Метеоплощадка-лаборатория под открытым небом

Автор: Новикова Надежда Михайловна

        Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. И мы, взрослые, хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы современного мира. Дошкольники – прирожденные исследователи. Исследование окружающего мира – естественное стремление ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе и явлениях погоды.

Актуальность

В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений, наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять его самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.

Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Прогнозирование погоды позволяет детям испытывать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. При этом не важно, подтвердился прогноз или нет — дети радуются в любом случае. Если прогноз подтвердился — радости нет предела; если нет — можно аргументировано доказать неправомерность предположения. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»).

  Проблема
Дети  нашего ДОУ постоянно интересовались различными вопросами связанными с определением характера погоды, с сезонными изменениями происходящими в природе, климатическими условиями Республики Татарстан и всей России, проявляли неподдельный интерес к проблемам экологии, экосистемы детского сада. Проявляли неподдельный интерес к проблемам экологии, экосистемы детского сада.

Выявили, что  у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

 Наша задача, как педагогов не подавлять грузом своих знаний ребенка, а создавать им условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Для чего же нужен прогноз погоды и как его использовать? Как сделать процесс наблюдений за явлениями погоды более интересным, понятным нашим воспитанникам?

Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования во всех формах работы, прежде всего это повторные и длительные наблюдения-исследования за погодой, растениями и насекомыми на метеорологической площадке с последующим обсуждением результатов на «научной конференции».

В рамках современных требований ФГОС ДО организации обучения детей основам экологии и прогнозирования погоды в нашем детском саду создана метеорологическая площадка. Она обеспечивает проведение наблюдений, практических работ, организацию систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

 Данная методическая разработка  содержит методически выстроенную систему экологического воспитания  детей старшего дошкольного возраста в условиях метеорологической площадке.

×
×