Мастер класс: Применение Здоровьесберегающих технологий на занятиях дополнительного образования

Автор: Соколова Наталья Владимировна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МО ЕЙСКИЙ РАЙОН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР КЛАСС 

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Методист МБОУ ДО ДДТ

Соколова Наталья Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ст.Камышеватская

  2023 год            

Мастер класс:

Применение Здоровьесберегающих  технологий на занятиях дополнительного образования

 

Цели: внедрение Здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению здоровья, на занятиях дополнительного образования; обмен и распространение педагогических знаний и опыта по применению здоровьесберегающих технологий.

 

Задачи:

1. Продемонстрировать и раскрыть значение технологий, направленных на сохранение здоровья, в образовательном процессе, а также ознакомить с методикой их реализации.

2. Поделиться личным опытом применения данных технологий в работе с детьми различных возрастных групп.

3. Способствовать распространению педагогического опыта использования технологий, способствующих сохранению здоровья.

 

Вопрос сохранения здоровья обучающихся является приоритетным направлением в деятельности кружков и секций дополнительного образования. Коллектив педагогов, а также сами учащиеся несут ответственность за поддержание и укрепление здоровья.

Осознание важности здорового образа жизни – это обязанность каждого перед собой, близкими и обществом.

Подростковый возраст является критическим периодом для формирования знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Именно в этот период закладываются основы нравственных ценностей и важнейших личностных качеств. Недостаток внимания к здоровью в этом возрасте может привести к трудностям в будущем.

Научные данные подтверждают, что образ жизни на 50% определяет состояние здоровья человека.  Наследственность, экология и медицина играют второстепенную роль. Это подчеркивает важность формирования здорового образа жизни у детей и подростков.

Дом детского творчества уже несколько лет работает над вопросом формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) учащихся. КБЖ включает в себя здоровье, ЗОЖ, нравственность, гражданственность, а также знания, умения и навыки безопасного взаимодействия с окружающей средой.

Поэтому приоритетами нашей работы являются здоровье и безопасность детей.

Сегодняшний мастер-класс посвящен обмену опытом по использованию здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного образования.

Здоровьесберегающие технологии представляют собой комплекс мероприятий, направленных на укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.

Успешное обучение неразрывно связано с хорошим здоровьем, и наоборот.

Задача сохранения здоровья детей – это совместная ответственность педагогов, медиков и родителей. Решение этой задачи возможно только через внедрение здоровьесберегающих технологий в практику.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья детей.

Педагоги нашего Дома детского творчества постоянно используют такие технологии. Под ними понимаются все те методики и подходы, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья детей.

Цель таких технологий – обеспечить возможность сохранения здоровья, сформировать у учащихся необходимые знания о ЗОЖ и научить применять их в повседневной жизни.

Важным аспектом является сохранение здоровья детей:

*физическое: умение справляться с учебной нагрузкой и преодолевать усталость;

*социальное: коммуникабельность, общительность;

*эмоциональное: уравновешенность, способность удивляться и восхищаться;

*интеллектуальное: развитие умственных способностей, наблюдательности, воображения, самообучаемости;

* нравственное: признание общечеловеческих ценностей.

Для этого необходимо:

* строгая дозировка учебной нагрузки;

* построение занятий с учетом работоспособности учащихся;

* соблюдение гигиенических требований к учебному кабинету;

* благоприятный эмоциональный настрой на занятиях;

* проведение физкультминуток и динамических пауз.

Рассмотрим некоторые способы сбережения здоровья детей на занятиях дополнительного образования.

 Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого учащегося и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести  технологии  дифференцированного обучения, технологию критического мышления, игровые технологии.  В качестве примера можно привести технологии личностно-ориентированного обучения: игровые, исследовательские, проблемно-поисковые.

Они предполагают использование различных форм и методов организации учебной деятельности, а также дифференцированный подход к обучению.

Технология дифференцированного обучения  – это совокупность организационных решений, средств и методов, направленных на учет индивидуальных особенностей учащихся. 

В своей работе педагоги используют:

* игровой метод;

* исследовательский метод;

* метод создания проблемно-поисковой ситуации;

* групповую, индивидуальную работу;

* работа в парах;

* систему подсказок для активизации мыслительной деятельности;

* комбинированные занятия с использованием ИКТ.

Главная задача дифференцированного обучения – поддержать, помочь и научить каждого ученика.  Этот подход максимально раскрывает индивидуальность ребенка и соответствует целям современного образования.

Цели и принципы дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение ставит своей целью создание оптимальных условий для развития каждого ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы.

Данный подход направлен на повышение качества учебного процесса, предотвращение перегрузки учащихся и выявление одарённых детей.

Принципы дифференцированного обучения основываются на:

* учете индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

* предоставлении вариативного материала для учащихся с разным уровнем умственного развития.

* разнообразии познавательной деятельности, от репродуктивной до творческой.

* ориентации на адаптацию и развитие каждого воспитанника.

Для демонстрации принципов дифференцированного обучения может быть использован метод создания проблемно-поисковой ситуации.

Участники делятся на малые группы и обсуждают спорные высказывания, связанные с актуальными темами, например, зависимостями и поведением молодёжи.

Данный метод способствует развитию критического мышления, умения аргументировать свою позицию и уважать мнения других.

В результате применения технологии дифференцированного обучения наблюдается:

* Повышение качества усвоения знаний.

* Рост самооценки у детей, что приводит к более комфортному поведению на занятиях.

* Увеличение количества учащихся, усваивающих знания более сложного уровня.

* Формирование у детей веры в свои способности и стремления к достижению высоких результатов.

Технология критического мышления

Критическое мышление — это открытый тип мышления, который развивается за счет сопоставления новой информации с жизненным опытом.

Определение критического мышления обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Принципы критического мышления:

* Индивидуальность: каждый участник формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других.

* Свобода мысли: дети должны иметь достаточно свободы, чтобы думать самостоятельно и решать даже самые сложные вопросы.

Критическое мышление не обязательно должно быть оригинальным; мы можем принимать идеи других людей как свои собственные.

Прием «Кубик» Блума

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Положительные стороны приема «Кубик»:

– позволяет детям реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на занятии целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Методика использования кубика «Блума»

 Понадобится обычный бумажный кубик на гранях которого написано:

Назови.

Почему.

Объясни.

Предложи.

Придумай.

Поделись.

Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать. Мы с вами попробуем освоить эту технику на теме «Правильное питание».

Кубик «Блума» интересен тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Педагог  или ребенок бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д. Сейчас мы рассмотрим это на примере сказки.

                            Муха-Цокотуха на новый лад

Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо

Муха по городу гуляла,

Книжку в парке почитала,

Надоело ей читать, решила снова погулять.

Шла спокойненько по парку,

Встретила пчелу-знахарку,

Поболтала с ней немножко.

-Здравствуй, кумушка  моя,

Как делишки у тебя?

Ой, привет! Ты похудела?!

-На диетах я сидела и немножко похудела! На кремлевской, голоданье и раздельное питанье. А сейчас совсем не ем, пью водичку и компот.

Даже любимый бутерброд мне не лезет больше в рот.

— Ты совсем с ума сошла. Разве можно, дорогая, так издеваться над собой! О здоровье ты подумай, станешь ты совсем худой, да к тому же и больной энорексией .    

Постой, такой болезни я не знаю.

Знаешь, лучше б и не знать. Это когда не хочешь кушать и худеешь с каждым днем, превращаешься в скелета и от тела твоего не остаётся ничего.

С этим лучше не шутить.

-Слушай, милая моя, чем критиковать меня, посоветуй  что-нибудь  и отправлюсь дальше в путь.

-Цокотуха, дорогая, спортом больше занимайся, ешь целебные продукты: мед, все овощи и фрукты. Шейпинг, фитнес, физкультура и красивая фигура!

Что ж, голубушка, пока, мне спешить уже пора.

-Знать прислушаюсь к советам. Только денег совсем нету.

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Наконец-то повезло! Запишусь на фитнес, буду пресс качать и о прошлом буду только вспоминать.

-Заниматься нужно спортом сегодня, завтра и всегда!

-Физкультура, физкультура и красивая фигура!

Буду в зал я собираться.

-Спорт, походы и кружки   вот тебе лекарство от тоски.

Назови- предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Главных героев? Какой болезнью могла заболеть муха?

Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы которые происходят с предметами, явлениями.

Например: почему Кумушка пчела забеспокоилась о Мухе?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Объясни ты уверен в правильности совета Пчелы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.

-Ты действительно думаешь, что Муха вела себя не правильно по отношению к своему здоровью?

-Ты уверен правильно  ли поступила Муха решив начать заниматься спортом?

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Воспитанник должен объяснить ,как использовать то или иное задание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например. Предложи , как бы ты поступил если бы был на месте Пчелы или на месте Мухи?

Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например. Придумай свою версию концовки сказки.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!»,

Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах занятия любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы детям нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Использование приема «Кубик Блума» только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

Переходим к следующей.

Игровые оздоровительные технологии в образовании подростков: возможности и применение.

Внедрение игровых оздоровительных технологий в учебный процесс позволяет комплексно решать важные задачи, связанные с развитием учащихся.  Эти технологии удовлетворяют потребность подростков в физической активности, стабилизируют эмоциональное состояние, формируют навыки самоконтроля и владения телом.

Игры на всех этапах занятия способствуют развитию не только физических, но и умственных, творческих способностей. К их числу относятся игры, направленные на:

* развитие внимания;

* развитие памяти, восприятия и наблюдательности;

* развитие произвольных движений и самоконтроля;

* развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

* развитие мышления и речи.

Игровые технологии в обучении подростков имеют свои особенности.

В этом возрасте наблюдается усиление потребности в создании собственного мира, стремление к взрослости, бурное развитие воображения и фантазии, появление стихийных групповых игр. Характерной чертой игр подростков является стремление к самоутверждению, юмористическая окраска событий, интерес к розыгрышам и речевой деятельности.

В педагогической практике широко используются деловые игры как эффективный инструмент развития.

Различные модификации деловых игр (имитационные, операциональные, ролевые, деловой театр, психо- и социодрама) позволяют моделировать реальные ситуации и решать широкий спектр педагогических задач:

* усвоение нового материала и закрепление пройденного;

* формирование общеучебных умений;

*развитие творческих способностей.

Деловые игры способствуют:

* формированию зрелых социальных установок у подростков;

* компенсации информационной перегрузки;

* организации психологического и физиологического отдыха.

Операционные игры

Этот тип игр помогает отрабатывать выполнение конкретных, специфических операций. В них моделируется соответствующий рабочий процесс в условиях, имитирующих реальные.

«Деловой театр»

В этом формате разыгрывается конкретная ситуация, моделируя поведение человека в определенных обстоятельствах. Участники должны мобилизовать весь свой опыт, знания и навыки, вжиться в образ персонажа, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.

Основная задача метода инсценировки – научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность без принуждения.

Деловая игра как моделирование процессов принятия решений.

В деловой игре процесс выработки решений происходит в условиях поэтапного уточнения необходимых факторов, анализа поступающей информации.

Деловую игру с учащимися средних и старших классов можно проводить в формате проектных игр, когда необходимо выработать общее решение. В процессе игры участники анализируют ситуацию, принимают и обсуждают решения, а также вступают между собой в определенные отношения, которые могут носить характер соперничества, сотрудничества, формального взаимодействия и т.д.

Особенности организации

В деловой игре выделяют следующие этапы:

1. Планирование.

2. Подготовка.

3. Введение в игру.

4. Разделение участников на группы.

         5. Изучение ситуации.

6. Обсуждение ситуации в группах.

7. Игровой процесс (анализ ситуации, принятие решения, его оформление).

8. Подведение итогов игры. Анализ деятельности групп. Оценка эффективности работы участников и групп.

9. Разбор оптимального варианта.

10. Общая дискуссия.

«Создание клипа «Мы выбираем здоровый образ жизни»

Группа работает в режиме проективной деловой игры. Она становится телестудией, сотрудники которой разрабатывают проект клипа «Мы выбираем здоровый образ жизни». Группа разбивается на подгруппы, которые создают для себя тексты (10–15 предложений), сценарий (последовательность событий), разрабатывают живые картины (что делают члены группы, раскрывая идеи текста), выбирают жанр (фантазия, триллер, реализм, мелодрама, трагедия, драма, комедия и т.д.) и подбирают музыкальное и шумовое сопровождение. Ведущий может распределить жанры следующим образом: 1-я подгруппа — песня, 2-я подгруппа — стихи, 3-я подгруппа — рисунки, 4-я подгруппа — коллаж,5-я подгруппа — мини-спектакль и т.п. Каждая подгруппа показывает свой проект. Затем происходит обсуждение, на ватмане записываются признаки здорового образа жизни и тех действий, которые необходимы для его реализации.

Деловая игра дает участникам возможность увидеть результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и в случае необходимости скорректировать свое решение.

Игра всегда должна находиться в контексте занятия. Одну и ту же игру можно интерпретировать по-разному, в зависимости от темы вашего занятия. Игра должна апеллировать к аудитории, ее опыту и составу. Если у вас не очень много времени, лучше не затевать длинной игры, чтобы успеть ее закончить. Если игра сложная, то очень важно, чтобы правила были понятны всем участникам. Следует учитывать то, что часть учащихся воспринимает информацию на слух, а часть — только после прочтения текста. Поэтому все условия, роли, требования должны быть не только прочитаны вслух, но и напечатаны или написаны на листе бумаги. Обсуждение игры и выводы часто требуют больше времени, чем ее проведение. Эта часть работы зависит от числа участников и квалификации ведущего. Поэтому имеет смысл определять вопросы предварительно, еще на стадии подготовки. Планируя игру, вы должны четко представлять, какой момент игры для чего нужен. Игры могут приводить к всплеску эмоций в группе. Будьте готовы к этому. В игре должны принимать участие все члены группы. Если кто-то отказывается играть определенную роль, сделайте его наблюдателем с четко сформулированным заданием.

Проведение деловой игры на тему здорового образа жизни

Данный текст описывает методику проведения проективной деловой игры, направленной на формирование у участников представления о здоровом образе жизни и действиях, необходимых для его реализации.

В рамках игры группа преобразуется в телевизионную студию, где подгруппы разрабатывают проект музыкального клипа «Мы выбираем здоровый образ жизни». Каждая подгруппа отвечает за определенный аспект проекта: текст, сценарий, живые картинки, жанр и музыкальное сопровождение.

Игра позволяет участникам проанализировать результаты своих действий, сравнить их с результатами других участников и при необходимости скорректировать свой подход.

Для успешного проведения игры необходимо учитывать следующие моменты:

* Контекст занятия: Игра должна быть тесно связана с темой занятия.

* Аудитория: Игра должна быть адаптирована к возрасту, опыту и составу участников.

* Время: Длительность игры должна соответствовать доступному времени.

* Правила: Правила игры должны быть ясны и понятны всем участникам.

Важно учитывать различные способы восприятия информации: как слуховой, так и визуальный.

После проведения игры необходимо провести обсуждение и выработать общие выводы. Для этого рекомендуется подготовить вопросы заранее.

Игра может вызывать эмоциональный отклик у участников. Ведущий должен быть готов к этому и обеспечить участие всех членов группы.

В качестве примера в тексте описана игра «Клубочек», направленная на укрепление чувства единства и поддержки в группе.

Проводит игру «Клубочек».

Запевает песню, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему. Следующий пропевает строчку другой песни, то, что приходит на ум и передает следующему. Когда участники заканчиваются — все соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к ведущему, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут на пол.

Ведущий обращает внимание на то, что ниточка не порвалась и она надеется, что все всегда будут так же крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба — это тоже здоровье.

И в конце я бы хотела услышать ваше мнение о мастер-классе. Возьмите листочки и напишите несколько слов. Благодарю Вас за вашу вежливость!

 

 

 

×
×