Автор: Капитонова Тамара Ивановна
«Мандала как эффективный метод арт-терапии в психокоррекционной работе с несовершеннолетними обучающимися»
Понятие арт-терапии с английского языка можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством». Цель арт-терапии – проработка переживаний человека, которые препятствуют его нормальному самочувствию и его общению с окружающими. Это переживания, возникающие в результате беспокойства, страха, обиды, неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неумения постоять за себя, неспособности контролировать свои чувства.
Творческая работа с мандалами может помочь подростку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я», это первый шаг к тому, чтобы избавиться от неприятного переживания. Человек отстраняется от него, ведь теперь оно «живет» и на бумаге. К тому же, нарисовав Мандалу, эта эмоция как бы «заключается» в круг, из которого ей будет не так-то легко «выбраться». А затем, трансформируя рисунок, личное и коллективное подсознание подскажут выход из ситуации, помогут расслабиться и прийти в себя.
Принцип ее действия сходен в некотором смысле с действием гомеопатических средств – медленно и верно. Работая с Мандалой можно запустить у себя дремлющие внутренние ресурсы, в результате чего интенсифицируется процесс интеграции личности (в вялотекущем режиме мы все идем по пути эволюции). Причем это будет происходить как будто бы само собой, без кажущихся специальных усилий. Хотя, «невмешательство», это конечно иллюзия. Все дело в характере работы с Мандалой
Создавать Мандалу можно не обязательно только тогда, когда человек эмоционально «взъерошен». Если прекрасное настроение, чувствуется душевный подъем и желание творить – рисуйте! И эти мандалы в будущем станут проводником в хорошее настроение, помогут настроиться на позитивный лад.
Мандала — это не столько законченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упорядочивания себя, своего внутреннего мира. Творческая работа с Мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы человек чувствовал себя такими же «круглым» и цельным, как Мандала. Это указывает нам, на
большую ценность мандал, как на активный арт-терапевтический метод в психокоррекционной работе психолога.
В психокоррекционной и развивающей работе с
несовершеннолетними психологические возможности Мандал применяют:
— в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга);
— в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал — раскрасок);
— в целях активизация ресурсных состояний личности, сопровождение адаптации, психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии;
— в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);
— с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев, заключение и пр.)
Противопоказаниями к арт-терапии являются состояния, не позволяющие подростку определенное время усидеть за рабочим столом; маниакальное возбуждение, расстройства сознания и тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.
Для несовершеннолетних актуальными являются вопросы, связанные с проявлением повышенного уровня тревожности в процессе обучения; актуализации страха перед сдачей экзаменов; обострение конфликтов с окружающими.
На первых занятиях с несовершеннолетними хорошо зарекомендовали себя Мандалы-раскраски.
Психолог предлагает несовершеннолетним выбирать любую Мандалу. Цвета, которые выбираются для рисования Мандалы, раскрывают информацию об актуальном состоянии личности. Зная эмоциональное состояние личности, можно выбрать определенные цвета для стимуляции или нейтрализации этого чувства, тем самым направленно организовать психокоррекцию цветом. В психокоррекционной работе с Мандалами самое важное – соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение. Движение раскрашивания по часовой стрелке — это движение вперёд, прогресс. Движение против часовой стрелки-движение назад, регресс.
Перед началом занятия с использование Мандал с каждым несовершеннолетним проводится индивидуальная беседа, раскрываются индивидуальные способности к выполнению заданий психолога. Продолжительность индивидуальных занятий около часа (время работы с одной Мандалой 20-60 минут).
После окончания рисования психолог задает следующие вопросы:
1. Почему ты выбрал этот «круг»?
2. Расскажи, что ты здесь видишь?
3. Что для тебя значат эти цвета?
4. Расскажи о границе (контуре) своего «круга».
5. Что тебе было сложно делать, а что легко?
6. Что ты сейчас чувствуешь?
7. Ты доволен результатом?
8. Хотел ли ты что-нибудь изменить?
Работая с ассоциациями, возможно сформировать картину состояния личности, определить конкретную проблему подростка в данный момент. Спланировать дальнейшую психокоррекционную работу.