Автор: Герасимова Юлия Сергеевна
Тема: «Лэпбук как средство формирования математических представлений у детей с ТНР».
Актуальность: Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Математическое образование имеет большое значение для целостного, в том числе и когнитивного, развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Математические представления у дошкольников с ТНР отличаются от математических представлений у детей с нормативной речью. Знания детей с ТНР неустойчивые, выполнение заданий требует постоянной зрительной опоры. Трудности в оперировании словесными образцами затрудняют осуществление переноса на аналогичные задания. Дети с большим трудом запоминают инструкцию, удерживают в памяти вербальную организацию практического задания. Отсутствие комментария математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения задания. Отмечены неустойчивые количественные представления. Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено.
Как же сделать так, чтобы пройденный материал дошкольником с ТНР остался в памяти, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу?
В поиске новых форм организации образовательной деятельности, результатом стала тематическая папка или «лэпбук». Лэпбук – новейший способ организации развивающей, проектной и игровой деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагога и детей.
Лэпбук актуален в настоящее время по следующим причинам:
Во-первых, лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
— пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера);
— обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.;
— вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
— обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Во-вторых, работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
— включенность воспитателя наравне с детьми;
— добровольное присоединение детей к деятельности;
— свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
Лэпбук в работе по формированию элементарных математических представлений у детей с ТНР способствует овладению детьми математическими способами познания, на основе использования обучающих игр, с целью обеспечения активности мыслительной и практической деятельности в процессе самостоятельной и совместной деятельности дошкольников и взрослых.
Таким образом, лэпбук – это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это одновременно игра, познание и творчество.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы.
Цель: повышение уровня математического развития детей с тяжелыми нарушениями речи посредством лэпбука.
Исходя из поставленной цели, мной были намечены следующие задачи:
ü Изучить методическую литературу по данной теме самообразования,
изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет для повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства.
ü Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности
лэпбуки по формированию математических представлений у детей с ТНР.
ü Развитие познавательной активности, логического мышления,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей детей с ТНР.
ü Вовлечь родителей в образовательный процесс в рамках темы
самообразования, стимулировать их творческую активность.
ü Повысить уровень педагогических знаний родителей по формированию
математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
ü Проверить эффективность проведенной работы и сделать
соответствующие выводы.
Принципы:
ü Принцип индивидуального подхода.
ü Принцип систематичности и последовательности.
ü Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
ü Принцип доступности.
Предполагаемые результаты:
Для педагога:
ü Проанализирована методическая литература по теме самообразования,
изучен педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет; повышение уровня педагогической компетенции.
ü Определение эффективности использования лэпбука в работе по
формированию элементарных математических представлений у детей с ТНР.
ü Разработан и внедрен в практику образовательной деятельности
лэпбук по формированию математических представлений.
Для воспитанников:
ü Проявляют познавательные интересы, развито внимание, память, речь,
воображение, логическое мышление; сформированы элементарные математические представления.
ü Умеют сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать, делать
выводы и объяснять свое решение.
Для родителей:
ü Повышение уровня педагогических знаний родителей по формированию
математических представлений детей с ТНР.
ü Принимают активное участие в рамках темы самообразования,
проявляют творческую активность.