Автор: Прунцева Светлана Станиславовна
Метод свободы в системе ограничений как способ развития творческой активности обучающихся в процессе обучения изобразительной деятельности
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. В наше время в эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Образовательная система, которая строится на принципах широкого, свободного и осознанного выбора – сложная, требующая серьезных организационных усилий, трудовых затрат. Но та творческая атмосфера, тот дух, который в ней существует, многое окупает. И, что особенно важно для педагога, эта система словно отражает себя в ученике, который растет и развивается в соответствии со своими задатками, склонностями, способностями, становится яркой, неповторимой человеческой индивидуальностью.
Развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства – это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:
▪ творческое восприятие мира;
▪выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;
▪навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;
▪воображение, творческое мышление
Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, были выделены обязательные компоненты – это творческое воображение и качества творческого мышления. Также рассмотрена проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. И определено, что дошкольный и школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.
Для развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства автором был изучен и апробирован такой метод обучения как метод свободы в системе ограничений. Как показало исследование соответствующей литературы по данной теме, многие учителя не понимают, в чем состоит этот метод, или имеют о нем очень смутное представление. В данной статье автор постарается более подробно раскрыть суть этого метода.
Очень часто творческую деятельность многие люди воспринимают как полную свободу самовыражения. Дети в ответ на указание учителем на ошибки в их работе заявляют: “Я художник, я так вижу!” Казалось бы, творчество немыслимо без свободы. Так и есть, но творчество в любой сфере деятельности всегда подчинено определенным законам и правилам, которые сначала нужно изучить, а потом применять на практике. При этом свободное выражение остается важным, так как правила и законы являются лишь фундаментом для дальнейшей деятельности. И наоборот, если ребята всегда выполняют работу только строго по образцу, представленному учителем, они никогда не смогут стать творческими людьми, умеющими свободно, но в то же время правильно выражать свои эмоции, чувства, идеи, мысли через свою творческую деятельность.
Формируя творческий потенциал ученика, необходимо научить ребенка поэтапно и сознательно направлять любую свою работу, постепенно осваивать навыки и знания. Это и вопрос самодисциплины – тренировать себя, переходя от одних ограничений к другим, чтобы иметь возможность четко решать любую задачу, поставленную перед ним. И в то же время круг возможностей решения задачи может быть очень широким. Метод свободы в системе ограничений – один из самых главных в любом обучении. Нельзя сворачивать с этого пути. Иначе дети каждый раз будут либо рисовать на отвлеченные темы, не выполняя поставленную перед ними задачу урока и не осваивая нужные навыки, либо постоянно задавать вопрос: “Почему я не могу нарисовать что-то другое, не относящееся к теме?”
Разумеется, работа по использованию метода свободы в системе ограничений должна вестись на каждом уроке изобразительного искусства в течение всего курса обучения данному предмету, и только тогда можно быть уверенным, что этот метод поможет сформировать и развить творческую активность обучающихся на высоком уровне.
Метод свободы в системе ограничений предполагает знание основных изобразительных средств и техник, умение использовать их. Это всегда оставалось неким пробелом в школьном обучении. Чтобы поддерживать интерес к предмету, на уроках можно и нужно использовать разные художественные материалы и техники выполнения работ. Учащиеся рисуют карандашом, красками, углем, пастелью, гуашью; занимаются живописью, графикой, декоративной росписью, конструированием из бумаги, работают с соленым тестом, глиной, пластилином, выполняют аппликации и силуэты, мозаики и витражи, осваивают технику батика. Выполненные художественные работы дети могут использовать как подарки родным и друзьям. Это способствует развитию интеллекта и формированию положительной мотивации к деятельности на уроках.
Если педагогу удается создать на занятии особую атмосферу увлеченности, то ребенка во время работы охватывает светлая и радостная энергия, которая передается каждому, кто встречается с рисунком.
Что дает метод свободы в системе ограничений.
-
Овладение учащимися умениями пользоваться различными художественными средствами и техниками.
-
Развивается воображение и творчество подростка через развитие фантазии.
-
Обеспечивает развитие у учащихся рефлексии.
-
Укрепление и развитие веры в себя, в свой творческий потенциал.
-
Желание своим трудом приносить радость себе и своим близким.
Но использование различных интересных техник или необычных материалов само по себе не даст нужного результата, оно лишь способствует поддержанию интереса обучающихся к предмету и вызывает эмоциональный отклик, при наличии которых дети легче воспринимают учебный материал и могут дольше быть вовлеченными в серьезную и порой сложную работу над своим творческим произведением.
Каким же образом стоит реализовывать метод свободы в системе ограничений на практике?
-
Дети должны четко усвоить, какая перед ними стоит задача, которую они должны реализовать на уроке. Лучше, если учитель использует на уроках метод проблемного обучения, и дети сами ставят перед собой эту задачу.
-
Учитель должен показать этапы, ориентируясь на которые, обучающиеся смогут выполнить работу по теме. Дети должны понимать, что эти этапы работы над их произведением обязательны, и если их проигнорировать, работа не получится выполненной на высоком уровне.
-
Учитель должен объяснить, где именно учащиеся могут проявить свой творческий потенциал. В зависимости от темы урока этот пункт может реализовываться на разных этапах урока.
Например, при выполнении сюжетной композиции на историческую тему “Древнерусские обряды и праздники” учащиеся могут выбрать тот праздник древних славян, который им интереснее, а следовательно композиция может быть у всех ребят разной и творчески реализованной. Но сам принцип размещения объектов на листе и варианты композиций учитель должен ученикам показать и объяснить (на этом или предыдущих уроках).
При изучении темы “Гжель” ребята должны придерживаться техники гжельской росписи, правильно выполняя мазок и используя традиционные для этого народного промысла элементы, при этом дети также могут придумать свою форму предмета (сервиза) и создать собственную композицию росписи.
На уроке изучения линейной перспективы в пейзаже учащиеся рисуют городскую улицу под руководством учителя, следуя за его педагогическим рисунком, а потому общая композиция у всех будет одинаковая, но здесь можно дать детям свободу самовыражения в деталях: архитектурные элементы зданий, а также предметы на улице (скамейки, фонари, деревья и т.д.), хоть и будут подчиняться общему закону линейной перспективы, у каждого из детей могут быть изображены в соответствии с его замыслом.
-
При оценивании работ учитель должен также уделить внимание критериям оценивания, куда должны быть включены как оценка реализации учебных задач, для всех ребят одинаковых, так и оценка за творческое самовыражение, “непохожесть” работы на остальные в классе.
При соблюдении всех этих пунктов из урока в урок, обучающиеся для себя четко уяснят, что любая творческая работа будет хороша только тогда, когда соблюдены ограничения (выполнены всех правила и задачи), но при этом проявлена творческая свобода (автор работы пошел дальше заданных учителем пунктов и доработал свое произведение в связи со своим личным замыслом).
В заключении хочется сказать, что проявление и развитие творческой активности на уроках ИЗО во многом зависит от окружения, в котором находится ребенок в образовательном учреждении.
Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребенка может быть подавлено.
Поддержка и развитие творческой активности учащихся могут осуществляться разными путями. Одни приемы и методы будут пригодны для одних детей, другие для других. Учитель должен быть свободен в выборе пути для развития творческой активности своих учеников.