Автор: Маркина Светлана Владимировна Варавва Елена Васильевна
Метаигра как способ патриотического воспитания
младших школьников
Современный мир стремительно меняется. Политические, экономические и социальные процессы, свидетелями которых мы являемся, в значительной мере могут повлиять на то, как люди сегодня воспринимают понятие «патриотизм».
Само понятие «патриотизм» сформировалось довольно давно, однако оно постоянно совершенствуется, уточняется и дополняется. В толковом словаре В.И. Даля мы читаем: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о его благе, отчизнолюб, отечественник или отчизник; а патриотизм – любовь к отчизне». Современные же словари и монографии отечественных ученых сходятся во мнении, что патриотизм – чувство любви и преданности Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей Родины. Кроме того, Россия – это многонациональное государство, поэтому, говоря об истинном патриотизме, следует признать, что истинный патриотизм включает в себя уважение к другим странам и народам, их культуре и истории.
Патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Ведь именного в этом возрасте у детей формируется чувство любви к Родине, у них впервые появляется гордость за своё Отечество, за свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И роль школы в этом процессе невозможно переоценить: именно через осознание младшими школьниками понятия «патриотизм» начинается формирование личности.
Некоторое падение интереса к патриотическому воспитанию, которое мы наблюдали в конце XX — начале XXI вв., значительно восполняется сегодня, потому что сама идея воспитания патриотизма является государственной. Для младших школьников осознание патриотизма, на наш взгляд, должно носить деятельный характер, поэтому его воспитание эффективнее всего осуществлять в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности. В нашем «Академическом лицее № 95 г. Челябинска» одним из способов воспитания патриотизма является метаигра, направленная на изучение исторических особенностей развития России. Поясним нашу позицию: почему именно игра вообще и метаигра в частности.
В.А.Сухомлинский сравнивал игру с «искрой, которая зажигает огонек пытливости и любознательности». Дети увлечены, им интересно. Основной признак игры – изменения, внесение некоего разнообразия в привычный ход событий. Участвовать в игре – значит погрузиться в особую атмосферу, в которой действуют особые правила, достигается особая цель.
Метаигра — это игра в игре, которая помогает детям лучше понять правила и законы функционирования определенной системы. Применение метаигры в контексте изучения истории государства позволяет детям не только узнать факты о прошлом и настоящем, но и осознать причинно-следственные связи происходящих процессов на современном этапе, т.е. спроектировать картину мира страны.
Тема метапредметности в последнее время одна из самых обсуждаемых в педагогических кругах. Это требование стандарта. Метапредметный подход дает универсальные знания о знаниях, призван ликвидировать разобщенность в знаниях. Позволяет сохранить культуру формирования целостного мировозрения. Ученик осваивает универсальные способы деятельности, с их помощью сам добывает информацию о мире. Реализации метапредметного подхода на практике способствует использование педагогами интерактивных игр. В метапредметных играх осуществляется сотрудничество ученика, учителя и родителей. Обязательна рефлексия: участники обсуждают, высказывают собственное мнение. В игре каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
Метапредметная игра пытается говорить о смысле жизни, о ее ценности, пытается ответить на вопрос «зачем и где полученные знания пригодятся». Главное назначение метапредметных игр не развлечение, а научение.
Остановимся на описании нашего опыта работы участия учителей, учащихся и их родителей в метаигре.
Метаигра, посвященная всестороннему изучению России, явилась общелицейской и была рассчитана на два года.
Год первый. Тема игры «Вклад России в формировании современной картины мира». Цель игры – понять, какой вклад внесла Россия в формирование современной картины мира. Дети должны были ответить на вопросы о том, что такое картина мира, какие бывают картины мира, как формируется научная картина мира. Это позволило в дальнейшем понимать, как устроен мир, из каких частей он состоит, увидеть связи между различными картинами мира и понять свою роль и роль каждого человека в этом мире, а также определить вклад России, нашего государства, в мировое развитие, картину мира всего человечества.
В ходе игры у обучающихся формировались системные знания о месте Российской Федерации в мире, её исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремлённой в будущее.
На первом этапе дети познакомились с научной картиной мира, ответили на вопросы:
— что такое наука?
— как наука и научные открытия рассматриваются в литературе, изобразительном искусстве, музыке, медицине…?
На протяжении двух месяцев команды всех классов занимались поиском информации о людях России, которые прославили её своими открытиями, полезными идеями, честным служением своему делу, тем самым оказав положительное влияние на формирование современной картины мира и совершенствование жизни человека на Земле. В центре картины мира – человек, который и создает ее, влияет на то, как мир будет устроен. Этап посвящён определению (изучению) вклада России как одного из самых больших государств мира, вклада его граждан, его героев, первооткрывателей, правителей, ученых, писателей, композиторов, художников, инженеров, конструкторов, авторов новых идей в мировое развитие, в развитие всего человечества.
Для выполнения заданий привлекались родители, старшие сестры и братья, социальные партнёры. Для поиска информации дети научились пользоваться сетью «Интернет», лицейской библиотекой, городскими библиотеками, музеями, архивами. Поиск новой, еще незнакомой информации о людях России, её изучение, представление своим одноклассникам, родителям и учителям позволило понять, как сильна Россия своими людьми, как каждый человек может прославить свою Родину, придумав и воплотив какую-либо полезную идею, совершив открытие или геройский поступок, как формируется коллективный вклад нашей страны через заслуги ее граждан в устройство и совершенствование жизни человека на Земле
На втором этапе у каждого класса была своя тема, которую дети защищали перед учениками других классов. Например, обучающиеся работали по темам «Вклад конкретных людей в становление и развитие российского флота: выдающиеся флотоводцы, кораблестроители, основатели морской науки, навигаторы», «Истории, связанные с вкладом конкретных людей (конкретного человека) в географические открытия: выдающиеся русские путешественники, первооткрыватели новых морских и сухопутных путей, новых мест и регионов», «Вклад конкретных людей в развитие изобразительного искусства: великие русские художники и скульпторы, иконописцы, основатели художественных направлений и школ живописи, создатели художественных галерей и музеев» и т. д . Каждый класс представил результат своей поисковой работы в виде творческих отчётов. Дети подготовили лепбуки, видеоролики, выступлении агитбригад. В рекреациях были организованы передвижные выставки.
Следующий этап – третий – был посвящен изучению двух понятий: «пространство» и «время». Они неразрывно связаны между собой. Изучая вклад России и народа в мировое развитие, вы знакомитесь с картиной мира, которая не может существовать вне времени и пространства.
Для того чтобы учиться различать прошлое, настоящее, будущее, соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на карте страны и карте нашей области, на уроках по окружающему миру дети изучали наш край – Южный Урал, Челябинскую область как часть общего пространства России, вспомнили основные события из истории нашего региона, в какое время и где они происходили. Наши лицеисты научились ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее. Были сделаны «ленты времени» Южного Урала, на которых отмечены исторические события, произошедшие на Урале, указано время их свершения и место (пространство).
В классах были созданы творческие группы, которые вместе с учителями и родителями придумывали задания для соревнований. Они проходили в разных формах, например, викторина «Своя игра», «Что, где, когда?», «Поле чудес», «Сто к одному», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы», «Зов джунглей» и т.д. По итогам игр были оформлены стенгазеты, с фотографиями, интервью, интересными ответами игроков, фрагментами заданий. В заключении был проведён большой игровой форум.
Участие младших школьников в общелицейской метаигре, которая, несомненно, способствовала патриотическому воспитанию, позволило учащимся по-новому взглянуть на свою страну, её величие и значение для всего мира в целом.
Подводя итог, хочется сказать, что учителя нашего лицея ведут целенаправленную работу по патриотическому воспитанию младших школьников, тем самым стараются влиять на становление будущих граждан, патриотов России, способных стать конкурентоспособными людьми, достойными уважения.
Варавва Елена Васильевна
Маркина Светлана Владимировна