Логические блоки Дьенеша, как сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

Автор: Татьяна Андреевна Кулакова

Дошкольный период — это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное развитие.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П. Усова, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Г.А. Урунтаева, П.Н. Сакулина, а также зарубежные педагоги: Мария Монтессори, Золтан Дьенеш.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие технологии. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, который удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блоками ребята сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время дети выполняют задания с более высоким уровнем сложности. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более. Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей малыша и от профессионализма педагога или родителя. Золтан Дьенеш рекомендует взрослым в ходе работы сотрудничать с малышом, не поддавать его действия критике и предоставлять возможность самостоятельно исправлять ошибки.

Игры-занятия с блоками Дьенеша способствуют:

— ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размеров;

— развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

— усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

— развитию познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

— развитию творческих способностей: к моделированию и конструированию;

— развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью;

— воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Все варианты игр и обучающих упражнений основаны на принципах сравнительного анализа, который учит малыша в процессе всего периода обучения различать предметы по разным свойствам (толщине, размеру, форме, цвету). К примеру, для малышей предлагаются следующие упражнения:

— выбрать среди блоков блок, который соответствует какому-либо признаку (цвету, форме, размеру);

— выбрать блоки одинакового цвета, но разной формы или блоки одной формы и разного цвета;

— построить геометрические ряды с использованием блоков одинаковых по цвету, форме блокам и многие другие упражнения.

Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующая развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.

×
×