Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников

Автор: Якименко Лариса Владимировна

Личностно-ориентированный подход

в обучении младших школьников

 

Якименко Л.В.

учитель начальных классов

МОБУ «СОШ «Бугровский ЦО №3»»

г. Бугры

            В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Учителя придумывают различные «завлекалочки» на уроках — игры, слайды и т. д. Но всё это — внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и в конечном счёте качество образования зависят от внутренней мотивации.

Вспомним, что же означает термин «мотив учения», и его составляющие компоненты:

·        «смысл учения»,

·        «постановка целей»,

·        «эмоции»,

·        «интерес».

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. (Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:   осознание ребенком объективной значимости учения; понимание ребенком субъективной значимости учения.)

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. (Через постановку целей воплощаются мотивы учения )

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. (Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка ).

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. (Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.)

   Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем. чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.

 Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без одобрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания. Личностный подход не возможен без педагогического такта, когда чувство меры в поведении и действиях учителя, включают в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.

Личностно-ориентированный подход требует от учителя избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности и память, волю, ум. Совершенно необходимо использовать похвалу как средство поощрения.

 Особую роль в личностно-ориентированном подходе играет знание учителем психологии, так же должна быть тесная связь со школьным психологом. Учитель не сможет построить свою работу в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные.

Личностно-ориентированный урок состоит из нескольких этапов:

Мотивационно-целевой этап, который включат в себя эмоционально – психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание.

Операционный этап, который состоит из проверки теории, самостоятельной работы и рефлексии.

   Очень важным в личностно ориентированном уроке является этап целеполагания и прогнозирования результата. С первого класса учу детей ставить, формулировать цели урока, предполагать чему будем учиться, прогнозировать, чему научимся к концу урока, темы. В 1-2 классах дети делают это совместно  со мной, в 3-4 классе самостоятельно после анализа учебного материала.

     Прогнозирование учебной деятельности реализуется при выдвижении ее целей. Но если предвидение — это мыслительный процесс, который выполняется в голове педагога или ученика, то цель — желаемый результат, который необходимо достигнуть. Поэтому она не только осознается, но и фиксируется. Учитель вместе с детьми формулирует цель, учитывая положительный, желаемый прогноз.                             

— Чему будем учиться на уроке?

— Чему ты хочешь научиться?

— Для чего этому надо научиться?

    Данный вопрос задаётся нескольким ученикам, т. к. цели разных детей не всегда совпадают. Дети принимают либо цель своих товарищей, либо ставят свою цель.

В своей работе использую систему приемов, направленных на принятие учеником цели обучения:

v выбор цели из нескольких предлагаемых учителем целей обоснование этого выбора (Какая цель является главной, основной? Почему?);

v определение реальности, достижимости цели (Получится ли у нас достичь поставленную цель?);

v замена нереальных целей реальными;

v активная проверка, уточнение своих целей;

v определение последовательности целей;

v постановка новых целей с учетом достигнутого уровня;

v конкретизация целей; определение целей;

v определение зависимости целей от условий;

v  постановка нестандартных целей.

Необходимым и обязательным считаю формирование содержательной учебной рефлексии, пронизывающей все моменты, этапы урока. Она позволяет присваивать материал, пропускать его через себя.                           «Рефлексия – умение осознавать то, что человек делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность».                                            Рефлексия может быть организована следующими сторонами:

физическая сторона (успел – не успел, устал – не устал, т. е. осознание условий работы, самоощущений);

сенсорная сторона  (отражает самочувствие: комфортно – некомфортно, был уверен – не уверен, был доволен чем-то – не доволен чем-то);

интеллектуальная сторона ( что и как понял – что не понял, в чём сомневаюсь, какие и в чём затруднения испытываю и т.д.)

духовная сторона (стал лучше – хуже, помогал на уроке или мешал, был ли полезен другим, был интересен).

Для формирования содержательной учебной рефлексии в практике использую такие приёмы и методы:

ü метод не законченных предложений:

Сегодня на уроке мне удалось… 

Самым трудным на уроке было…

Самым интересным на уроке было…

Я думаю, мне следует продолжить изучение…

Мне надо обратить внимание на…

Самый интересный момент на уроке – это…

Самый неинтересный момент – это …

ü составление таблички в начале урока:

 

              знаю

         хочу знать

         узнал ли

 

 

 

ü составление схемы, рисунка, графика при работе текста;

ü создание ребятами «ловушек» или заданий с ошибками по изученному материалу;

ü самостоятельная проработка нового материала (выделяется главное, второстепенное, что было самым трудным, что не понял, что дополнили из других источников). Такой самостоятельной работе предшествует обсуждение формы итога, т.е. что должны получить (таблицу, схему…)·                   

ü   значки на полях  (всё понятно, получается хорошо – «+»,

   есть затруднения – «┴», очень трудно, нужна помощь – «-» или «П!», интересно – «!», узнал новое – « Н.»);

   В личностно-ориентированном обучении предусматривается три уровня заданий:

Репродуктивный — 1 уровень

Алгоритмический — 2 уровень

Творческий – 3 уровень и дополнительное задание.

Задания 1 уровня – это базовый стандарт. Это уровень воспроизведения, выделения главного, действия по образцу, по алгоритму, многократного повторения. Задания репродуктивного уровня обеспечивают обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке «удовлетворительно». Содержание такого уровня заданий включают в себя вопросы: кто? что? где? когда? и описание, пересказ, формулировку теоремы или понятия, работу с картой или справочником, выполнение практических упражнений или опытов. Задания данного уровня должен выполнить каждый ученик и перейти к заданиям второго, более высокого уровня.

Задания 2 уровня направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствуют оценке «хорошо». Типовыми для данного уровня являются вопросы: почему? зачем? как? в чем суть? как использовать? и задания, содержащие возможности приведения примеров, составления опорного конспекта и т. д.

   Для составления заданий я, прежде всего, использую вопросы и задания, помещенные к теме в учебном пособии. 

   Взаимодействуя с учениками в ходе урока, я не опасаюсь неправильных ответов; привлекаю к работе всех учеников (а не только хорошо успевающих); обсуждаю все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания.

   Однако, необходимо помнить о том, что одно и то же задание по-разному воспринимается отдельными учениками. И то, что является лёгким для одного, может вызвать затруднения у другого. Как быть в этом случае?     

   Необходимо заранее продумать этот вопрос и подготовить для учеников специальную каточку – помощь, в которой может быть алгоритм работы над заданием, указано нужное правило. Вместе с тем следует соблюдать меру в оказании помощи, чтобы не выработать у учащихся чувства иждивенчества.

Задания 3 уровня (творческого) направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствовать оценке «отлично». Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать почему, действительно ли; перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы.

   В заключении хочу подчеркнуть актуальность личностно-ориентированного подхода : во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

   Итак, личностно ориентированное обучение направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

 

 

×
×