тонов сердца).
(Дети самостоятельно складывают фонендоскопы в аптечку)
Вы справились с третьим заданием и получаете недостающую третью часть карты! Соединяем две части карты с третьей и видим, что нам не хватает последней четвертой части. Продолжим поиски?
(дети переходят к следующему заданию к поиску последней части карты перепрыгивая из обруча в обруч).
Задание № 4. «Моя кровеносная система»
(дети выстраиваются полукругом возле макета)
Предлагаю совершить увлекательное путешествие по кровеносной системе и узнать, какие же наше сердце и кровь! Ребята, вы готовы?
— А сейчас все вместе, попробуем увеличить нагрузку на свое сердце?
— Сожмите, пожалуйста свои кулачки. Теперь сжимайте и разжимайте кулак. И вы увидите, как вены надуваются и вы увидите свою кровеносную систему.
Здесь кровеносные сосуды подходят близко к поверхности кожи.
Во время каждого сокращения сердца его толчок отдаётся и в кровеносных сосудах. Это ПУЛЬС. Число ударов сердца и пульса совпадают.
— Долго вы сможете так работать? (нет, через несколько минут вы устанете.)
— А мышцы сердца намного выносливее, чем мышцы рук.
— Все люди разные, и сердце у всех работает по-своему.
Тело человека можно представить в виде страны, а роль дорог в этой стране выполняют сосуды, по которым мы с вами и отправимся.
Чтобы не заблудиться нам поможет карта. На этой карте изображен наш путь! (таблицы кровеносной системы человека).
А теперь посмотрите на схему кровеносных сосудов:
Это сосуды, по которым течет кровь. Они очень необычные, похожи на резину. По толстым и средним сосудам кровь может только течь, а у самых маленьких — капилляров — есть маленькие отверстия. Капилляры толщиной с наш волосок, представляете, какое должно быть в нем отверстие? Посмотрите, красная кровь и синяя кровь в сердце. Красная, богатая кислородом, бежит по всему телу, отдает свой кислород, становится синей и возвращается обратно в сердце.
(Рассматриваем на таблице кровеносную систему человека).
Молодцы, и с этим заданием справились! Получаете последнюю недостающую часть карты.
— Удалось собрать всю карту. Из скольких частей она состоит?
( Из четырех частей), давайте ее полностью соберем, и посмотрим что за клад мы найдем? Мы собрали все части и в центре карты изображен значок сундука. Постарайтесь найти, такое же место у нас, там и спрятан клад. Куда же нам идти, посмотрим нашу карту?
Дети ищут клад, находят сундук. (В нем яблоки и медали.)
Вот мы и нашли сундук! Все вы, ребята, просто молодцы! Такие умные, находчивые, умелые! А самое главное, дружные!
Рефлексия:
Я предлагаю подойти к столу: взять листочки и карандаши, на листочках нарисовать «Сердце».
Если вам было интересно, то нарисуйте его «красным» цветом, если нет, то «желтым».
Вы были храбрыми, внимательными и как вы быстро справились с заданиями и за это получили награду. Вы такие молодцы, я вами горжусь!