Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

Автор: Булатова Надежда Ильинична

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Коркинская  средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

Мастер – класс «Формирование  универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».

 

 

 

 

Булатова Надежда Ильинична

учитель начальных классов

МАОУ Коркинская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Коркинское

 

 

 

Мастер – класс «Формирование УУД на уроках  в начальной школе»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приемами и методами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами и методами  работы по формированию УУД на уроках  начальной школе;

 предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

·                    раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приемами методами  работы по формированию УУД на уроках ;

·                    показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение:  помещение для проведения мастер – класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал;

Продолжительность проведения:  40 минут

Целевая аудитория: учителя МАОУ Коркинская СОШ, педагоги района

План проведения мастер- класса:

1.      Постановка проблемы

2.      Самоопределение к деятельности.

3.      Целеполагание и мотивация.

4.      Актуализация знаний.

5.      Такие разные УУД

6.      Применяемые технологии и приёмы.

7.      Упражнения, приемы и задания , используемые для формирования УУД.

8.      Рефлексия

9.      Используемые источники и  интернет – ресурсы.

 

Предполагаемый результат: участники мастер-класса научатся применять предложенные приёмы и методы на своих уроках для формировании УУД , обсудят возможности их  применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мастер – класса

Вступительное слово:

Создадим атмосферу хорошего настроения!

Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

Оглянитесь, посмотрите на гостей, поприветствуйте  улыбкой.

 

I . Постановка проблемы

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

                                             Пестолоцци И.Г.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. В Концепции развития образования в Российской Федерации формируются современные представления о фундаментальном образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня  очень важно вооружить ученика  такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе 

Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Вступив в школьную жизнь, он приобретает учебную мотивацию. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью в жизни младшего школьника. Поэтому первоочередной задачей учителя является создание у  учеников начальных классов необходимой базы для всего дальнейшего обучения, что является толчком для развития личности ребенка и приводит его к достижению определенных результатов.    

2.Самоопределение к деятельности.

-Посмотрите на эти буквы    (УУД)    ( Слайд ….)

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на  нашем мастер — классе?

— У Вас на столах лежат смайлики разного цвета. Покажите с помощью смайликов, что вы знаете о них? (красный- много знаю, жёлтый- мало знаю, синий- ничего не знаю).

Давайте определим тему нашего мастер – класса:

(Слайд ……)  ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

3. Целеполагание и мотивация.

Какие цели мы поставим перед собой, что необходимо узнать? Какими способами мы можем достигнуть своих целей? Составим план работы (отвечают участники мероприятия), записываю на доске.

— Сформулировать понятие, определить, что такое Универсальные Учебные Действия.

— Выяснить, какие бывают УУД, в чём они выражаются

— Определить, какими способами можно формировать УУД на уроках в начальной школе. Сегодня мы будем говорить о формировании универсальных учебных действий  на уроках   в начальной школе – (Слайд ……..)

4.Актуализация знаний.

Кто из Вас знает, что же означают эти буквы?    ( Слайд,,,,,).

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД),которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели. искать и использовать необходимые средства и способы их достижения. уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Они создают условия развития личности и её самореализации.

-А что же лежит в основе формирования  универсальных учебных действий?

     Да! В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Их можно сгруппировать в четыре основных блока. Какие? (Слайд )

5. Такие разные УУД

ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников 4 видов УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

Умения организовывать свою деятельность

Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире

Умения общаться, взаимодействовать с людьми

 — Правильно.

Итак, пора приступать к активным действиям. Сейчас вы разделитесь на 4 команды Каждая из команд будет рассматривать один из видов универсальных учебных действий. В конверте лежат карточки. Выберите одну из них и прочитайте,  с каким действием вы будете работать.

             команда — личностные универсальные учебные действия

             команда — регулятивные универсальные учебные действия

             команда — познавательные универсальные учебные действия

             команда — коммуникативные универсальные учебные действия

На данном  этапе работы вам предстоит разобраться, что понимается под каждым видом УУД,  что входит в состав и что их владение дает школьнику.( Команды работают в течение 3-4 мин.)

Итак, слово предоставляется 1 команде, которая расскажет,   что же представляют собой личностные универсальные действия? (Ответы)

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Выделяют три вида личностных УУД: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); нравственно – этическая ориентация.

В начале школьного обучения личностные УУД определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Применительно к учащимся начальной школы: самоопределение – значит осознание ребенка себя учеником, учитель – это не мама, а ведущий вид деятельности – учебный. Процесс осознания себя учеником учителю надо сделать интересным для каждого ребенка. Смыслообразование в начальной школе – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения). Ребенок начинает понимать и осознавать «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивает события.

Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.)

Для того чтобы более успешно формировать личностные УУД необходимо видеть в ребенке разные стороны его личности – не только недостатки, но и имеющиеся положительные качества.

Слово предоставляется 2 команде, которая расскажет,   что же представляют собой регулятивные универсальные действия? (Ответы)

Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).Главный тезис данного вида – ребенок должен учиться сам, а учитель ему помогает.

            Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения.

Слово предоставляется 3 команде, которая расскажет,   что же представляют собой познавательные универсальные действия? (Ответы)

Познавательные УУД – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Эти УУД обеспечивают формирование у школьников обобщенных знаний (отрыв от конкретных ситуативных значений); включают в себя конкретные способы преобразования учебного материала, действия моделирования, умение выявлять существенное: умения осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

            Одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы и задачи. Проблемами просто изобилуют современные УМК, например, «вставь пропущенные буквы», «восстанови структуру изложения сказки» и т.д. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется, т.е. формулировать проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения.

            Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах, однако в первую очередь в процессе изучения математики.

— Слово предоставляется 4 команде, которая расскажет,   что же представляют собой коммуникативные универсальные действия? (Ответы)

Коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

·                    общение и взаимодействие (коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

·                    работа в группе (команде) – умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

            В соответствии с такими целями большое значение придается проектным формам работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Именно поэтому фронтальной работе на уроке нужно отводить как можно меньше времени. Предпочтение надо отдавать парным, групповым, интерактивным видам работы, там, где каждый высказывает свое мнение, а затем вырабатывается общее мнение.

            Хотелось бы обратить внимание на значимость роли учителя при формировании коммуникативных  УУД. Учитель является ролевой моделью для ученика, образцом для подражания. Основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие, при котором:

·                    учитель внимательно следит за своей речью, обращаясь к ученикам и наблюдая за их ответной реакцией;

·                    учитель не допускает слов или действий, побуждающих ребенка негативно думать о самом себе;

·                    учитель использует улыбку как профессиональный инструмент, который позитивно подкрепляет ребенка, уменьшает психологический дискомфорт и повышает мотивацию.

            УУД формируются в начальной школе в рамках урочной (на уроках по всем предметам) и внеурочной деятельности. 

6. Применяемые технологии и приёмы.

     В связи с реализацией стандартов второго поколения в начальной школе меняется не только методика построения урока, но и подход учителя к проведению современного урока. При подготовке к уроку я стараюсь следовать высказыванию великого педагога К.Д. Ушинского, который писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».

     Для всестороннего развития младшего школьника необходимо использовать различные педагогические технологии, а также внедрение в учебный процесс тестовых заданий по учебным предметам, которые активизируют познавательную активность учащихся, развивают творческие способности, способствуют лучшему усвоению учебного материала и дают возможность учителю быстро проверить знание учебного материала.

Для создания необходимых условий возможно применение следующих технологий:

— игровой технологии;

— технологии критического мышления;

— здоровье сберегающих технологий.

Применение этих технологий даёт возможность вовлечь ребёнка в процесс познания, исследования и изучения, используя разнообразные занимательные и увлекательные, творческие задания.

7. Упражнения, приемы и задания, используемые для формирования УУД.

— А сейчас, мне хочется предложить вашему вниманию приемы и задания, которые вы смогли бы использовать в своей работе для формирования УУД.

            Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. В содержании, структуре, системе заданий современного учебника заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартов результатов, в т.ч. личностных и метапредметных. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

            Информация по формированию УУД средствами УМК представлена в концепции любого учебно-методического комплекса и основной образовательной программе начального общего образования каждого ОУ.

Перечислим небольшую часть упражнений и игр, которые можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности для формирования УУД.

 Личностные УУД

Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

Участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания,  зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений.

Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мой портфель, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла»   и многие другие.

 Игра «Какой я буду кошкой» Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости. В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ   личности.  Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение?

Регулятивные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, взаимный диктант (метод М.Г.Булановской), диспут, заучивание материала наизусть в классе, КОНОП (контрольный опрос на определенную тему), звуковая гимнастика, упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию, на управление дыханием, листы самоконтроля и самооценки.

Игры:  «Ладошки», «Муха», «Корректура», «Два дела», «Статуя, замри», «Голова — Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и многие другие.  

Упражнение «Поймай мышку» Цель: развитие устойчивости внимания, организация детей. На доске изображение шахматной доски. Фигурка мышки — исходная точка. Ведущий диктует маршрут. Задание для детей: проследите глазами, в какой клетке спряталась мышка.  Кошка, которая ошибается, остаётся голодной. Усложнение: без предъявления шахматной доски.  Игра «Фото на память» Цель: развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято». Упражнение «Звуковая гимнастика»  Цель: развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» — помогает повысить настроение.

Познавательные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

«Найди отличия», «на что похоже?»,  «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание,  «цепочки»,  хитроумные решения,  составление схем-опор,  работа с разного вида таблицами,  составление и распознавание диаграмм,  работа со словарями, игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.

Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др.

Игры: «предложение — рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает  — не летает», «Съедобное — не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище»,  «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает — не бывает», «Zipp-Zapp»,«Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

Игра «Отгадай задуманное». Игра направлена на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов. Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может говорить только «да» и «нет».  Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям . 

  Коммуникативные УУД

Виды заданий и игр для формирования УУД

Пример игры

составь задание партнеру, отзыв на работу товарища,  групповая работа по составлению кроссворда, диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи), «Подготовь рассказ…», «Опиши устно…», «Объясни…», игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум — пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие.  

  Игра «Клубок». Цель: развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива. Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка.  А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент.   Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить.  

 

Я рассказала и познакомила  только с небольшой частью приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока. 
Так как наша школа работает по УМК «Планета Знаний», то мне хочется предложить Вам информацию о том, как формируются УУД на уроках по данной   программе..

 

8. Рефлексия

Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?

 

Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.

 

Что оказалось для Вас самым неожиданным в мастер-классе? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

 

Что Вам более всего удалось в работе мастер – класса, какие задания или их элементы были выполнены наиболее успешно?

 

Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации данного мастер-класса. Сформулируйте свои предложения по развитию данной работы.

 

 

     Уважаемые коллеги  в заключение прошу вас выбрать и продолжить любое из следующих предложений:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне …

мне захотелось…

 В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы. Но ясно одно — формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по — старинке.  Нельзя научить ребенка общаться, учиться, организовывать свою деятельность. Необходимо дать  эту возможность на уроке.  Поэтому реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других» технологий, форм и  методов.

Спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

Используемые источники и  интернет — ресурсы:

 

1.                 А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г

2.                 Рыбьякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008

3.                 Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.  Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010

4.                 Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011

5.                 Программы по  учебным предметам 1-4 класс.  Сост. Р.Г. Чуракова  М.: Академкнига / Учебник,  2012.

6.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010

7.                 Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? — Рига: Эксперимент, 2000

8.                 http://festival.1september.ru/articles/637118/

9.                 http://easyen.ru/load/nachalnykh/metodika/priemy_formirovanija_uud_na_urokakh_v_nachalnoj_shkole/416-1-0-11841 материалы учителю начальных классов

10.             http://www.myshared.ru/slide/481948/ презентации

11.             http://infourok.ru/material.html?mid=73265 методические материалы для учителей начальной школы

12.             http://dmee.ru/docs/100/index-11524.html Формированию УУД в начальной школе при внедрении фгос ноо

13.             trepsy.net 

14.             http://mirrosta.ru

15.             http://www.psiholognew.com

16.             http://www.vashpsixolog.ru

17.             http://psymania.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать статью

×
×