Автор: Владимир Антонович Шембергер
Технологическая карта учебного занятия
Автор-разработчик |
Шембергер Владимир Антонович |
|||
Профессия (код, название) |
16675 Повар |
|||
Учебный цикл (в соответствии с учебным планом) |
Профессиональный цикл |
|||
Учебная дисциплина /МДК |
Кулинария
|
|||
Междисциплинарные связи (предшествующие и последующие) |
Предшествующие – ________________________________________ Последующие: учебная практика, производственная практика |
|||
Цели учебного занятия |
Обучающая |
Развивающая |
Воспитательная |
|
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; обобщить материал как систему знаний. |
развивать познавательную активность и интерес к изучаемому материалу, творческое мышление |
воспитать самостоятельность в работе; выработать ответственное отношение к работ |
||
Формируемые компетенции |
Общие компетенции |
Профессиональные компетенции |
||
-Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. -Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем -Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
|
формировать компетенции по технологии приготовления заправочных супов |
|||
Требования к результатам освоения учебной дисциплины/ МДК (в соответствии с ФГОС, профессиональным стандартом, рабочей программой) |
Умения для освоения |
Знания для усвоения |
||
Готовить блюда, напитки и кулинарные изделия по технологическим картам под руководством повара. Соблюдать правила сочетаемости основных продуктов и сырья при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий
|
Рецептуры и технологии приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий |
|||
Наименование и № раздела, темы (в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом) |
Раздел 2. Рецептуры и технологии приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий Тема 2.1. Кулинарная характеристика блюд |
Кол-во часов |
||
6 |
||||
Наименование и № темы урока (в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом) |
Тема урока №31. Заправочные супы: разновидности, правила варки заправочных супов. |
Кол-во часов 1 |
||
Уровень освоения |
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). |
|||
Тип учебного занятия |
комбинированное учебное занятие; |
|||
Вид учебного занятия |
— практическое занятие; |
|||
Место проведения учебного занятия |
Учебный класс |
|||
Форма организации учебного занятия |
— групповая; |
|||
Ресурсы учебного занятия, в том числе: |
|
|||
материально-технические
|
1.технические средства обучения:-компьютер; -мультимедийный проектор; 2.раздаточный материал: -карточки задания; -набор сырья для приготовления блюд (карточки с изображением сырья); -технологический набор (карточки с изображением технологического оборудования и процессов кулинарной обработки; |
|||
основная литература
|
Кулинария [Текст] : учебное пособие / Т. А. Качурина. — 5-е изд., стер. — Москва : Академия, 2013. Кулинария: Теоретические основы профессиональной деятельности (В 2 частях) Автор: Соловьева О.М., Миронова Г.К., Елепин А.П. Издательство: Академкнига Год: 2007 |
|||
дополнительная литература
|
Харченко Н.Э. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий», — М.: Академия. 2010г. |
|||
электронно-информационные
|
https://multiurok.ru/index.php/files/ https://infourok.ru |
|||
Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия (в соответствии с рабочей программой) |
Оценка в рамках текущего контроля: -результатов выполнения практических (лабораторных) работ; Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка. |
|||
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (домашнее задание) |
Подготовить устные ответы на тему особенности приготовления каш на основе материала выданного на занятии. |
|||
Структура и хронология учебного занятия
Этапы |
Время (У каждого свое) |
Содержание |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающегося |
||
Подготовительный (организационный)
|
3 мин. |
-проверить наличие учащихся, готовность к занятиям; -мотивация выбранной профессии – вывести слайд на экран(прил.1), прочитать стихотворение.
|
воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку |
Основной
|
32 мин. 1 мин
5 мин
1 мин
20 мин
5 мин
|
1.Довести тему и цели занятия -вывести слайд на экран (прил.2); 2.Ознакомление с порядком проведения занятия: -объяснить обучающимся что на занятии вместо продуктов, технологического оборудования и инвентаря будут использоваться карточки с их изображениями, вывести слайд на экран (прил.3) — объяснить, что такие же карточки находятся у них на столах , сформированными в три группы: · сырье; · оборудование; · технологические процессы -разъяснить последовательность действий обучаемых: · на основании выданных карточек- заданий, набрать из предложенных элементов продукты, оборудование, способы обработки, которые, по их мнению, необходимы для выполнения задания; · с использованием отобранного материала составить технологическую схему приготовления блюда, указанного в карточке –задании. -объяснение ключевых моментов: · довести, что после того, как обучаемый набрал необходимый материал (3-5 мин), остальные карточки будут отобраны; · наличие лишнего или недостающего материала после окончания составления схемы снижает оценку на 0,5 балла за каждый предмет, за исключением стрелок; · Время на выполнение задания 20 мин.; — в течении 1 минуты вывести на экран слайды с примерами технологических схем приготовления блюд (прил.4).
3.Выдача карточек заданий (прил.5), установка на начало выполнения практической работы;
4.Контроль выполнения задания: · контроль правильности выбранного сырья; · индивидуальный контроль понимания обучаемым последовательности его действий; · контроль времени; · оценка действий обучаемых в ходе выполнения работы; 5.Оценка выполнения задания в целом: · определяю обучаемых, у которых в задании: · 1.Технологическая схема приготовления борща – вывожу на экран технологическую схему, совместно с обучаемыми проверяю правильность выполнения задания, оцениваю; · 2. Технологическая схема приготовления щей из квашенной капусты– вывожу на экран технологическую схему, совместно с обучаемыми проверяю правильность выполнения задания, оцениваю; · 3. Технологическая схема приготовления рассольника– вывожу на экран технологическую схему, совместно с обучаемыми проверяю правильность выполнения задания, оцениваю; |
воспринимают на слух. визуально;
воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к выполнению задания;
изучают полученное задание;
набирают необходимый материал;
выполняют практическую работу;
воспринимают на слух, визуально контролируют правильность выполненного задания |
Заключительный
|
10 мин. |
1.подведение итогов занятия с выставлением оценки в журнал; 2.изложение материала для подготовки к следующему занятию (сказка о каше прил.6); 3.домашнее задание.
|
воспринимают на слух, делают записи в тетрадях. |
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Конкурсного урока по предмету Кулинария
ТЕМА УРОКА: Заправочные супы: разновидности, правила варки заправочных супов.
Подготовительный этап (3 мин)
1. проверить наличие учащихся, готовность к занятиям (2 мин);
2. мотивация выбранной профессии (1 мин):
— прочитать стихотворение (заставка на экране)
Сыт шофер и сыт солдат —
Значит, все в порядке.
Сыт в ракете космонавт,
В детсаду — ребятки…
Не поверят, может, мне?
Усмехнется кто-то?
Нет нужнее на земле
Повара работы!
Основной этап (32 мин)
1. Довести: — тему занятия: Заправочные супы: разновидности, правила варки заправочных супов (заставка на экране);
— цели занятия: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; обобщить материал как систему знаний.
2. Ознакомление с порядком проведения занятия:
У нас сегодня немного необычное занятие – оно практическое, но мы не будем использовать продукты, технологическое оборудование и инвентарь, мы будем использовать карточки с их изображениями.
У вас на столах находятся карточки с изображением сырья, оборудования и технологических действий.
Я раздаю вам карточки задания, в которых указано технологию приготовления какого заправочного супа вам необходимо выполнить.
Ваша задача:
— набрать необходимое сырье из соответствующей стопки (подойти внимательно, по окончанию набора вами необходимых карточек остальные будут изъяты);
— выбрать соответствующее оборудование и инвентарь;
— с помощью соответствующих карточек с изображением технологических действий собрать на столе технологическую схему приготовления блюда в соответствии с карточкой заданием.
Демонстрирую несколько примерных вариантов на экране (слайд).
3.Раздаю карточки-задания каждому из присутствующих.
Время на выполнение задания – (18-20 мин).
Приступить к выполнению задания.
4.Контроль выполнения задания
-произвожу обход учащихся. Контролирую правильность понимания и выполнения ими задания на этапах:
-выбора продуктов, технологического оборудования, инвентаря и технологических действий, при необходимости уточняю, поправляю;
(после набора необходимых карточек (3 мин) остальные изымаю)
— составления технологической схемы приготовления блюда;
В процессе обхода контролирую правильность выполнения задания, оцениваю уровень усвоения материала каждым обучаемым на основании правильности и уверенности его действий, делаю пометки для использования при окончательной оценки выполненной работы
-контролирую время.
5. Оценка выполнения задания в целом
-определяю обучаемых, у которых в задании:
1.Технологическая схема приготовления борща – вывожу на экран технологическую схему, совместно с обучаемыми проверяю правильность выполнения задания, оцениваю;
2. Технологическая схема приготовления щей из квашенной капусты– вывожу на экран технологическую схему, совместно с обучаемыми проверяю правильность выполнения задания, оцениваю;
3. Технологическая схема приготовления рассольника– вывожу на экран технологическую схему, совместно с обучаемыми проверяю правильность выполнения задания, оцениваю;
Заключительный этап (10 мин.)
-озвучиваю оценки, полученные за выполнение практической работы.
-на следующем занятии мы с вами приступаем к изучению темы: « Блюда и гарниры из круп, бобовых и макаронных изделий» и первым занятием у нас будет правила варки каш различной консистенции.
Я вам сейчас расскажу сказку про кашу, а вы к следующему занятию подготовите мне ответы на вопросы по основным правилам приготовления каш.
Сказка “Про кашу”
Давным-давно существовал городок, где жили не люди, а блюда. Всем здесь жилось хорошо, кроме каши. Всех любили и суп, и компот, и котлеты, и даже картофельное пюре, не любили только кашу. Да и как ее было любить, то соленая, то сладкая, то жидкая, то пригоревшая, то полусырая.
Горевала-горевала каша и решила она пойти по свету счастье искать. Вот идет-идет каша по дороге, и наткнулась она на посудную лавку. Обрадовалась каша, что здесь можно отдохнуть и зашла в нее. А там видано — не видано посуды — и алюминиевая, и чугунная, и эмалированная, какой хочешь. Стала каша рассказывать посуде о своем горе, а посуда и говорит: “Мы тебе поможем! Для тебя не вся посуда подходит, только та, которая с толстым дном и ты в ней пригорать не будешь, выбери себе в друзья чугунную посуду, и будете друзьями”.
Отдохнула каша и пошла дальше, шла–шла и увидела огонь, поздоровалась с ним каша и рассказала о своем горе, а огонь и говорит: “Со мной тебе дружить надо и будешь всегда вкусной – ни горелой, ни сырой. Ведь я тоже хитрый. В начале я должен быть тихим – тихим до полного приготовления. И лучше бы тебе после меня укутаться в теплое одеяло и посидеть там до полного набухания”.
Посветлела каша от слов огня и пошла дальше. Шла–шла, увидела домик, а в нем жили вода и молоко. Зашла к ним каша и спрашивает, кого из них ей лучше в друзья взять. А они и отвечают: “Как посмотреть. Если варить вязкую и жидкую кашу бери молоко и воду, а если хочешь получить рассыпчатую, которая идет в гарнир, лучше воду. Можно конечно и одно молоко, но не забудь перед тем, как меня наливать в котел, на дно налей немного воды и дай ей закипеть, а затем налей молока и ты никогда не пригоришь”.
Поблагодарила каша и их. Пошла дальше, шла–шла, и увидела крупяную лавку. Зашла она туда, а там и рис, и пшено, и перловка, и даже крупа “Артек”. Усадили они кашу и стали расспрашивать про ее горе. Рассказала им все каша, а они ей говорят: “От нас многое зависит, какой тебе быть. Засыпать нас надо только в кипящую воду, засыпать строго по норме для каждого вида каш”.- И подарили ей на память таблицу нормы закладки круп, да показали, чтобы она не забыла: манку — перед варкой нужно подсушить на листах в духовке, а гречку обжарить на сковороде без жира: “И ты будешь намного вкуснее”.
Попрощалась с ними каша и решила пойти домой, а впереди видит стоит теремок, а живут там сахар, соль и сливочное масло. “А” — думает каша – “Зайду туда, авось они что-нибудь посоветуют”. Зашла к ним в терем, обрадовались там гостье. Не знают, куда посадить ее, а потом и спрашивают какое у нее к ним дело. Выслушали кашу и говорят: “К нам-то тебе и надо было. Мы последний штрих к твоей вкусноте. Сахар и соль клади в жидкость, после закипания, да смотри строго по норме. А уж масло клади в готовую кашу, да не бойся, не зря в народе говорят: “Кашу маслом не испортишь”.
Вышла от них каша счастливая и направилась домой. Говорят с тех пор отбоя у нее не стало от клиентов.
Полюбили они ее. Да и не зря говорят на Руси: “Щи, да каша – пища наша”!
Заканчиваю занятие.