Автор: Наталия Владимировна Петровская
ВВЕДЕНИЕ
Спортивно-игровой метод физического воспитания нашел широкое применение в практике работы по физической культуре и спорту с учащимися общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, со студентами техникумов и вузов, с призывниками, со взрослым населением, занимающимся в группах здоровья.
Эстафеты включены в программы по физическому воспитанию во всех учебных заведениях страны. Издано значительное число пособий по подвижным играм (авторы: В. Г. Яковлев, Л. В. Былеева, М. В. Лейкина, И. М. Короткое, С. В. Глязер и др.), в которых описаны эстафеты с бегом, прыжками, метаниями.
Преподаватели, тренеры, воспитатели, инструктора, методисты — все они нуждаются в практических руководствах, позволяющих не только шире применять игровые эстафеты, но и правильно их организовывать. По нашим наблюдениям, например, очень часто эстафета теряет свою педагогическую ценность лишь из-за неудачного подбора заданий и непродуманной организации их выполнения.
Предлагаемые варианты эстафет условны, их можно видоизменять, вводить новые правила.
ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ИГР ЭСТАФЕТ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Игра — исторически сложившееся средство воспитания и образования подрастающего поколения. Специально организованная для решения широкого круга педагогических задач, она помогает подготовить детей, подростков и юношей к трудовой жизнедеятельности.
Подвижные игры как важнейшее средство и метод физического воспитания сохраняют свое значение на протяжении всей жизни человека, меняется только их содержание и методика проведения.
В педагогической практике по физическому воспитанию особое место занимают игровые соревнования типа эстафет, в которых участвуют две и более команд.
Согласно классификации коллективных подвижных игр, разработанной профессором В. Г. Яковлевым, эстафеты относятся к группе игр, в которых участники ведут борьбу за свою команду самостоятельно или группами при взаимоподдержке и взаимопомощи своих товарищей, не вступая в соприкосновение с соперником. Личная ответственность каждого участника за победу команды и коллективные действия играющих — ценный воспитательный фактор.
Трудно переоценить значение эстафет в развитии ловкости, быстроты и скоростно-силовых качеств, в совершенствовании координации движений, в развитии смекалки и изобретательности.
Необходимость действовать с полной отдачей сил помогает решать задачи развития не только двигательных качеств, но и так называемой скоростной техники — незаменимого компонента для выполнения упражнений с максимальной быстротой и точностью, с соблюдением правил рациональной техники. Данные требования к исполнению упражнения роднят эстафеты со спортивными соревнованиями, делают их весьма полезной ступенькой на пути в спорт. К тому же многие эстафеты, повышая двигательную сноровку занимающихся, приобретают непосредственную прикладность: в быту, в труде, и если потребуется, то и в боевой обстановке.
Эстафеты исключительно эмоциональны, но требования строго соблюдать установленные правила дисциплинируют участников, приучают их управлять своими эмоциями, помогают совершенствовать волевые качества.
Возможность широко варьировать содержание эстафет, от самых простых двигательных действий типа передачи мяча или бега до серии сложных заданий с преодолением полосы препятствий, произвольно менять правила игры, сообразуясь с возрастом, подготовленностью участников и условиями зала (площадки), позволяет широко применять их на школьных уроках и пионерских сборах, в учебных занятиях со студентами и в работе спортивных секций, в «часы здоровья» с группами продленного дня и на физкультурных праздниках, в занятиях по физической подготовке воинов и профессионально-прикладной физической подготовке трудящейся молодежи, в часы досуга в «зонах здоровья» и в дни отдыха в летних оздоровительных лагерях.
Особое место заняли эстафеты в программе детских и молодежных соревнований типа «Веселые старты», «Старты надежд», «А ну-ка, парни!», «Папа, мама и я — спортивная семья», участие в которых является хорошей проверкой своих двигательных способностей. В равной мере эти состязания увлекательны и интересны для болельщиков. В силу своей зрелищности они служат отличным средством пропаганды массовой физической культуры.
ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭСТАФЕТ
Особенностью эстафет является наличие соревнования, спортивной борьбы между двумя и более командами. Победители и призеры эстафет могут определяться следующим образом: по быстроте выполнения заданий; по точности и качеству их выполнения; по комплексной оценке быстроты и качества исполнения.
В первом варианте результат может фиксироваться:
а) по всей команде в целом: какой по счету она закончила эстафету;
б) по каждому участнику отдельно, суммируя полученное ими число очков за занятое место в общекомандный результат, по которому и определяется занятое место.
Во втором случае действует очковая система, в которой наименьшее число допущенных ошибок в выполнении двигательных действий дает команде право стать победителем. Например, в эстафете «Бег по кочкам» побеждает команда, имеющая меньшее число заступов.
При комплексной оценке результатов участникам необходимо выполнять задания не только быстро, но и качественно, так как за допущенные ошибки командам начисляются штрафные очки, возможная величина которых определяется заранее.
В педагогической практике эстафеты классифицируют по различным признакам, позволяющим определенным образом систематизировать и облегчить подбор игровых заданий.
По количеству включаемых заданий эстафеты классифицируются на простые и сложные. Если задание одно (бег на определенное расстояние, ведение мяча, переноска груза и пр.), то это простые эстафеты, если же два и более — комбинированные. Последние с учетом содержания заданий могут выступать как полосы препятствий;
По требованиям к выполняемым заданиям — на строго регламентированные и произвольные. В первом случае задание надо выполнять заранее утвержденным способом (такой вариант эффективен при повторении и закреплении определенного учебного материала), во втором — преодолевать препятствия или выполнять двигательные задания можно любым способом, выбирая самый рациональный или удобный для себя;
По характеру перемещений — на линейные, круговые, встречные.. В линейных эстафетах участники перемещаются прямолинейно или выполняют задание по цепочке, выстроившись в колонну или шеренгу; в круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу или построены в круг и, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону; во встречных эстафетах половина участников каждой команды располагается на противоположной стороне площадки и перемещение игроков или передача эстафеты (например, переброска мяча) идет навстречу друг другу;
По способу действий участников — на индивидуальные и коллективные (совместные). В индивидуальных эстафетах все участники по очереди выполняют обусловленные действия: а) на месте; б) с передвижением различными способами; в) с передвижением и дополнительными заданиями, например преодолением препятствий и пр. В совместных эстафетах участники передвигаются группами:
а) успех решает согласованность действий всех участников команды; б) используется поочередное передвижение, сочетаемое с коллективными действиями.
Существуют также эстафеты, занимающие промежуточное положение в этой классификации. В них задания выполняются поочередными передвижениями групп по 2— 3 и более человек.
Группируются эстафеты и с учетом вида упражнений на гимнастические, легкоатлетические (с бегом, прыжками), игровые (баскетбольные, футбольные и пр.), лыжные, водные и пр.
Эстафеты могут быть также тематическими (сюжетными) и комическими. Наиболее часто в них включается серия различных заданий, и каждый игрок (группа участников) выполняет свое задание.
Простые эстафеты систематизированы преимущественно по видовому признаку — тем основным двигательным действиям, которые определяют конечный результат состязаний. В отдельные разделы выделены комбинированные эстафеты, а также примерные игровые задания для семейных состязаний и конкурсов капитанов в соревнованиях типа «Веселые старты».
ПОДБОР ЭСТАФЕТ
Подбор эстафет и определение их содержания не должны быть стихийными, как, к сожалению, случается в практике физического воспитания.
Руководитель обязан знать: с какой целью он дает то или иное задание и какие педагогические задачи собирается решить.
Это могут быть задачи образовательные, способствующие более быстрому освоению, закреплению или совершенствованию в непривычных условиях техники нужных двигательных действий. В таких случаях целесообразно увязывать содержание эстафеты с проходимым учебным материалом. К примеру, при прохождении курса баскетбола полезно подбирать и включать в занятия эстафеты с передачей, бросанием и ловлей мяча, с ведением и бросками его в цель и т. п.
При подборе эстафет акцент может быть сделан на развитие определенных двигательных способностей: быстроты реакции и скорости движений, прыгучести и ловкости, силы и выносливости, координации движений и согласованности действий с партнером. И тогда содержание эстафет определяется с учетом направленности и условий выполнения заданий.
Если на первый план выдвигаются задачи воспитания чувства коллективизма и товарищества, взаимовыручки и поддержки, в эстафету включаются задания, успех выполнения которых будет зависеть от согласованности действий всех участников, их взаимопомощи и взаимостраховки (игра «Переправа»),
Для воспитания таких свойств характера, как смелость и решительность, в эстафету целесообразно включать задания, связанные с определенным риском, требующие проявления волевых усилий.
Эстафеты на сообразительность и творческое мышление должны иметь относительно свободные правила, позволяющие применять собственную тактику преодоления препятствий, выбирать наиболее рациональные для себя способы выполнения двигательных действий.
Простые эстафеты зачастую обеспечивают комплексное решение ряда задач. Из серии простых и комбинированных эстафет может состоять игровой урок в школе или физкультурный сбор пионерского отряда.
Особое место занимают эстафеты в соревнованиях «Веселые старты», «А ну-ка, парни!» и других массовых физкультурных праздниках. Здесь немаловажным фактором становится зрелищность этих состязаний, т. е. учитывается, насколько интересны, увлекательны и информативны будут эстафеты для болельщиков. В таких случаях помогает тематическая направленность заданий («Туристы в походе», «Уборка урожая», «Мы строим дом» и др.), используется нестандартное оборудование и красочное оформление. Подбираются эстафеты комического характера. Имеет значение и очередность эстафет. Общие эстафеты чередуются с игровыми заданиями для отдельных групп (по возрасту и полу) и индивидуальными заданиями типа конкурса капитанов или представителей команд. В конце программы проводится наиболее сложная и увлекательная комбинированная эстафета с участием всех игроков каждой команды.
Таким образом, при подборе эстафет необходимо учитывать:
1. Форму занятия, в которое включена эстафета (урок, занятие спортивной секции, утренняя зарядка, пионерский сбор, туристский поход и пр.).
2. Целевую установку занятия — поставленные перед ним педагогические задачи.
3. Количественный состав группы по возрасту и полу.
4. Уровень физической и технической подготовленности занимающихся.
5. Условия и место проведения игр — размеры зала, площадки, наличие инвентаря.
6. Состояние участников — характер их деятельности перед игрой и непосредственно после игры.