«Лэпбук как средство формирования математических представлений у детей с ТНР»

Автор: Герасимова Юлия Сергеевна

Тема: «Лэпбук как средство формирования математических представлений у детей с ТНР».

Актуальность: Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Математическое образование имеет большое значение для целостного, в том числе и когнитивного, развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Математические представления у дошкольников с ТНР отличаются от математических представлений у детей с нормативной речью. Знания детей с ТНР неустойчивые, выполнение заданий требует постоянной зрительной опоры. Трудности в оперировании словесными образцами затрудняют осуществление переноса на аналогичные задания. Дети с большим трудом запоминают инструкцию, удерживают в памяти вербальную организацию практического задания. Отсутствие комментария математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения задания. Отмечены неустойчивые количественные представления. Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено.

 Как же сделать так, чтобы пройденный материал дошкольником с ТНР остался в памяти, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу?

В поиске новых форм организации образовательной деятельности, результатом стала тематическая папка или «лэпбук». Лэпбук – новейший способ организации развивающей, проектной и игровой деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагога и детей.

Лэпбук актуален в настоящее время по следующим причинам:

Во-первых, лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

— полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

— пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера);

— обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.;

— вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

— обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Во-вторых, работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

— включенность воспитателя наравне с детьми;

— добровольное присоединение детей к деятельности;

— свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

Лэпбук в работе по формированию элементарных математических представлений у детей с ТНР способствует овладению детьми математическими способами познания, на основе использования обучающих игр, с целью обеспечения активности мыслительной и практической деятельности в процессе самостоятельной и совместной деятельности дошкольников и взрослых.

Таким образом, лэпбук – это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий. Это одновременно игра, познание и творчество.

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы.
             Цель:
 повышение уровня математического развития детей с тяжелыми нарушениями речи посредством лэпбука.

             Исходя из поставленной цели, мной были намечены следующие задачи:

ü  Изучить методическую литературу по данной теме  самообразования,

изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет для повышения своего теоретического уровня, профессионального мастерства.

ü  Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности

лэпбуки по формированию математических представлений у детей с ТНР.

ü  Развитие познавательной активности, логического мышления,

стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей детей с ТНР.

ü  Вовлечь родителей в образовательный процесс в рамках темы

самообразования, стимулировать их творческую активность.

ü  Повысить уровень педагогических знаний родителей по формированию

математических представлений  детей старшего дошкольного возраста.

ü  Проверить эффективность проведенной работы и сделать

соответствующие выводы.

             Принципы:

ü  Принцип  индивидуального  подхода.

ü  Принцип  систематичности  и  последовательности.

ü  Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

ü Принцип  доступности.

Предполагаемые результаты:

Для педагога:

ü  Проанализирована методическая литература по теме самообразования,

изучен педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет; повышение уровня педагогической компетенции.

ü  Определение эффективности использования лэпбука в работе по

формированию элементарных математических представлений у детей с ТНР.

ü  Разработан  и внедрен в практику образовательной деятельности

лэпбук по формированию математических представлений.

Для воспитанников:

ü   Проявляют познавательные интересы, развито внимание, память, речь,

воображение, логическое мышление; сформированы элементарные математические представления.

ü  Умеют сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать, делать

выводы и объяснять свое решение.

Для родителей:

ü  Повышение уровня педагогических знаний родителей по формированию

математических представлений  детей с ТНР.

ü  Принимают активное участие в рамках темы самообразования,

проявляют творческую активность.

 

 

 

×
×