Логопедическое развлечение «Путешествие в космос»

Автор: Горлова Наталья Юрьевна, учитель-логопед Масасина Татьяна Сергеевна, учитель-логопед

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №84 «Благодать»

ул. Спортивная, 7/1 те/факс:347-85-14,эл.почта: ds_84@edu54.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопедическое развлечение «Путешествие в космос»

в старшей группе комбинированной направленности для детей с ТНР № 7 «Березка»

и старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 5 «Пчелка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили:

учитель – логопед Горлова Н. Ю.

учитель – логопед Масасина Т. С.

 

 

 

г. Новосибирск

Логопедическое развлечение  «Путешествие в космос»

Цель: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Формировать представления о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов.

Задачи:

— Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос».

— Закрепление   умения отгадывать загадки;

— Совершенствование навыка образования относительных прилагательных;

— Закрепление умения работать с деформированным предложением: составлять простое распространенное предложение из слов, данных в нарушенной последовательности и произвольной форме;

— Закрепление навыка выделения главного признака предметов, определение лишнего;

— Развитие слухового и зрительного внимания;

— Развитие общей моторики путем координации речи с движением;

— Развитие мышления, внимания, памяти;

— Развитие сплоченности, группового взаимодействия, коммуникативных навыков. Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

 Оборудование. Экран, проектор,  презентация по  теме «Космос», контурные изображения планет, мяч, глобус.

 

Ход мероприятия:

В зал входят дети  и садятся на стульчики.  

Здравствуйте, ребята! Сегодня наша страна отмечает День Космонавтики. С самых древних времен человек смотрел на ночное небо и мечтал полететь к звездам.  Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. Но для этого  до этих планет надо долететь. И ученые придумали ракеты, космические корабли. Первым в России придумал ракету Константин Эдуардович Циалковский  (показ портрета)

Константин Эдуардович Циалковский жил в городе Калуге и работал учителем. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их, и очень ему хотелось до этих планет долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он делал чертежи, проводил расчеты и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности, такой летательный аппарат сделать.

А воплотить в жизнь его идею смог  Сергей Павлович Королев. (показ портрета)

 Сергей Павлович Королев ученый — конструктор, который через много-много лет смог сконструировать и изготовить первый космический спутник. Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки — Белка и Стрелка.

А затем, в космос отправился человек — Юрий Алексеевич Гагарин. Обычный русский парень. До зачисления в отряд космонавтов служил летчиком — истребителем в авиационном полку Северного флота.

Всем в мире хорошо знаком

Отважный русский парень.

Он первым в космос полетел,

Зовут его Гагарин.

Стихотворение «Юрий Гагарин»

В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

12 апреля  впервые в мире русский космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики.

Раньше люди думали, что Земля плоская, как тарелка, лежит на слонах, а слоны стоят на гигантской черепахе. Теперь человечество знает, что наша планета вращается вокруг Солнца, а в Солнечной системе девять планет.

Посмотрите, ребята, на карту Солнечной системы. И вы увидите, как расположены планеты. Ближе всех к солнцу находится Меркурий – это небольшой огненный шар. Дальше идут Венера, Земля, Марс – они твердые и более холодные. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун – газовые гиганты. А Плутон – не очень большой заледенелый шар. Каждая планета вращается вокруг Солнца, только по своей дорожке-орбите  и никогда с нее не сворачивает.

А запомнить их нам поможет стихотворение:

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмой идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон. (Автор стихотворения – А.Хайт)

«Планеты, по местам!»

 При помощи взрослого, используя считалку, дети располагают планеты по мере их расположения от Солнца

Солнце светит вам и нам!

А ну, планеты, по местам!»

Раз — Меркурий.
Два — Венера.
Три — Земля.
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер.
Шесть — Сатурн.
Седьмой – Уран

Восьмой – Нептун.

 

Конкурс «Космические загадки»

 Планета голубая,

 любимая, родная,

она твоя, она моя,

 А называется… (Земля)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все …(Солнце)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю.

Скучно очень мне одной,

А зовут меня … (луной)

 В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари — Фонарики

Меньше, чем комарики. (звезды)

И сигналы подает.

  С Земли взлетает в облака,

 Как серебристая стрела,

Летит к другим планетам

 Стремительно…   ( ракета.)  

Когда ты в космосе, мой друг,

Творятся чудеса вокруг.

Паришь ты – вот так новость,

Ведь это…   ( невесомость.)  

 

Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это? (космонавт)

Самый первый в космосе

летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт … (Гагарин)

Что за чудная машина

Смело по Луне идет?

Вы ее узнали, дети?

Ну, конечно…   (луноход)  

 Он вокруг Земли плывет

Этот вечный путник

Под названьем…  (спутник.)  

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его — полоска света,

А зовут объект…( комета)

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

 Нужен мощный …( телескоп)

 

 

Физминутка «Я — ракета» (видео)

 

Космическая викторина

— Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Большая Медведица или Малая Медведица)       

— Какого числа отмечается День космонавтики? (12 апреля, с 1961 года)

— Какие звери летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Белка и Стрелка)

— Самый первый в космосе, летел с огромной скоростью отважный русский парень, наш космонавт … (Юрий Гагарин)

— В чем хранится пища космонавтов в космосе? (вся пища находится в тюбиках)

-Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун)

— Какой прибор используется для исследования звездного неба? (Телескоп)

— Какое название имеет специальный аппарат, который может передвигаться по поверхности Луны? (Луноход)

— Как называется место, с которого запускаются ракеты. (Космодром)

— Как называется планета, на которой мы живём?

— Как называется ближайшая к нам звезда?

 — Как называется спутник земли?

— Самая большая и горячая звезда во вселенной. (Солнце)

— Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль)

«Скажи наоборот»

 Каким должен быть космонавт? Я буду называть отрицательные качества, а вы к каждому моему слову подберёте другое слово, обозначающее противоположное   качество.

Ленивый – трудолюбивый,

Злой – добрый,

Слабый – сильный,

Медлительный – быстрый,

Неряшливый – аккуратный,

Грустный – веселый,

Нервный – спокойный,

Старый – молодой,

Трусливый – смелый,

Неуклюжий – ловкий.

 

Упражнение «Полёт ракеты»

Учитель – логопед называет действия для ракеты, а дети бегут вокруг глобуса ,выполняя озвученные действия.

Ракета с Земли что сделала? (взлетела)

В космос что сделала? (полетела)    

Землю вокруг что сделала? (облетела)

К Луне что сделала? (подлетела)

Луну что сделала? (облетела)

К Земле что сделала? (подлетела)

И на Землю что сделала? (приземлилась)

 

«Составь предложение»

Планета, красивая, наша, очень;

Солнечная, система, из, состоит, девяти, планет.

Корабль, на, летит, космический, Луна
Яркие, небо, большие, на, звезды
Мы, Земля, живем, планета, на
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются

Луна, это, Земля, спутник.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

 

Игра «Четвертый лишний»

Ракета спутник самолёт лодка

Звезда солнце машина луна

Космонавт парикмахер лётчик

Космодром ракета  тележка

Ракета, Спутник, Луноход, самокат

Меркурий, Марс, Сатурн, Арктика

Метеорит, комета, звезда, дождь

Скафандр, астронавт, спутник, поезд

 

Игра с мячом — «метеоритом»

Дети стоят в центре зала, а педагоги выбивают их большим мячом – «метеоритом». Кого задел мяч – метеорит, тот садится на стульчик.

 

Дидактическая игра «Космический завтрак»

У космонавтов еда особенная. Космическая пища довольно разнообразная, она находится в консервных банках и тюбиках,  ведь тарелками в космосе не воспользуешься. 

Хлеб из пшеницы – пшеничный

Хлеб из ржи — ржаной.

Бульон из курицы – куриный.

Суп из овощей – овощной.

Сосиски из свинины – свиные.

Консервы из рыбы — рыбные.

Оладьи из картофеля — картофельные.

Пирожки с малиной – малиновые.

Пудинг из творога – творожный.

Сок из фруктов – фруктовый.

 

Игра «Летает – не летает»

Если я называю слово, что летает — вы поднимаете руки. Что не летает – руки вы не поднимаете и приседаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

— Самолет летает? … Летает.

— Стол летает? … Не летает.

— Козел летает? … Не летает.

— Орел летает? … Летает.

— Пулемет летает? … Не летает.

— Вертолет летает? … Летает.

— Ласточка летает? … Летает.

— Бегемот летает? … Не летает.

— Воробей летает? … Летает.

— Цыпленок летает? … Не летает.

 

Итог: Закончилось наше путешествие.

Чтоб водить корабли,
Чтобы в космос взлететь,
Надо многое знать,
Надо много уметь!

Логопед: Знания помогут осуществить все мечты и желания. Желаем  вам  новых, интересных открытий в мире знаний! До новых встреч.

 

×
×