Автор: Любовь Сергееынв Простова
Аннотация: Данная статья посвящена изучению особенностей лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Рассматриваются особенности развития лексико-грамматической стороны у данной группы детей, а также обсуждаются потенциальные подходы к коррекции и развитию их речевых способностей.
Ключевые слова:Лексико-грамматическая сторона, дети, общее недоразвитие речи, коррекция, развитие
Развитие речи является одним из ключевых аспектов в развитии ребенка. Для детей с общим недоразвитием речи, эта задача может представлять особые трудности. Лексико-грамматическая сторона речи играет важную роль в способности детей понимать и использовать язык для коммуникации. Понимание особенностей развития этой стороны речи у детей с общим недоразвитием речи имеет важное значение для разработки подходящих методик коррекции и поддержки их языкового развития. [1, с 1,2,3]
В научной литературе под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – включает в себя основные языковые единицы, которые выражают какое- либо понятие, т.е. слова обозначающие явления, предметы, знаки и действия окружающей действительности. Каждое слово содержит в себе значение, либо в слове заключается какой-либо смысл, звуковое оформление, а также морфологическая структура.
Развитие речи является одним из ключевых аспектов в развитии ребенка. Для детей с общим недоразвитием речи, эта задача может представлять особые трудности. Лексико-грамматическая сторона речи играет важную роль в способности детей понимать и использовать язык для коммуникации. Понимание особенностей развития этой стороны речи у детей с общим недоразвитием речи имеет важное значение для разработки подходящих методик коррекции и поддержки их языкового развития.
1. Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи
Дети с общим недоразвитием речи часто испытывают затруднения в формировании правильной лексико-грамматической стороны своей речи. Они могут испытывать трудности с формированием предложений, правильным использованием грамматических конструкций, а также с расширением своего словарного запаса. Специалисты в области логопедии и специального образования активно занимаются изучением этих особенностей и разработкой индивидуальных методик коррекции.
2. Практические подходы к коррекции
В данном разделе мы можем представить практические методики, которые могут использоваться для помощи детям с общим недоразвитием речи в развитии и коррекции лексико-грамматической стороны их речи.
Практические подходы к коррекции лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи могут включать различные методики и индивидуальные подходы. Один из подходов может быть основан на работе с конкретными грамматическими конструкциями, используя игровые элементы, рисунки и другие наглядные материалы для обучения. Это поможет детям улучшить их понимание и использование грамматических структур в контексте.
Другой подход может включать использование ролевых игр и сценариев, которые могут помочь детям практиковать социальные и коммуникативные навыки, а также улучшить их способность составлять и использовать разнообразные высказывания.
Важным аспектом коррекции речи у детей с общим недоразвитием речи является индивидуальный подход. Каждый ребенок имеет свои уникальные трудности, и, следовательно, необходимо разрабатывать программы и методики, учитывающие индивидуальные потребности каждого ребенка.
Также важно обеспечить сотрудничество с родителями, чтобы обеспечить последовательность работы над развитием лексико-грамматической стороны речи в домашних условиях.
Коррекция лексико-грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи требует комплексного подхода и вовлечения специалистов из различных областей, например, логопедов, психологов, специалистов по специальному образованию.
Одним из ключевых аспектов успешной работы с детьми с общим недоразвитием речи является постоянное обучение и поддержка специалистов, работающих с этими детьми, чтобы они могли улучшить свои навыки и поддерживать детей в их речевом развитии.
Д. Б. Эльконин, советский психолог, предполагал, что развитие речевой сферы можно разделить на несколько последовательных этапов.
Первый этап — подготовительный — начинается с рождения и продолжается до года. По мнению ученого, это период, предшествующий формированию речи, на котором закладываются основы для дальнейшего развития речи. В этом этапе выделяются два периода: гуление и лепет.
Результаты исследования показали, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные отклонения от нормативных показателей лексико-грамматической стороны речи. В частности, у таких детей наблюдается бедность и ограниченность словарного запаса, неправильное использование грамматических конструкций, а также недостаточное разнообразие языковых средств.
Выводы исследования свидетельствуют о необходимости разработки специальных программ и методик коррекции и развития речи у детей с общим недоразвитием. Такие программы должны учитывать особенности лексико-грамматической стороны речи и направлены на комплексное развитие языковых навыков у данной категории детей.