Автор: Попова Наталья Сергеевна
« МАСТЕР – КЛАСС»
От музыки к здоровью
Попова Н.С.,
Учитель музыки
МБОУ СОШ № 87
Г. Северск
Раздаточный материал:
1. Сигнальные карточки
2. Листы, ручки
Известно ли вам, что 38% информации человеческая психика извлекает именно из звучания голоса, его тембра, интонаций, пауз, акцентов и только 7% — из логической составляющей речи?
Однажды к Сократу привели молодого человека с просьбой оценить его личные качества и способности. Мудрец некоторое время рассматривал юношу, а затем произнес: «Говори, чтобы я мог тебя видеть!»
Несмотря на то, что в наш век — «век информационных технологий» мы все больше времени проводим за компьютерами, значимость контактов живого общения, то есть звучащей речи, разговора по-прежнему велика.
Кто – то однажды сказал, что голос — это «второе лицо», и действительно голос может рассказать о человеке также много, как и лицо.
Но, к сожалению, голос – инструмент капризный, на него могут влиять сырость, стрессы, простуды и неправильное питание. В зоне риска все, кто работает голосом: адвокаты, воспитатели детских садов, лекторы. Отдельный разговор об учителях и школьниках – они говорят и много, и громко (по статистике на 3 децибела выше нормы).
Как вернуть утраченный голос? Как укрепить голосовые связки? Какая профилактика нужна голосу? Обо всем этом пойдёт речь на мастер – классе, под названием «Звуки здоровья».
Прошу обратить ваше внимание на раздаточный материал. В процессе работы нам понадобятся сигнальные карточки.
Зеленый цвет – сигнализирует о том, что вы получили положительный результат, красный цвет – отрицательный.
Ответьте, что вы ждете от мастер-класса? Прошу зафиксировать ваши ответы на листах.
1 задание
Для того, чтобы оценить свой голос , я попрошу вас громко и четко просчитать от 1 до 10.
(Выполнение задания)
Кто считает, что голос был недостаточно сильным и звонким поднимите красную табличку.
У кого таких проблем нет, и он сможет крикнуть во всю мощь, поднимите зеленую табличку.
(оценка теста)
2 задание
Попробуйте долго не прерывно протянуть звук «и».
(показ) Тянущийся звук должен быть ровным, сочным.
(Выполнение задания)
Поднимите вверх красную табличку те, кто чувствовал прерывание и дребезжание.
У кого не было проблем поднимите зеленую табличку.
(оценка теста)
3 задание
Обычно проблемы с голосом, обнаруживаются утром. Кто из вас испытывал дискомфорт по утрам, поднимите красную табличку. У кого таких проблем нет и не было – зеленую.
Нарушение голосообразования – спастическая дисфония, когда голос отсутствует частично, вы не контролируете звукооброзование. Потеря голоса полностью называется афонией.
( Показ голосовых складок)
Вот то место, где рождается звук.
Главный виновник дисфонии и афонии – это воспаление слизистой оболочки гортани, или ларингит.
Возможные причины вы видите на слайде, выделите значимые для себя.
Кто смог выделить значимые для себя причины потери голоса — прошу поднять зеленую карточку. У кого возникли затруднения – красную.
(Обсуждение типичных для педагогов причин потери голоса)
Частые жалобы на то, что голос:
— быстро устает, не выдерживает нагрузки;
— «пропадает» в ответственный момент;
— недостаточно громкий,;
— недостаточно гибкий;
— недостатки дикции и артикуляции;
Как правило, все эти трудности взаимосвязаны и взаимозависимы.
(приглашается человек с проблемами голоса)
Как вас зовут? Какой предмет преподаете? Сколько уроков в день вы проводите?
Как вы думаете …Причина потери голоса в вашем случае – голосовая перегрузка, вследствие которой происходит не смыкание голосовых связок.
Вы видите на слайде, что звукообразование зависит от плотного смыкания голосовых складок.
Как вы считаете, от чего страдают детские голосовые связки?
Дети страдают от осиплости голоса на фоне тех же наборов причин, что и взрослые.
Разобравшись с причинами, можно приступать к реабилитации. В зависимости от тяжести симптомов она может занять от суток до 2 недель.
Начнем с массажа гортани. Массаж можно делать с маслом, жирным кремом или без него. Еще одно условие – все действия сопровождаются горловом гудением в низком регистре на звук «м». (показ)
1. Проглаживание гортани, как будто мнете тесто;
2. Словно жуете с закрытым ртом, на губах ощущается дребезжание;
3. Круговые движение языком в полости рта;
4. Проминание края яремной выемки.
Такой массаж обеспечивает прилив крови к гортани. Продолжительность 5 минут. Последовательность можно менять.
Под руководством ведущего участники мастер-класса выполняют элементы массажа.
Основа любого звука — это дыхание. Можно даже сказать, что голос — это озвученное дыхание.
Для налаживания естественного, природного алгоритма дыхания очень хорошо использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой, которая и была разработана с целью восстановления и развития голоса.
Главное условие — это шумный вдох носом. Вдох должен быть коротким как хлопок. Выдох – это уходящий вдох, на него не обращаем внимание.
1. «Ладошки»
Исходное положение — руки согнуты в локтях, ладошки раскрыты. «Поза экстрасенса». Выполняем хватательное движение вместе с вдохом носом 8 повторений.
(показ)
Плечи в дыхании не участвуют, упражнение повторяется с перерывом 4 раза.
2. «Погончики»
Исходное положение – корпус ровный, плечи опущены. Руки согнуты в локтях, кулачки на уровне пояса. Выполняем движения руками вниз до отказа с шумным вдохом через нос.
(показ)
Если кружится голова – это кора головного мозга насыщается кислородом и сосуды дали спазм. Отдохните и продолжайте упражнение сидя.
3. «Насос»
Исходное положение – корпус чуть наклонен вперед, спина полукруглая, голова опущена. Имитируем накачивание шины . (показ)
( 11 слайд)
Переходим к «голосовому фитнесу» звуковым упражнениям .
1. Протягиваем звукосочетания — Ма..м, Мо…м, Му…м, Мэ…м, Ми…м.
2. Мне, мня, мнё, мни.
3. Бам, бом, бум, бим.
Эти упражнения разогревают связки, снимают отеки гортани. Хорошо вентилируют легкие. Упражнения полезны при профилактике простудных заболеваний, при несмыкании голосовых связок. А так же при подготовке к ораторскому выступлению.
Итак, в начале нашего мастер-класса мы сформулировали три вопроса:
Как вернуть утраченный голос? (1.сократить голосовую нагрузку 2. Постоянно увлажняйте горло3.исключите потребление кофеина, табачного дыма)
Как укрепить голосовые связки?(1)Правильное дыхание – залог успеха; 2) не забывайте про «голосовой фитнес» 3) правильное питание)
Какая профилактика нужна голосу? (для сохранения голоса необходимо соблюдать элементарную «технику безопасности»: режим дня, сбалансированное питание, щадящий температурный режим, определенный уровень влажности в помещении и т.д.)
Предлагаю вам провести самоанализ и дать качественную оценку мастер – классу «Звуки здоровья», для этого я прошу вас вновь обратиться к сигнальным карточкам.
Напоминаю, что зеленый цвет сигнализирует о том, что вы получили положительный результат, красный цвет – что результат был отрицательным.
И в заключене хочется сказать, что потеря голоса, пусть даже на время, может иметь очень плачевные результаты. Человек отличается от любого другого живого существа способностью выражать свои мысли и чувства с помощью речи и потерять такой дар будет очень большой потерей. Так, что берегите свои голосовые связки, не надрывайте их лишний раз, будьте аккуратными в физическом контакте, и лечите сразу своё горло при первых подозрениях на ОРВИ.
(проводится опрос)
1. Смог ли от мастер-класс ответить на поставленные вопросы? 2. Считаете ли Вы тему мастер-класса актуальной? 4. Удалось ли вам познакомиться с причинами потери голоса и узнать правила его реабилитации ? 5. Считаете ли вы мастер-класс полезным для вас? Спасибо за работу, |
|