Автор: Пантелеева Ольга Вячеславовна
Проект
«Метеостанция как часть экологического воспитания»
для детей дошкольного возраста
Воспитатель:
Пантелеева О.В.
Энгельс 2023 г
Информационная карта проекта
1.Название проекта: «Метеостанция как часть экологического воспитания»
2.Авторы проекта: воспитатель Пантелеева О.В.
3.Контактные данные: МОУ СОШ 2 структурное подразделение детский сад « Звезда».
4.Вид проекта: долгосрочный, информационно – исследовательский.
5.Цель проекта: создание предметно — развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
6.Задачи проекта для педагогов:
1.Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
Задачи проекта для детей:
1.Познакомить с профессией метеоролога.
2.Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символах в календарях природы.
3.Познакомить с приборами – помощниками: термометром, дождемером, гигрометром.
4. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения.
5. Воспитывать основы экологической культуры.
6.Длительность проекта: июль 2023г. – август 2023г.
8. Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста.
9. Форма проведения:
— с детьми: совместная деятельность
— с родителями: консультации
10.Ожидаемые результаты проекта: развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды; иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра ; приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Введение
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Пояснительная записка
Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
— познавательному развитию ребенка;
-эколого-эстетическому развитию;
— оздоровлению ребенка;
— формированию нравственных качеств;
— формированию экологически грамотного поведения
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Цель проекта:
создание предметно — развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи проекта для педагогов:
1.Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой.
Задачи проекта для детей:
1.Познакомить с профессией метеоролога.
2.Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символах в календарях природы.
3.Познакомить с приборами – помощниками: термометром, дождемером, гигрометром.
4. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения.
5. Воспитывать основы экологической культуры.
Вид проекта:
информационно – исследовательский.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: средний дошкольный возраст (4 – 5 лет).
Продолжительность проекта:
С 1 июля 2023г. по 31 августа 2023г.
Этапы проекта:
Подготовительный
1.Знакомство с методической, научно – популярной литературой по теме.
2.Изучение требований к организации метеоплощадки.
3.Составление перспективного плана работы с детьми.
Основной
1.Знакомство с приборами – помощниками.
2.Наблюдения, опыты и эксперименты на метеоплощадке.
3.Фиксация результатов в дневнике наблюдений.
Заключительный
Формы работы с детьми
1. Беседы
2. Наблюдения в природе
3. Книга народных примет
4. Опыты-эксперименты
5. Чтение художественной литературы
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры
8. Слушанье музыки
Работа с педагогами:
1. Консультация «Работа на метеоплощадке в детском саду»
2. Презентация проекта «Метеостанция как часть экологического воспитания»
Работа с родителями
1. Консультация «Метеостанция в детском саду – играя, наблюдаем»
Необходимое оборудование для реализации проекта
№ |
Наименование оборудования |
Предназначение |
1. |
Метеодоска |
Доска, на которой размещают приборы. |
2. |
Гигрометр |
Прибор для измерения влажности воздуха. |
3. |
Кормушка для птиц |
Кормушка позволит детям изучать вблизи птиц в любое время года, оставлять им подкормку проявляя к ним заботу. |
4. |
Доска меловая |
Доска для рисования мелом. Отлично подходит для фиксации состояния погоды, рисования различных графиков. |
5. |
Дождемер |
Служит для измерения количества осадков. |
6. |
Термометр |
Прибор для измерения температуры воздуха. |
Содержание проекта:
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения — все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили сделать на своем участке метеостанцию.
Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы ( термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр,).
Все показания приборов будут фиксироваться в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.
Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
— наблюдать за небом и облачностью, влажностью воздуха при помощи гигрометра.
— измерять количество осадков с помощью дождемера,
— определять температуру воздуха с помощью термометра,
— сообщать прогноз погоды педагогам, родителям
Перспективный план
Месяц Этапы проекта |
Неделя |
Средний дошкольный возраст (4-5лет) |
Подготовительный (Информационно-накопительный) Июль
|
01.07.-11.07.
|
1. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. 2. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. 3. Рассматривание с детьми иллюстраций, фотографий в книгах, энциклопедиях. 4. Разработка сценариев спортивных досугов по теме; 5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактических игр, сюжетно — ролевых игр; Составление комплексно-тематического планирования, реализации основного этапа проекта. |
II. Основной этап: (Организационно-практический) комплексно-тематическое планирования
|
15.07 -18.07. |
Экскурсия на метеоплощадку Цель: Формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных условий |
21.07-25.07 |
«Что такое метеостанция» Цель:формировать представление о многообразии приборов для изучения погодных явлений |
|
28.07-02.08. |
«Народные приметы»
Цель:Знакомить с приметами,которые могут предсказать погоду |
|
август |
05.08 -09.08. |
«Что такое компас» Цель: Формировать представление о частях света, познакомить с компасом |
12.08 -16.08. |
«Какие бывают осадки» Цель:уточнить представление о термометрепо |
|
19.08 -23.08. |
«Опыты-эксперименты с водой и воздухом» Цель:Обогощать и систематизировать знания детей о воде,воздухе,и их свойствах через организацию совместной деятельности |
|
26.08 -30.08. |
«Метеобюро» Цель:Расширять знания детей о профессиях ,связанных с исследованием погоды |
|
сентябрь |
02.09 -06.09. |
«Погода и человек» Цель: Дать представление о том, как погода влияет на человека его деятельности |
09.09 -13.09. |
«Солнце-источник света и тепла» Цель: Формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла, развивать умение мыслить, рассуждать и доказывать. |
|
16.09 -20.09. |
«Плывут в небе облака» Цель: Познакомить детей с облаками: перестые, кучевые.
|
Реализация проекта.
Аналитический этап проекта.
Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.
Приложение к проекту
Наблюдения
1.Наблюдение за небом и облаками
2.Цель:Продожать расширять знанияо явлениях неживой природы,обратить внимание на сезонные изменения.
3.Наблюдение за солнцем
Цель:подвести детей к пониманию,что температура воздуха зависит от высоты стояния солнца.
4. Наблюдение за температурой воздуха
Цель: познакомить детей с прибором измерения температурывоздуха-термометром,познакомить с календарем погоды, условными обозначениями.
Беседы с использованием презентаций
1. «Как вести себя в жару на участке»
Цель: учить детей без напоминания надевать головной убор,соблюдать правила нахождения на солнце,чтобы не перегрется
2. «Насекомые –польза или вред»
Цель: дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
3. «Наш дом-природа»
Цель:дать детям понять Ючто природа –это наш общий дом,расширять знани детей о природе,продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.
4. «Волшебница вода»
Цель:рассказать о значении воды в нашей жизни,показать в каом виде существует вода, рассказать о разнообразии воды.
5. «Загадки планеты Земля»
Цель: формировать представление о зависимости климатав любой точке планеты от удаленности от солнца.
6. «Мы-юные метеорологи»
Цель:Закрепить знания о метеоприборах,вырабатывать навыки использования этих приборов.
Подвижные и малоподвижные игры
1. «Компас»
Цель: игра развивает ориентацию в пространстве,помогает запомнить стороны света,улучшает координацию.
2. «Прогноз погоды»
Цель: формировать желание оберегать и охранять природу,представления о погодных измененияхв природе,закрепить знания детей о погодных явлениях в природе.
3. «Ветер»
Цель: игра развивает ориентацию в пространстве,развивает воображение,творческие проявления личности,связную речь,умение слушать товарища.
4. «Ветер- хорошо и плохо»
Цель:Формировать умение видеть в природных явлениях положительное и отрицательное для жизни людей, растений ,животных
5. «Южный ветер-северный ветер»
Цель:развивать выносливость, меткость, воспитывать честность.
6. «Дождик»
Цель: развивать слуховое восприятие, способствовать развитию положительных эмоций, развивать речевые возможности детей, коммуникативные способности детей
7. «Свойства воздуха»
Цель:познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его,развивать любознательность, внимание,
Развивать любознательность, внимание, поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
8. «Что лишнее»
Цель:закрепить знания признаков разных времен года,умение четко излагать свои мысли,развивать слуховое внимание.
Дидактические игры
1. «Картина природы»
Цель:расширять знания детей о живой природе,средах обитания живых организмов
2. «Путешествие капельки Капы»
Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе
Список используемой литературы:
1. Богомолова Н.И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников:// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009г.
2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. –М.: ТЦ Сфера,2004г.
3. Кузнецова Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей// Дошкольная педагогика.-2009г.
4. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребёнок. – СПб.: Детство – пресс,2003г.