Личностно-ориентированное обучение на уроках технологии

Автор: Сергей Викторович Фотеев

Личностно-ориентированное обучение на уроках технологии

Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в ФГОС, программах обучения, приобретают для обучающегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. Такое обучение позволяет обучающемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными возможностями достигать поставленной цели. Личностно-ориентированный подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, имеющих свои характерные черты, склонности и интересы.

Принципами личностно-ориентированное обучения являются: вариативность, процесс познания, создание благоприятных условий для дальнейшего изучения технологии.

        При этом важно помнить, что обучающийся должен быть полноправным субъектом учебной деятельности.

Личностно — ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности обучающегося, выстраивающее педагогические воздействия на основе опыта обучающегося.

        

Личностно-ориентированный подход в преподавании — концентрация внимания педагога на личности человека.

В личностно-ориентированном обучении обучающийся — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Преимущества личностно ориентированного обучения явны. Во-первых, такой подход позволяет обучающимся самостоятельно определять свои учебные цели и находить свой собственный стиль обучения. Это способствует повышению мотивации  и укрепляет их уверенность в собственных способностях. Кроме того, личностно -ориентированное обучение способствует развитию самооценки и самодисциплины обучающихся. Когда обучающиеся чувствуют себя ценными и важными в процессе обучения, они становятся более ответственными и активными участниками учебного процесса. Это помогает им преодолеть препятствия и достичь личных и учебных целей.

 

В целом, личностно -ориентированное обучение способствует не только улучшению результатов, но и развитию личности обучающихся. Этот подход позволяет каждому ученику раскрыть свой потенциал, развить критическое мышление и самостоятельность. Таким образом, личностно ориентированное обучение обеспечивает более глубокое и осознанное обучение, что имеет долгосрочное влияние на развитие и успех.

Преимущества использования личностно ориентированного обучения:

 

Индивидуализация обучения. Благодаря учету индивидуальных особенностей, каждому обучающемуся предоставляется возможность развивать свои способности и достигать своих потенциальных возможностей.

Мотивация и заинтересованность. обучающиеся становятся более мотивированными и заинтересованными в процессе обучения, так как материал представлен в более привлекательной и понятной форме.

Развитие самостоятельности. Личностно ориентированное обучение помогает развивать ученикам навыки самоорганизации и самостоятельности, так как они должны принимать активное участие в своем обучении.

Усиление позитивных эмоций. Благодаря учету интересов и предпочтений учащихся, обучение становится более позитивным и приятным процессом, что способствует развитию положительного отношения к учебному материалу.

Примеры личностно ориентированного подхода в обучении:

 

1.     Проектная методика. Обучающиеся разрабатывают собственные проекты, которые отвечают их интересам и способностям. Роль учителя в данном случае — направить в нужное русло идеи обучающихся, скорректировать способы и методы достижения цели.

2.     Игровые технологии. Использование игр в обучении помогает учащимся более активно и заинтересованно усваивать знания и навыки. Теперь учитель – играющий тренер, в увлекательной форме предлагающий изучить новую тему или освоить навыки владения новыми инструментами.

3.     Индивидуальные консультации. Учитель проводит индивидуальные беседы с каждым учеником, обсуждая его задачи, проблемы и интересы в обучении. Предлагает выполнить работу в соответствии с возможностями обучающегося.

4.     Работа в малых группах. Ученики схожих интересов объединяются в малые группы для совместного выполнения проектов или решения задач.

 На уроках технологии данные формы обучения выгодно отличаются от стандартных методов обучения. Обеспечивать индивидуальный подход к каждому ученику – значит давать правильную, объективную оценку его деятельности в интересах всестороннего развития личности. Учитель должен стремиться строить свою работу на уроке так, чтобы каждый ученик мог видеть результаты своего труда. Задания подбираются и составляются таким образом, чтобы все учащиеся успешно с ними справились, а наиболее сильные из них при этом не скучали и интенсивно работали на уроке.

На уроке можно обеспечивать индивидуальный подход к каждому ученику, если в целостный в принципе педагогический процесс, включать на время элементы дифференцированного обучения. Особенно оправдала себя практика дифференцированных заданий, позволяющих развивать одарённых и устранять отставание более слабых учащихся. Благодаря этому удаётся учитывать различные способности и специфику закрепления учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×