Личность и управление ее развитием в организации.

Автор: Майоров Максим Дмитриевич

Личность и управление ее развитием в организации.

Личность человека всегда была и остается одной из самых интригующих тайн, волновавших и волнующих наиболее выдающиеся умы. Тайна личности, ее единственности, никому не понятна до конца.[4]

Главной задачей менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

Менеджмент интересует, как те или другие типологические особенности личности, рассматриваемые в общей и социальной психологии и социологии, отражаются на участии личности в сфере трудовых отношений, то есть ролевое разнообразие проявлений личности в этой сфере.[1]

Менеджмент рассматривает проявления личности не просто в социальной группе, а в важнейшей ее разновидности – на предприятии. Точнее, ее интересует результат, который зависит от многообразия взаимоотношений личности в организации.[4] Главное внимание при этом сосредоточивается на проблеме мотивации личности к успешной деятельности в интересах организации. Вот почему особенное внимание акцентируется на личности руководителя и подчиненного, на необходимых личностных качествах, что определяет актуальность исследований в этой области.

Человек — это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду.[4] Человек — это специфическое уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное — он часть социума и продукт общественного развития.

Личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.[4]

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это также своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных функций, своеобразие жизненного опыта.[2] Индивидуальность — это непременный и важнейший признак личности.

В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах:

1.               личность присуща каждому человеку;

2.               личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;

3.               личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;

4.               личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.

В структуре личности выделяют такие составные части:

1.               психические процессы, как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на следующие:

• познавательные процессы, которые позволяют ориентироваться в окружающем мире;

• эмоции, которые выражают отношение к окружающему миру;

• волевые качества, которые определяют саморегулирование деятельности человека;

2.               психическое состояние, как характеристика психической активности людей в определенных условиях. По доминирующим влияниям на деятельность различают:

• позитивные состояния, то есть те, которые способствуют решению определенных заданий (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и т.п.);

• негативные состояния, то есть те, которые утруждают решение заданий и вообще жизни (страх, сомнения, грусть, раздраженность, и т.п.);

3.               психические образования, как продукты психической активности человека. Ведущими психологическими образованиями принято считать знание, умение, навыки, опыт;

4.               психические свойства, как важнейшие в человеке, их системное качество. Выделяют такие психические свойства:

• самоосознание, то есть осознание человеком самого себя и своего места в этом мире;

• направленность, то есть совокупность стойких мотивов, целей, потребностей, идеалов, а также установок, убеждений;

• способности, то есть особенности человека, которые позволяют ему успешно справляться с тем или другим видом деятельности;

• характер, то есть совокупность стойких индивидуальных особенностей, которые проявляются в общении, поведении, деятельности;

• темперамент, то есть естественно обусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических процессов.

В настоящее время большую актуальность приобретают исследования процессов социального развития, протекающих в организациях, т.к. они оказывают прямое влияние на эффективность деятельности как одного индивида, так и организации в целом.[1] Поэтому одним из важных вопросов, стоящих перед организациями становится изучение социальных процессов внутри организации, определение возможных последствий, прогнозирование дальнейшего функционирования, управление социальными процессами.

Управление социальным развитием в рамках организации можно рассматривать с трёх основных позиций: управление социальным развитием личности, управление социальным развитием персонала и управление социальным развитием самой организации. Однако в современной литературе предпочтение отдаётся изучению в основном управления социальным развитием организации.[2] Если рассматривается управление социальным развитием персонала, то опять в рамках развития организации. Управление социальным развитием личности в организации рассматривается ещё реже. Для разграничения данных понятий и оценки их важности рассмотрим каждую категорию социального развития по отдельности. [1]

Социальное развитие личности рассматривается как включение человека в социальную среду, прохождение процесса социализации.[2] Чаще всего проблемы социализации рассматриваются в детском и подростковом возрасте, когда личность активно усваивает правила и нормы социального окружения. Но развитие личности на этом не заканчивается.[1] Более зрелая личность проходит дальнейшее обучение, повышает свой уровень профессионализма, изменяет свой социальный статус, приобретает новые качества, пересматривает ценности и расширяет круг своих интересов. Всё это влияет на дальнейшее социальное развитие личности.[6]

Для развития личности в процессе трудовой деятельности большое значение, кроме экономических (материальных) имеют нематериальные способы мотивации (организационные и морально – психологические).

Организационные способы включают в себя, прежде всего, привлечение работников к участию в делах организации, которое предполагает, что им предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера. Важную роль играет мотивация перспективы приобрести новые знания и навыки, что делает работников более независимыми, самостоятельными, придаёт им уверенность в завтрашнем дне. Мотивация обогащением содержания труда заключается в предоставлении людям более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, соответствующей их личным интересам и склонностям, с широкими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможность проявить свои творческие способности, осуществить контроль над ресурсами и условиями собственного труда.

В организации социализация личности тесно связана с развитием процессов профессионализации, повышения квалификации, коммуникации. В профессиональной сфере работник позиционирует себя как специалиста в определённой области, развивает карьеру, формирует стиль профессиональной деятельности. Повышая свою квалификацию, обучаясь новому, формирует своё мировоззрение, отношение к деятельности, развивает творческие способности. Развивая коммуникативные навыки, индивид удовлетворяет свои потребности к принадлежности к группе, определяет своё место в ней, укрепляет взаимоотношения с другими членами коллектива, что способствует формированию благоприятного социально-психологического климата. Совокупность данных процессов представляет собой социальное развитие личности в организации, успешное протекание которого способствует эффективному достижению целей в организации.

В этом случае задачи управления социальным развитием личности в организации должны быть направлены на составление и использование индивидуальных планов обучения, карьерного развития, развитие творческого потенциала каждого сотрудника, предоставление возможности самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию.[3] Данные мероприятия помогут развить те социально значимые качества личности, которые будут необходимы в профессиональной его деятельности и способствовать достижению целей организации.

Личность отражает общий профиль, или комбинацию черт, определяющих уникальность природы человека, то, как этот человек поступает и взаимодействует с окружающими. Личность сочетает в себе физические и психические характеристики, отражающие то, как человек выглядит, думает, поступает и что он чувствует. Понимание личности помогает разобраться в организационном поведении, поскольку мы вправе ожидать определенной и предсказуемой взаимосвязи личности и склонности вести себя определенным способом.

Личность – это социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития. Это член общества, наделенный правовым статусом, правосубъектностью, адресат правового воздействия, участник многообразных общественных отношений, совокупность и содержание которых определяют его положение и социальную роль, поведение и духовную жизнь.[4]

Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело.

Управление социальным развитием организации включает в себя всю совокупность мероприятий, связанных с управлением социальным развитием личности и социальным развитием персонала. Но тем не менее данные направления следуют разграничить для постановки акцентов в управленческой деятельности в связи с поставленными целями и задачами.

Проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительно большое влияние, либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желания работать производительно, с полной отдачей.

Список литературы

1.     Башмаков В.И. Управление социальным развитием персонала: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Башмаков, Е. В. Тихонова. – 2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 240 с.

2.     Ильенков Э.В. Что же такое личность? // Философия и культура. М., 2016. — С.88-90.

3.     Королёва Е.Г. Факторы образования как механизм социализации взрослых// Человек и образование №2 (39), 2014, С. 54-57.

4.     Зарипова Н.Ш., Шестакова О.А., Хабарова Ю.А. Оценка социального развития персонала организации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 4А. С. 343- 349

5.     Соколова В.Е. Организационное поведение: методические указания по выполнению курсовой работы. — Хабаровск: изд-во ДВГУПС, 2001. — 20 с.

6.     Базаров Т.Ю. Управление персоналом. — М., Изд-во ЮНИТИ, 2018 – С.560-561.

 

×
×