Мастер-класс «От игры к знаниям»

Автор: Юлия Сергеевна Майорова

Мастер-класс «От игры к знаниям.

Как правильно играть с детьми в дидактические игры»

                                                                                     Майорова Ю.С.

 

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы представляем вам мастер-класс «От игры к знаниям или как правильно играть с детьми в дидактические игры.

 

Что же такое дидактическая игра? (ответы)

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.

Ребёнка же привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Если же участник игры не овладеет знаниями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Поэтому, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладеет знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей. Это побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Какие дидактические игры вы знаете? (ответы родителей)

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

– с игрушками и предметами;

– настольно–печатные;

– словесные.

 

Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения нужно всегда находить время.

Например, вы едите в машине 30 – 40мин., сколько игр можно вспомнить за это время: «Рифмы» — Один игрок говорит слово, другой – рифму на него, после чего роли меняются. Например: «сестрёнка» – бурёнка, «рябина – дубина»…, «Назови ласково» — Кот – котик, дом – домик, качели – качельки, машина – машинка.

«Назови предмет по функции» (развитие речи, мышления)

Попробуйте называть предметы одним словом по той функции, которые они выполняют.

Лопатка – “копалка”; стул – “сиделка”; телевизор – “смотрелка”; карандаш – “писалка”; вентилятор – “дулка”; холодильник – “холодилка” и т. п.

Помимо того, что игра полезная, она еще и веселая! Она неизменно вызывает у детей смех, так как они понимают, что подобных слов нет и это словотворчество на волне веселья тоже весьма полезно. Время проходит быстро, а самое главное, с большой пользой для обоих сторон. И ребенок незаметно для себя учится думать, говорить, общаться.

 

Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел. Например, пока вы готовите обед, поиграть так: ребенок должен собрать в корзину предметы, сделанные из разных материалов. Мама загадывает загадку, о каком – либо из них, выделяя главный признак предмета – его качество. Например: «Он зелёный, с пупырышками», «Этим можно есть суп, но нельзя есть мясо?» Эта игра не мешает матери готовить обед. Сколько полезных задач решено! Вы радуетесь, и незаметно для малыша многому его обучаете.

«Что пропало?»

  Положите на кухонный стол три предмета (например, чашку, ложку, салфетку). Пусть ребёнок посмотрит и назовёт каждый предмет. Затем он должен закрыть глаза, а вы в это время уберите со стола один из предметов. Теперь пусть малыш откроет глаза и попробует определить, чего не хватает. Если очень просто, увеличьте количество предметов и убирайте не один, а два предмета.

«Холодно-горячо»

  Пусть малыш выйдет из кухни, а вы в это время спрячьте какой-нибудь вкусный сюрприз для него (например, маленький пакетик орешков или конфету). Позовите ребёнка обратно, и предложите найти сюрприз, направляя его подсказками «холодно», «теплее», «горячо».

 

Также, по дороге в детский сад, или из детского сада, обратите внимание на красоту природы и поиграйте в такие игры:

«Я вижу что-то…» (развиваем наблюдательность, поисковую активность)

Родитель отмечает какой-то предмет в зоне видимости и описывает его ребенку, который должен отыскать взглядом загаданный предмет. («Я вижу большую зеленую горку, куст с розовыми цветами, тетю с таксой…»)

«Я знаю пять…» (развитие памяти, мышления, скорости реакции)

В эту игру можно играть, просто прохлопывая каждый ответ в ладошки. Например, родитель загадывает: «Я знаю пять ИМЕН!». Ребенок хлопает в ладоши: «Один — Таня, два — Оля, три — Саша, четыре — Алеша, пять – Дима».

Можно загадывать названия животных, цветов, виды посуды, мебели и т. д.

«Отгадай предмет по названию его частей» (развитие речи, внимания, мышления)

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

 

Советуем Вам почаще обращать внимание и на отношение детей к игрушкам, которыми они в настоящее время хорошо обеспечиваются. Что же в первую очередь привлекает детей в игрушке? Ребят привлекает в игрушке ее новизна. Удовлетворяя просьбы своих детей, Вы приобретаете для забавы и развлечений все новые и новые игрушки. Воспитывать интерес к игрушкам можно с помощью дидактической игры: «Из чего и кем сделано?». Предложите ребенку разложить все игрушки на полу. Спросить у сына (дочки) – «Как ты думаешь, из чего они сделаны, из какого материала?». Если ребенок затрудняется отвечать, то надо ему помочь. Рассказать, как много людей трудилось, чтобы сделать такую машину, робота и т. д. Предложить ему игру, например: «Деревянные игрушки – справа, мягкие – слева, металлические – перед собой».

 

В ходе игры у ребенка развивается внимание, наблюдательность, сосредоточенность, закрепляются знания о качестве игрушек, желание играть с ними, формируется бережное отношение к ним. А так же понимание, что с игрушками можно играть по — разному.

 

Советуем Вам сделать хотя бы одну игру совместно с ребенком. Да, сейчас в магазинах много разнообразных, красочных настольно – печатных игр, но сделанные своими руками, да еще вместе с папой, мамой это дороже всего.

Например: игра – «Собери картинку», делается просто. На плотную бумагу или картон наклеивается картина, затем разрезается на части (6, 8 частей). Чтобы интерес ребенка к игре не пропадал, можно ввести элемент соревнования: кто быстрее соберет картинку. Выполнять задание надо по сигналу и победителей поощрить.

 

Сегодня мы предлагаем вам поиграть в несколько игр:

 

Игра «Бывает – не бывает»  направлена на развитие речи, внимания, мышления ребенка.

Я говорю фразу, а вы  должны хлопнуть в ладоши, если так быть не может.

Например:

Почтальон принес письмо,

Шапочка резиновая,

Кошка варит кашу (хлопок),

Яблоко соленое (хлопок),

Папа идет на работу,

Телефон звонит в дверь (хлопок),

Поезд летит по небу (хлопок),

Ветер качает деревья,

Мама идет в школу,

Картина прибила гвоздь (хлопок),

Пол бежит по кошке (хлопок),

Зимой идет снег,
Собака гуляет по крыше (хлопок),

Мальчик виляет хвостом (хлопок),
Снежная баба лепит Ваню (хлопок),

Писатели пишут книги,
Чашка упала на потолок (хлопок),

Катя ужалила осу (хлопок) и т. д.

Вариантами этой  игры могут быть игры: «Съедобное – несъедобное», «Летает – не летает».

 Следующая игра называется «Чудесный мешочек»

В этой игре ребенку нужно узнать предмет наощупь.

Для первых игр подбирают предметы, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие.

Для игры необходим небольшой мешочек (непрозрачный). Для маленьких детей выбираем предметы попроще, например, мячик, кубик, пирамидку, матрешку и т.д.

Для детей постарше предметы посложнее, подойдут даже игрушки от киндеров.

Ход игры. Кладем предметы  в мешочек. Затем предлагаем ребенку: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)».

 

 

Еще одна игра «Ассоциации»,

Ассоциации по контрасту

Инструкция. Вы говорите ребенку: Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению.

 

Высокий/низкий.

Далёкий/близкий.

Толстый/тонкий (худой).

Сладкий/кислый.

Злой/добрый.

Слабый/сильный.

Хороший/плохой.

Сырой/варёный.

Длинный/короткий.

Чёрный/белый.

Тонуть/выплывать.

Кричать/молчать.

Бросать/ловить.

 

Ассоциации по сходству

Инструкция. Вы говорите ребенку: Я назову предмет, а ты назови, на что он похож.

 

Арбуз/мяч.

Голова/шар.

Груша/треугольник.

Солнце/одуванчик.

Горбы верблюда/горы.

Заснеженное поле/белое покрывало.

Фонтан/дождь.

Ботинки/ноги.

Замёрзшая река/зеркало.

Лужа/океан.

Цветущий луг/ковёр.

Небо/голубая чаша.

Пушинки одуванчика/вертолёт.

 

Как вы думаете, чему учится ребёнок в этой игре?

Конечно, дети учатся устанавливать взаимосвязи между предметами, явлениями.

Игры на ассоциации полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и логическое мышление, они  дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как повышают скорость интеллектуальных процессов. Лучшего способа активизации мышления и памяти, пожалуй, и не найти.

 

Многие взрослые страдают от того, что не могут быстро подобрать нужное слово. Способность быстро извлекать необходимые сведения из глубин памяти полезно развивать с детства  при помощи таких игр.

 

 

Приглашаю   поиграть в игру «Геометрическая мозаика»

Изготовив дома с ребенком такое пособие и практически не затратив никаких средств вы сможете развивать мышление ребенка, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.

Варианты игры могут быть разнообразными: «Собери красивые бусы»,  «Выложи любой предмет»,  «Выложи такую же фигуру как у меня», «Найди все красные фигуры», «Найди все треугольники» и т.д.

 

 

Таким образом, играя в дидактические игры, наши дети постоянно развиваются.

А чтобы вы смогли познакомиться с еще большим количеством игр, в которые можно поиграть с детьми, мы приготовили для вас памятки.

 

Спасибо за внимание!

 

 

×
×