Мастер класс «Формирование познавательного интереса на школьных уроках»

Автор: Нина Ивановна Дубинина

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа №140 Советского района Волгограда»

 

 

 

Мастер класс «Формирование познавательного интереса на школьных уроках»

 

Разработала

 учитель химии

Дубинина Нина Ивановна

 

 

Пояснительная записка

Актуальность.

 В МОУ СШ №140 Советского района г. Волгограда я работаю с 1994 года. Химия — это один из самых сложных предметов в школьной программе. Ребята медленно овладевают химическим языком, усваивают химические понятия. Я убеждаю своих учащихся в том, что знание химии позволят им сформировать научное мировоззрение, культуру экологического мышления и поведения. Убеждена, что учитель, который хочет идти со временем в ногу, должен постоянно учиться сам. Организовывая взаимодействие учащихся в образовательном процессе, приобрела практический навык по организации и созданию условий, которые вызывают у ребят необходимость действовать, извлекать рациональное, нести личную ответственность за коллективное дело. Ребята с удовольствием работают в группах, парах сменного состава, учатся отстаивать свои идеи, представлять наработанный в группе материал, все это способствует социализации учащихся, развитию их образовательных потребностей и способностей. В основе коллективного способа обучения лежит деятельностный подход, который сегодня так востребован в современной образовательной парадигме.

Проблема

заключается в том, что необходимо научить ребенка критически относиться к собственной деятельности, оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся образовательным ситуациям. Изучая научнометодическую литературу, я поняла, что ранее интегрированные в мою профессиональную деятельность методики не противоречат главной идее образования последних лет. Формирования ключевых компетенций, формирование системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях, реализуются через деятельностный подход, который способствует формированию критического мышления, образованию познавательной активности.  Деятельностный подход стал основой моей профессиональной деятельности. Познавательная активность  не возникает ниоткуда. Она формируется у ребенка с раннего возраста. Мы учим ребенка оценивать свои и чужие поступки, отвечаем на детские «почему?», «как?», «зачем?».

Цель:

Создание условий для профессионального развития участников посредством различных приемов и технологий.

 Задачи:

1. передать опыт учителя по обозначенной теме;

2. организовать взаимодействие участников;

3. способствовать развитию у участников умений использовать методические приемы на разных стадиях урока.

4. содействовать осознанию участниками значимости полученного опыта.

 

 Оборудование: карандаши, ручки , раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, доска

Дата 17.01.2024

Время: 14.30

Участники: преподаватели МОУ СШ №140.

Минимальное количество участников: 8

Максимальное количество: 20

Методы обучения: словесный, наглядный, экспериментальная работа.

Методические приемы: эксперимент, наблюдение, сравнение, логическая цепочка по знакам правил техники безопасности.

Информационное обеспечение:  презентация, выступление.

Планируемый результат: развитие профессиональной компетентности.

Источники информации

1.       Новиков, А. М. Постиндустриальное образование. Издание 2-е дополненное / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2011. — 152 с.

2.    Шакура, С. Д. Коммуникативно-деятельностный подход к управлению индивидуальной учебной деятельностью учащихся / С. Д. Шакура, Е. В. Петушкова // Народная асвета. –– 2011. –– № 2. –– С. 7––12.

3.    Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения. [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://znanio.ru/medianar/53 – Дата доступа: 27.12.2023.

4.    Макарова Т.С. Таймлайн как современный интерактивный инструмент оптимизации образовательного процесса [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://multiurok.ru/ – Дата доступа: 27.12.2023..

5.  Инфографика // Википедия [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://goo.gl/eUP9Tq. – Дата доступа: 27.12.2023.

 

План проведения мастер-класса:

1.Обеспечение мотивации участников мастер-класса

2.Обеспечение активности участников (Постановка цели. Выявление ожиданий участников)

3. Демонстрация методических приемов

4. Рефлексия

Ход мастер-класса

Этапы работы

мастер-класса

Содержание          этапа

Деятельность мастера

Деятельность участников

1.Ориентировочно-мотивационный

Задача: Обеспечение мотивации участников мастер-класса

 

Приветствие, вступительное слово мастера, мотивация участников на совместную деятельность, организация работы в группах.

Организует разбиение участников на группы

Включаются в диалог, проявляют активную позицию, рассаживаются по группам

2.Актуализация субьектного опыта

Задача: обеспечение активности участников в предстоящей деятельности

 

Разгадывание кроссенса. «Ассоциации»

Предлагает задание для кроссенса, организует работу по его выполнению

Предлагают варианты ответов, определяют ключевые к постановке цели слова.

3.Целеполагание

Задача: постановка цели мастер-класса участниками

 

Определение темы и цели занятия

Побуждает участников к совместной деятельности ( ведет диалог с участниками)

Включаются в диалог с мастером

 

Беседа мастера с участниками в сопровождении компьютерной презентации

-Что изображено на слайде? ( Ученик ест салат в школьной столовой. Салат- ключевое слово)

Ответы: салат

 

 

-Опишите этот салат одним словом

 

 

 

СПАСИБО.

-сочный

-красочный

-аппетитный

-полезный

-вкусный

-витаминный и др.

 

 

-Что изображено на слайде? ( фото: учителя и ученики  все вместе)

-учителя и ученики

 

 

-Что между ними общего?

-школа

-форма

-цели (учеба)

 

 

— Что их отличает?

-характеры, семьи, разный жизненный опыт, разные способности…

 

 

— как связаны учителя и ученики?

-вспомните первый слайд с изображением салата. ( фото сытого ученика)

-одни учат, другие учатся

Учителя кормят знаниями учеников

 

 

 

— какая задача стоит перед учителями?

Каждому ученику новые знания должны быть удобоваримы, аппетитны. Он их должен поглощать с удовольствием и интересом.

 

 

Каждому ученику новые знания должны быть удобоваримы, аппетитны. Он их должен поглощать с удовольствием.  Вы уже догадались, о чем пойдет сегодня речь на нашем мастер-классе?

Следовательно, мы погорим сегодня на нашем мастер-классе о формировании познавательного интереса на уроках и использовании для этого разных методических приемов.

Предполагают тему и цели мастер-класса «Формирование  познавательного интереса на уроках путем использования различных приемов и технологий»

 

 

МОЛОДЦЫ. А пришли мы к такому выводу используя какой метод?

-ассоциации

 4.Демонстрация методических приемов и технологий

Задачи:

1.знакомство с приемами « где логика?»,  ассоциации», «работа с текстом», «эксперимент», «знаете ли вы», «верите или нет» и другими;

2.создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию определенных умений;

3.обеспечение практической деятельности участников по освоению технологий развития критического мышления, системно-деятельностного подхода

— работа с текстом

Беседа мастера с участниками

Когда я строю свои уроки, стараюсь задать вопрос себе: Что мне интересно? (значит будет интересно и ученику). На каждом уроке даю обязательно работу с текстом. Потом спрашиваю учеников, что в тексте интересно мне? ( слушаю их предположения, в которых они высказывают разные доводы. Это учит их думать, размышлять, строить предположения и прогнозы. Обязательно ставлю за это оценки)

Слушают, воспринимают информацию

-игровые моменты

«где логика?»

Беседа мастера с участниками

Для активации мыслей часто использую  фрагменты игры « где логика?» ( представляет слайды с примерами)

Включаются в беседу, отвечают на вопросы

 

Беседа мастера с участниками

Пусть мои ученики не станут великими учеными. Зато обретут привычку думать. Для этого я направляю все свое мастерство. –Скажите, на каких этапах урока можно применять этот прием?

— этап актуализации знаний

— рефлексия

-рефлексивные моменты

Беседа мастера с участниками

А зачем нужна рефлексия на уроке? Что это такое? СПАСИБО.

— Самоанализ

 

 

На не уйти от стандартов. Мы ориентируемся на УУД и одним из них является рефлексивные умения, т.е. ученики должны  понимать причины своего успеха или неуспеха, поэтому в цели урока я закладываю повышение мотивации ученика к овладению рефлексивной деятельностью.

 

 

Беседа мастера с участниками

Коллеги, всем вам известна притча о мудреце и бабочке ( изображение на слайде) в чем  ее смысл?

-« Все в твоих руках»

 

Беседа мастера с участниками

— а что в наших с вами руках?

-Дети, которых мы должны научить думать, предполагать, прогнозировать, отдавать отчет своим поступкам.

 

Беседа мастера с участниками

-Коллеги, а мы учим этому только на уроках?

-Нет, это происходит всегда и везде. В школе, дома, в обычной жизни. Любой человек анализирует свои поступки.

 

Беседа мастера с участниками

— СПАСИБО.

А от чего зависит глубина анализа?

— от способности человека, его образования, моральных качеств, навыков самоконтроля…

 

Монолог мастера

Рефлексия бывает разной:

-символическая( смайлики)

-устная( одобрение, похвала)

-письменная ( выбрать ответ)

-коллективная( МОЛОДЦЫ)

—индивидуальная

 Рефлексировать можно в конце урока или после каждого этапа урока.

Слушают, воспринимают информацию.

-Элементы письменной рефлексии

Работа в группах

Сейчас я вам предлагаю поработать в группах  (раздает карточки-задания по письменной рефлексии)

Работа в группах. Выступления представителей групп.

 

 

СПАСИБО. Вы мне очень помогли.

 

 

Беседа мастера с участниками

В одном всем нам известном фильме («Большая перемена») ученик написал «Счастье-это когда тебя понимают»

 А в чем состоит счастье учителя?

— когда у учеников горят глаза на уроке, когда им интересно учиться

 

Беседа мастера с участниками

СПАСИБО. Вы совершенно правы, наши ученики с горящими глазами могут решать задачи и на смекалку и на логику и творчески мыслить.

 А зачем все это нам?

— за нашими учениками будущее, а значит наша с вами жизнь зависит от них.

 

Монолог мастера

СПАСИБО. В СМИ была информация: в конце 21 века человечество разделится на 3 категории:

1-страны будут продавать идеи и проекты (уровень их жизни будет самым высоким)

2- страны будут продавать сложную электронику ( качество их жизни будет по ниже)

3- страны будут продавать сырье и автомобили ( у них самый низкий уровень жизни.)

 Поэтому мы с вами должны приложить все усилия, чтоб развивать в детях умение творчески мыслить.

Слушают и воспринимают информацию.

 

Интерактивная беседа

На уроках химии часто ученики неправильно воспринимают химические термины. Например ( слайд с изображением NaCl)

— Из чего состоит поваренная соль?

— из натрия и хлора

 

Интерактивная беседа

СПАСИБО.

Но натрий- активный металл, хлор- ядовитый газ! В соли речь идет об ионах натрия и хлора. А у них совсем другие свойства. Такая путаница ведет к неправильным понятиям.

Слушают и воспринимают информацию.

— работа с текстом

Интерактивная беседа

Я снова вам предлагаю поработать в группах (раздает карточки для работы с текстом и выделить, где речь идет об элементах, а где о веществах.

Работают в группах, выступают

 

Интерактивная беседа

СПАСИБО! Вы мне очень помогли.

 

 

Интерактивная беседа

Мы часто используем слово «продукт» ( на слайде изображена химическая реакция)

— как вы думаете, где изображен продукт в реакции?

Предполагают ответ

 

Интерактивная беседа

СПАСИБО. В химии продукты получаются в результате реакции, в жизни из продуктов делают разные вещи.

Слушают и воспринимают информацию

 

Интерактивная беседа

Скажите, где можно услышать слово « минерал»? ( слайды с примерами рекламы)

— в геологии

— в географии

— продукты с минералами и добавками

 

Интерактивная беседа

Снова может быть путаница в головах: минералы в хлебе или растительное масло без холестерина. Все это уловки маркетинга- Реклама, которая часто уводит человека от реальности. Поэтому, без понимания терминов невозможно придти к истине. И мы должны учить детей находить эту истину

Слушают и воспринимают информацию

-химический эксперимент

Монолог мастера

Есть наука «учить» и есть наука « выучивать». К сожалению, со второй наукой в последние годы  мы все испытываем сложности. Если ситуацию не переменить, мы все можем оказаться в постиндустриальном обществе, в котором химическая промышленность будет далеко не с нами. К сожалению, учителям химии при одном часе в неделю справиться с этой проблемой очень трудно. Мы прибегаем к разным способам, пытаемся заманить детей всякими химическими опытами( проводит эксперименты) Но…. Эти эффектные приемы уже перестают быть эффективными. Мы живем в стране с развитой химической промышленностью и относиться к химии надо не как красивой науке, а как к важной отрасли знания. ( слайд «Широко простирает руки свои химия в дела человеческие»

Слушают и воспринимают информацию

-эффект неожиданности

Монолог мастера

Чтобы наши школьники понимали важность науки химии, я использую разные приемы. Например, добавляю эффект неожиданности. ( позволяю делать- чего нельзя)

— при изучении гидролиза крахмала позволяю пожевать на уроке хлеб;

-при изучении свойств кислот разрешаю положить в рот кристаллик лимонной кислоты;

Слушают и воспринимают информацию

-ролевые игры

Монолог мастера

Предлагаю взять карточки , на которых написаны разные вещества( оксиды, вода, кислоты, соли) и пойти найти себе пару ( с чем реагируют)

Слушают и воспринимают информацию

-интерактивная кружка

Монолог мастера

На стакане нарисован алгоритм. Учу использовать его порционно

( показывает )

Слушают и воспринимают информацию

— бонусы

Монолог мастера

Дарю «Сертификат удовольствия»

Слушают и воспринимают информацию

 

Монолог мастера

Активным ученикам на уроке дарю « иммунитет» ( в случае не ставить «2» можно использовать один раз в четверти)

Слушают и воспринимают информацию

-задания на выбор

Монолог мастера

При изучении темы урока предлагаю разные варианты работы на выбор ученика.( на слайде разные таблицы)

Слушают и воспринимают информацию

-удивление фактами

Монолог мастера

Во время урока провожу игру «Верите ли вы, что?…» ( предлагает сыграть) Это помогает удерживать интерес на разных этапах урока.

Играют в игру

— игра « Битва титанов»

Монолог мастера

Игра «битва титанов»  не только проверяет знания, но воспитывает человеческие качества

 

-урок «Цифры»

Монолог мастера

В последние годы нам предлагают участвовать в образовательном проекте« цифры». Нам предлагают разные уроки с разными темами. Все уже разработано. Подключайся и смотри. И всегда помни, что « все в твоих руках»  (на слайде- темы и даты проведения уроков в 2024 году)

Слушают и воспринимают информацию

 

 

Попробуйте ответить, что может учитель

-за 1 секунду

-за 1 минуту

-за 40 минут

-за свою учительскую жизнь?

 — Что мешает учителю быть таким?

Отвечают

5.Рефлексия

Задача: обеспечение условий для рефлексивного осмысления участниками содержания и результатов своей работы на мастер-классе посредством выполнения рефлексивного задания

 

 

СПАСИБО! Мы с вами сегодня прекрасно пообщались на самые разные и очень важные для нас темы, ведь нам , важно общаться, важно, чтоб нас понимали. А теперь я бы хотела услышать, какое настроение у вас после нашего общения.( на слайде -вопросы рефлексии : «Современный урок — это…».

-Что ожидали – что получили?

-Что сможете использовать в своей деятельности?)

 

Отвечают

 

 

Большое вам СПАСИБО! Вы мне сегодня очень помогали. Я желаю вам , чтоб вы все были счастливы, чтоб ваши уроки были понятны вашим ученикам, что они были полезными, удобоваримыми и красочными (изображение салата на слайде). А ученики с удовольствием поглощали знания на ваших уроках и не уходили домой с «чувством легкого голода»

 

           

 

 

 

×
×