Материалы игрового урока по предмету Кулинария

Автор: Владимир Антонович Шембергер

Технологическая карта учебного занятия

 

Автор-разработчик

Шембергер Владимир Антонович

Профессия (код, название)

16675 Повар

Учебный цикл (в соответствии с учебным планом)

Профессиональный цикл

Учебная дисциплина /МДК

Кулинария

 

Междисциплинарные связи (предшествующие

 и последующие)

Предшествующие – ________________________________________

            Последующие: учебная практика, производственная практика

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; обобщить материал как систему знаний.

развивать познавательную активность и интерес к изучаемому материалу, творческое мышление

воспитать самостоятельность в работе;

выработать ответственное отношение к работ

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

-Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

-Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

 

формировать компетенции по технологии приготовления заправочных супов

Требования к результатам освоения учебной дисциплины/ МДК (в соответствии с ФГОС, профессиональным стандартом, рабочей программой)

Умения для освоения

Знания для усвоения

Готовить блюда, напитки и кулинарные изделия по технологическим картам

под руководством повара.

Соблюдать правила сочетаемости основных продуктов и сырья при

приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий

 

Рецептуры и технологии приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий

Наименование и №   раздела, темы  (в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом)

Раздел 2. Рецептуры и технологии приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий

Тема 2.1. Кулинарная характеристика блюд

Кол-во часов

 

6

Наименование и №    темы урока (в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом)

Тема урока №31. Заправочные супы: разновидности, правила варки заправочных супов.

Кол-во часов

1

Уровень освоения

продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

Тип учебного занятия

комбинированное учебное занятие;

Вид учебного занятия

 — практическое занятие;

Место проведения учебного занятия

Учебный класс

Форма организации учебного занятия

 — групповая;

Ресурсы учебного занятия, в том числе:

 

материально-технические

 

1.технические средства обучения:-компьютер; -мультимедийный проектор;

2.раздаточный материал: -карточки задания;

-набор сырья для приготовления блюд (карточки с изображением сырья);

-технологический набор (карточки с изображением технологического оборудования и процессов кулинарной обработки;

основная литература

 

Кулинария [Текст] : учебное пособие / Т. А. Качурина. — 5-е изд., стер. — Москва : Академия, 2013.

Кулинария: Теоретические основы профессиональной деятельности (В 2 частях)

Автор: Соловьева О.М., Миронова Г.К., Елепин А.П.

Издательство: Академкнига

Год: 2007

дополнительная литература

 

Харченко Н.Э. «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий», — М.: Академия. 2010г.

электронно-информационные

 

https://multiurok.ru/index.php/files/

https://infourok.ru

Формы и методы контроля, оценки результата изучения темы учебного занятия (в соответствии с рабочей программой)

Оценка в рамках текущего контроля:

-результатов выполнения практических (лабораторных) работ;

Выполнение практически всей работы (не менее 70%) – положительная оценка.

Задание для внеаудиторной самостоятельной работы (домашнее задание)

Подготовить устные ответы на тему особенности приготовления каш на основе материала выданного  на занятии.

         

Структура и хронология учебного занятия

 

Этапы

Время

(У каждого свое)

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Подготовительный

(организационный)

 

3 мин.

-проверить наличие учащихся, готовность к занятиям;

-мотивация выбранной профессии – вывести слайд на экран(прил.1), прочитать стихотворение.

 

воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Основной

 

32 мин.

1 мин

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

20 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

1.Довести тему и цели занятия  -вывести слайд на экран (прил.2);

2.Ознакомление с порядком проведения занятия:

-объяснить обучающимся что на занятии вместо продуктов, технологического оборудования и инвентаря будут использоваться карточки с их изображениями, вывести слайд на экран (прил.3)

— объяснить, что такие же карточки находятся у них на столах , сформированными в три группы:

·         сырье;

·         оборудование;

·         технологические процессы

 -разъяснить последовательность действий обучаемых:

·         на основании выданных карточек- заданий, набрать из предложенных элементов продукты, оборудование, способы обработки, которые, по их мнению, необходимы для выполнения задания;

·         с использованием отобранного материала составить технологическую схему приготовления блюда, указанного в карточке –задании.

 -объяснение ключевых моментов:

·         довести, что после того, как обучаемый набрал необходимый материал (3-5 мин), остальные карточки будут отобраны;

·         наличие лишнего или недостающего материала после окончания составления схемы снижает оценку на 0,5 балла за каждый предмет, за исключением стрелок;

·         Время на выполнение задания 20 мин.;

— в течении 1 минуты вывести на экран слайды с примерами  технологических схем приготовления блюд (прил.4).

 

3.Выдача карточек заданий (прил.5), установка на начало выполнения практической работы;

 

4.Контроль выполнения задания:

·         контроль правильности выбранного сырья;

·         индивидуальный контроль понимания обучаемым последовательности его действий;

·         контроль времени;

·         оценка действий обучаемых в ходе выполнения работы;

5.Оценка выполнения задания в целом:

·         определяю обучаемых, у которых в задании:

·         1.Технологическая схема приготовления борща – вывожу на экран технологическую схему, совместно с обучаемыми  проверяю правильность выполнения задания, оцениваю;

·         2. Технологическая схема приготовления щей из квашенной капусты– вывожу на экран технологическую схему, совместно с обучаемыми  проверяю правильность выполнения задания, оцениваю;

·         3. Технологическая схема приготовления рассольника– вывожу на экран технологическую схему, совместно с обучаемыми  проверяю правильность выполнения задания, оцениваю;

 

воспринимают на слух. визуально;

 

воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к выполнению задания;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

изучают полученное задание;

 

 

набирают необходимый материал;

 

выполняют практическую работу;

 

 

 

 

 

 

 

воспринимают на слух, визуально контролируют правильность выполненного задания

Заключительный

 

10 мин.

1.подведение итогов занятия с выставлением оценки в журнал;

2.изложение материала для подготовки к следующему занятию (сказка о каше прил.6);

3.домашнее задание.

 

воспринимают на слух, делают записи в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Конкурсного урока по предмету Кулинария

 

ТЕМА УРОКА:          Заправочные супы: разновидности, правила варки заправочных супов.

 

 

Подготовительный этап (3 мин)

 

1.     проверить наличие учащихся, готовность к занятиям  (2 мин);

2.     мотивация выбранной профессии   (1 мин):

— прочитать стихотворение  (заставка на экране)

Сыт шофер и сыт солдат —

Значит, все в порядке.

Сыт в ракете космонавт,

В детсаду — ребятки…

 

Не поверят, может, мне?

Усмехнется кто-то?

Нет нужнее на земле

Повара работы!

 

Основной этап (32 мин)

1.     Довести: — тему занятия: Заправочные супы: разновидности, правила варки заправочных супов (заставка на экране);

               — цели занятия: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; обобщить материал как систему знаний.

     2. Ознакомление с порядком проведения занятия:

         У нас сегодня немного необычное занятие – оно практическое, но мы не будем использовать продукты, технологическое оборудование и инвентарь, мы будем использовать карточки с их изображениями.

У вас на столах находятся карточки с изображением сырья, оборудования и технологических действий.

Я раздаю вам карточки задания, в которых указано технологию приготовления какого заправочного супа вам необходимо выполнить.

Ваша задача:

— набрать необходимое сырье из соответствующей стопки (подойти внимательно, по окончанию набора вами необходимых карточек остальные будут изъяты);

— выбрать соответствующее оборудование и инвентарь;

— с помощью соответствующих карточек с изображением технологических действий собрать на столе технологическую схему приготовления блюда в соответствии с карточкой заданием.

       Демонстрирую несколько примерных вариантов на экране  (слайд).

3.Раздаю карточки-задания каждому из присутствующих.

Время на выполнение задания – (18-20 мин).

Приступить к выполнению задания.

     4.Контроль выполнения задания

-произвожу обход учащихся. Контролирую правильность понимания и выполнения ими задания на этапах:

                              -выбора  продуктов, технологического оборудования, инвентаря и технологических действий, при необходимости уточняю, поправляю;

(после набора необходимых карточек (3 мин) остальные изымаю)

                              — составления технологической схемы приготовления блюда;

В процессе обхода контролирую правильность выполнения задания, оцениваю уровень усвоения материала каждым обучаемым на основании правильности и уверенности его действий, делаю пометки для использования при окончательной оценки выполненной работы

-контролирую время.

       5. Оценка выполнения задания в целом

-определяю обучаемых, у которых в задании:

1.Технологическая схема приготовления борща – вывожу на экран технологическую схему, совместно с обучаемыми  проверяю правильность выполнения задания, оцениваю;

2. Технологическая схема приготовления щей из квашенной капусты– вывожу на экран технологическую схему, совместно с обучаемыми  проверяю правильность выполнения задания, оцениваю;

3. Технологическая схема приготовления рассольника– вывожу на экран технологическую схему, совместно с обучаемыми  проверяю правильность выполнения задания, оцениваю;

 

Заключительный этап (10 мин.)

-озвучиваю оценки, полученные за выполнение практической работы.

-на следующем занятии мы с вами приступаем к изучению темы: « Блюда и гарниры из круп, бобовых и макаронных изделий» и первым занятием у нас будет правила варки каш различной консистенции.

Я вам сейчас расскажу сказку про кашу, а вы к следующему занятию подготовите мне ответы на вопросы по основным правилам приготовления каш.

 

Сказка “Про кашу”

 

Давным-давно существовал городок, где жили не люди, а блюда. Всем здесь жилось хорошо, кроме каши. Всех любили и суп, и компот, и котлеты, и даже картофельное пюре, не любили только кашу. Да и как ее было любить, то соленая, то сладкая, то жидкая, то пригоревшая, то полусырая.

 

Горевала-горевала каша и решила она пойти по свету счастье искать. Вот идет-идет каша по дороге, и наткнулась она на посудную лавку. Обрадовалась каша, что здесь можно отдохнуть и зашла в нее. А там видано — не видано посуды — и алюминиевая, и чугунная, и эмалированная, какой хочешь. Стала каша рассказывать посуде о своем горе, а посуда и говорит: “Мы тебе поможем! Для тебя не вся посуда подходит, только та, которая с толстым дном и ты в ней пригорать не будешь, выбери себе в друзья чугунную посуду, и будете друзьями”.

 

Отдохнула каша и пошла дальше, шла–шла и увидела огонь, поздоровалась с ним каша и рассказала о своем горе, а огонь и говорит: “Со мной тебе дружить надо и будешь всегда вкусной – ни горелой, ни сырой. Ведь я тоже хитрый. В начале я должен быть тихим – тихим до полного приготовления. И лучше бы тебе после меня укутаться в теплое одеяло и посидеть там до полного набухания”.

 

Посветлела каша от слов огня и пошла дальше. Шла–шла, увидела домик, а в нем жили вода и молоко. Зашла к ним каша и спрашивает, кого из них ей лучше в друзья взять. А они и отвечают: “Как посмотреть. Если варить вязкую и жидкую кашу бери молоко и воду, а если хочешь получить рассыпчатую, которая идет в гарнир, лучше воду. Можно конечно и одно молоко, но не забудь перед тем, как меня наливать в котел, на дно налей немного воды и дай ей закипеть, а затем налей молока и ты никогда не пригоришь”.

 

Поблагодарила каша и их. Пошла дальше, шла–шла, и увидела крупяную лавку. Зашла она туда, а там и рис, и пшено, и перловка, и даже крупа “Артек”. Усадили они кашу и стали расспрашивать про ее горе. Рассказала им все каша, а они ей говорят: “От нас многое зависит, какой тебе быть. Засыпать нас надо только в кипящую воду, засыпать строго по норме для каждого вида каш”.- И подарили ей на память таблицу нормы закладки круп, да показали, чтобы она не забыла: манку — перед варкой нужно подсушить на листах в духовке, а гречку обжарить на сковороде без жира: “И ты будешь намного вкуснее”.

 

Попрощалась с ними каша и решила пойти домой, а впереди видит стоит теремок, а живут там сахар, соль и сливочное масло. “А” — думает каша – “Зайду туда, авось они что-нибудь посоветуют”. Зашла к ним в терем, обрадовались там гостье. Не знают, куда посадить ее, а потом и спрашивают какое у нее к ним дело. Выслушали кашу и говорят: “К нам-то тебе и надо было. Мы последний штрих к твоей вкусноте. Сахар и соль клади в жидкость, после закипания, да смотри строго по норме. А уж масло клади в готовую кашу, да не бойся, не зря в народе говорят: “Кашу маслом не испортишь”.

 

Вышла от них каша счастливая и направилась домой. Говорят с тех пор отбоя у нее не стало от клиентов.

 

Полюбили они ее. Да и не зря говорят на Руси: “Щи, да каша – пища наша”!

Заканчиваю занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×