Личностные универсальные учебные действия как компонент ФГОС

Автор: Тартаковская Анастасия Александровна

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), внедренные в систему общего образования, определяют цели и содержание обучения, ориентированные не только на предметные знания, но и на формирование метапредметных умений, которые помогают ученику стать успешным в учебе и жизни. Среди ключевых компонентов ФГОС выделяются универсальные учебные действия (УУД), которые обеспечивают умение учащихся самостоятельно организовывать свою деятельность, осознавать ее цели и последствия. Особое место среди УУД занимают личностные универсальные учебные действия, направленные на развитие внутреннего мира школьника, его ценностных установок и осознания себя как личности. 

В рамках ФГОС личностные УУД понимаются как совокупность качеств и умений, которые помогают ученику формировать систему морально-этических и гражданских ценностей, обеспечивают развитие его самосознания и способности к самоопределению. Они включают: 

– мотивацию к обучению и целеполаганию – способность школьника осознанно определять цели своей деятельности и видеть ее ценность;

– нравственно-этическую ориентацию – осознание социальных норм, уважение к окружающим и к самому себе, готовность поступать в соответствии с общечеловеческими ценностями;

– самоопределение – умение анализировать свои интересы, склонности, профессиональные предпочтения и строить планы на будущее;

– рефлексию – способность осмысливать свои действия, результаты и определять пути дальнейшего развития. 

Личностные УУД формируют основу мировоззрения школьника, его умение анализировать собственные переживания, поступки и взаимодействие с окружающим миром. Согласно Л.С. Выготскому, «обучение должно не только передавать знания, но и стимулировать развитие личности, ее мышления и нравственности». 

Формирование личностных УУД невозможно без учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. На каждом этапе обучения личностные УУД проявляются по-разному: младшие школьники начинают осознавать свои эмоции и правила поведения, подростки – формировать представления о себе и своих ценностях, а старшеклассники – строить планы на будущее и анализировать свои действия. 

Личностные универсальные учебные действия играют важнейшую роль в образовательном процессе, поскольку они обеспечивают: 

1. Воспитание нравственной и ответственной личности. 

Образование, согласно требованиям ФГОС, предполагает развитие у школьников нравственных ориентиров, уважения к обществу, культуре и природе. Личностные УУД способствуют формированию внутреннего нравственного компаса, который помогает учащимся принимать ответственные решения. Например, учащийся осознает необходимость соблюдать школьные правила не из страха наказания, а потому, что понимает их значимость для общества. 

2. Развитие мотивации к обучению. 

Личностные УУД помогают школьникам осознать, зачем они учатся, и видеть ценность знаний для их будущего. Без сформированной мотивации образовательный процесс теряет эффективность. Как отмечает Д.Б. Эльконин, «интерес к обучению возникает, когда ребенок понимает цель деятельности и ее значимость для себя». 

3. Обеспечение эмоционального благополучия учащихся. 

Личностные УУД включают в себя рефлексию, которая помогает школьникам осмысливать свои эмоции и справляться с трудностями. Например, умение анализировать свои неудачи позволяет ученику не разочаровываться в учебе, а искать пути улучшения своих результатов. 

4. Гармоничное социальное взаимодействие. 

Умение уважать мнение других, быть толерантным, принимать социальные роли – все это ключевые аспекты личностных УУД. Формирование этих качеств важно для успешной интеграции учащегося в коллектив и общество. 

5. Подготовку к выбору жизненного пути. 

На этапе среднего и старшего звена школы личностные УУД помогают школьникам определиться с профессиональными интересами и целями. Они учатся анализировать свои сильные и слабые стороны, определять приоритеты и находить ресурсы для достижения целей. 

ФГОС делает акцент на том, что школа должна не только обучать, но и воспитывать, помогая формировать личность. Этот подход отражен в метапредметных результатах обучения, которые включают личностные УУД. Важность этого компонента связана с тем, что образовательный процесс рассматривается как среда для гармоничного развития личности. 

Особенность формирования личностных УУД в образовательном процессе заключается в том, что они не привязаны к конкретному предмету. Тем не менее, предметы гуманитарного цикла, такие как русский язык, литература, история, обладают наибольшим потенциалом для их развития. На уроках русского языка, например, ученики: 

– размышляют над нравственными вопросами, работая с художественными текстами;

– учатся аргументировать свое мнение, что способствует осознанию своих ценностей и убеждений;

– пишут сочинения и эссе, развивая рефлексию и способность к самоанализу. 

Таким образом, личностные УУД становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, задавая вектор воспитания нравственной, ответственной, целеустремленной личности. 

Для успешного формирования личностных УУД необходимо учитывать ряд факторов: 

1. Педагогическая поддержка. Учитель должен выступать наставником, помогая ученикам осознавать свои эмоции, цели и ценности. Использование вопросов для рефлексии, обсуждение нравственных ситуаций – ключевые приемы в работе педагога. 

2. Создание образовательной среды. Уроки должны включать задания, которые требуют от учеников осознания своих эмоций, оценки поступков и аргументации своих действий. 

3. Рефлексия и самооценка. Каждый урок может завершаться небольшим обсуждением: что получилось, что вызвало трудности, какие выводы можно сделать. 

4. Интеграция УУД в содержание предметов. Например, на уроках русского языка педагог может предлагать учащимся анализировать характеры литературных героев, обсуждать их поступки, писать эссе о нравственных ценностях. 

Личностные универсальные учебные действия являются неотъемлемым компонентом ФГОС, направленным на формирование гармоничной, нравственной, ответственной личности. Они помогают ученику не только успешно осваивать учебный материал, но и осознавать свою роль в обществе, анализировать свои поступки и строить жизненные планы. 

×
×