Автор: Верещагина Олеся Васильевна
Левша в мире правшей
Леворукость — это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.
Главное, что следует понимать и помнить – переучивание может не только создать очень большие трудности в жизни подрастающего человека, но и стать проблемой на долгие годы.
Особенности леворуких детей
· Плохая пространственная ориентация.
· Плохая зрительная память.
· Повышенная эмоциональная возбудимость.
· Быстрая утомляемость.
· Выраженные способности к художественному творчеству.
· Раздражительность, обидчивость.
Для определения ведущей руки у ребенка предложите ему выполнить несколько простых действий:
· Рисование карандашом
· Открывание небольшой коробочки, например, спичечного коробка.
· Вырезание ножницами по контуру.
· Нанизывание бисера.
· Игра в мяч. Задание: взять небольшой мяч (например,тенесный), бросить взрослому, затем подкинуть и поймать его одной рукой( 2-3 раза).
Ведущей будет та рука, которая выполняет наиболее активные действия.
Советы при обучении ребенка грамоте
Положение тетради или листа бумаги: верхний правый угол должен лежать с наклоном в право, а верхний левый угол располагаться напротив груди. По мере заполнения листка тетради правая рука сначала поддерживает его с низу, потом сверху. Свет должен падать с правой стороны.
Не заставляйте писать ребенка без отрыва и с наклоном: ребенок должен писать прямо, чтобы не загораживать себе строку.
Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает его сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Ручку нужно держать легко, не сжимая, но так, чтобы она не падала. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должна составлять 4 см – это нужно для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец должен быть продолжением ручки и не образовывать с ней угол. Начинать занятия надо с нескольких штриховок. Научиться держать ручку ребенку очень непросто, так что потребуется терпение.
Уделяйте большое внимание положению ребенка при письме: сидеть он должен прямо, опираясь на спинку стула, не касаться грудью стола, ноги держать прямо и на полу, руки в области предплечья опереть на край стола, при этом локти должны выступать за край стола.
Не забывайте развивать обе руки с помощью лепки, вышивания, плаванья, нанизывание бисера, кинезиологические упражнения («Кулак, ладонь, ребро») и т.д.
При чтении леворукие дети часто теряют строку или читают зеркально. Во избежание таких трудностей можно пометить левую руку маркером и постоянно напоминать, с какой стороны следует читать, пока это не дойдет до автоматизма. Если этот способ не помогает, можно закрыть читаемый текст и открывать только ту часть слога, которую ребенок читает. Причем сначала это надо делать взрослому, пока ребенок не поймет этот нехитрый механизм.
Все занятия должны длиться не более 15-20 минут, потом малышу необходим отдых, соразмерный занятию.
У леворукого ребенка надо развивать пространственную ориентацию (для этого надо научить его ориентироваться на листе бумаги; лист сначала должен быть в клетку). Можно использовать графические диктанты.
Левшество продолжает, к сожалению, оставаться малоизученным явлением. А поскольку объяснением его существования служит отличное от правшей распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, то и основные успехи в области изучения этого феномена достигнуты нейропсихологами. К сожалению, результаты этих исследований практически не касаются педагогики, а если в появившихся по этому вопросу публикациях и встречаются рекомендации учителям, то они касаются в основном достаточно узких проблем, таких, как положение руки при письме или обучение точному (а не зеркальному) копированию образца, что на определенном этапе, безусловно, является очень важным, но недостаточным для решения множества мелких и крупных проблем, часто возникающих у этой категории детей, по крайней мере на первом-втором годах обучения.
И помните, что, независимо от того, какой рукой активнее действует ребенок, с вашей помощью он обязательно добьется высоких результатов в любом деле, за которое возьмется!