Автор: Сысоева Елена Алексеевна
Казалось бы, что в этом сложного? Если работник, которого выбрали как наставника для сотрудника, будет помогать новичку входить в курс дела, знает тонкости и нюансы профессии, то ничего сложного в процессе наставничества нет. Это как давать советы в процессе работы. Так думает большинство людей, которые в действительности наставниками не работали и не представляют, что ожидает их на пути «совместной и плодотворной работы».
Надо чётко осознавать, что предстоит взаимодействовать с незнакомым человеком период времени, который не ограничивается несколькими днями. Процесс адаптации включает в себя один или два месяца. До назначения наставником Вы знаете поведение нового сотрудника. Видели, как он реагирует на ситуации, когда спокойное течение рабочего процесса вдруг выходило из-под контроля. Тогда адаптация будет характеризоваться расширением круга действий, где вместе придётся решать те или иные рабочие вопросы, с учётом психологии друг друга.
В ситуации когда подопечный критически относится к советам молодых коллег и не упускает случая найти ошибки в рекомендациях Вам, как наставнику придётся найти ту «золотую середину», которая поможет сохранить профессиональные отношения с сотрудниками, и остаться компетентным в глазах
«наставляемого».
Вроде бы и ситуация простая, но это только в теории. На практике дело обстоит куда сложнее. Ведь часто в организацию приходит новый человек с большим опытом работы, привычками, характером. Поэтому мгновенно адаптироваться в действующем коллективе сложно. Это надо учитывать сотруднику, которого назначили быть наставником, так как придётся перестраивать работу для обучения, консультаций и разрешения многочисленных вопросов.
Здесь главное для наставника-дать шанс новому сотруднику продемонстрировать свой талант. Исключите позицию «здесь это не надо», а наоборот, сделайте установку «организации необходимы твои знания и навыки».
Тогда новый сотрудник понемногу раскроется наставнику, в котором будет видеть не «того кто его учит», а того, «кто помогает войти в курс дела, учитывает опыт».
Также важно, чтобы наставник не превращался в ментора, общение с которым похоже на испорченный телефон. Как бы наставник не показывал своё превосходство, необходимо воспринимать нового сотрудника как коллегу и относиться к нему с уважением к прошлому опыту и профессиональным заслугам. Однозначно, и новые сотрудники, обязаны соблюдать правила и традиции организации, и прислушиваться к советам и рекомендациям тех, кого закрепили за ними, чтобы процесс адаптации прошел как можно результативнее для обеих
сторон.
Легко ли быть наставником нового сотрудника? Если относиться к наставничеству как процессу взаимного профессионального «обогащения», то этот процесс не будет непосильной ношей, а наоборот, будет как трамплин для покорения новых профессиональных высот, и благодарности новому сотруднику от наставника за возможность проявить себя не как «старшего товарища», но и ученика в освоении новых граней педагогического мастерства.