Метод свободы в системе ограничений как метод развития творческих способностей обучающихся

Автор: Прунцева Светлана Станиславовна

Метод свободы в системе ограничений как способ развития творческой активности обучающихся в процессе обучения изобразительной деятельности

 

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. В наше время в эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Образовательная система, которая строится на принципах широкого, свободного и осознанного выбора – сложная, требующая серьезных организационных усилий, трудовых затрат. Но та творческая атмосфера, тот дух, который в ней существует, многое окупает. И, что особенно важно для педагога, эта система словно отражает себя в ученике, который растет и развивается в соответствии со своими задатками, склонностями, способностями, становится яркой, неповторимой человеческой индивидуальностью.

Развитие творческих способностей ребенка средствами изобразительного искусства – это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:

▪ творческое восприятие мира;

▪выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;

▪навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;

▪воображение, творческое мышление

Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, были выделены обязательные компоненты – это творческое воображение и качества творческого мышления.  Также рассмотрена проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. И определено, что дошкольный и школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.

Для развития творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства автором был изучен и апробирован такой метод обучения как метод свободы в системе ограничений. Как показало исследование соответствующей литературы по данной теме, многие учителя не понимают, в чем состоит этот метод, или имеют о нем очень смутное представление. В данной статье автор постарается более подробно раскрыть суть этого метода.

Очень часто творческую деятельность многие люди воспринимают как полную свободу самовыражения. Дети в ответ на указание учителем на ошибки в их работе заявляют: “Я художник, я так вижу!” Казалось бы, творчество немыслимо без свободы. Так и есть, но творчество в любой сфере деятельности всегда подчинено определенным законам и правилам, которые сначала нужно изучить, а потом применять на практике. При этом свободное выражение остается важным, так как правила и законы являются лишь фундаментом для дальнейшей деятельности. И наоборот, если ребята всегда выполняют работу только строго по образцу, представленному учителем, они никогда не смогут стать творческими людьми, умеющими свободно, но в то же время правильно выражать свои эмоции, чувства, идеи, мысли через свою творческую деятельность. 

Формируя творческий потенциал ученика, необходимо научить ребенка поэтапно и сознательно направлять любую свою работу, постепенно осваивать навыки и знания. Это и вопрос самодисциплины – тренировать себя, переходя от одних ограничений к другим, чтобы иметь возможность четко решать любую задачу, поставленную перед ним. И в то же время круг возможностей решения задачи может быть очень широким. Метод свободы в системе ограничений – один из самых главных в любом обучении. Нельзя сворачивать с этого пути. Иначе дети каждый раз будут либо рисовать на отвлеченные темы, не выполняя поставленную перед ними задачу урока и не осваивая нужные навыки, либо постоянно задавать вопрос: “Почему я не могу нарисовать что-то другое, не относящееся к теме?”

Разумеется, работа по использованию метода свободы в системе ограничений должна вестись на каждом уроке изобразительного искусства в течение всего курса обучения данному предмету, и только тогда можно быть уверенным, что этот метод поможет сформировать и развить творческую активность обучающихся на высоком уровне.

 Метод свободы в системе ограничений предполагает знание основных изобразительных средств и техник, умение использовать их. Это всегда оставалось неким пробелом в школьном обучении. Чтобы поддерживать интерес к предмету, на уроках можно и нужно использовать разные художественные материалы и техники выполнения работ. Учащиеся рисуют карандашом, красками, углем, пастелью, гуашью; занимаются живописью, графикой, декоративной росписью, конструированием из бумаги, работают с соленым тестом, глиной, пластилином, выполняют аппликации и силуэты, мозаики и витражи, осваивают технику батика. Выполненные художественные работы дети могут использовать как подарки родным и друзьям. Это способствует развитию интеллекта и формированию положительной мотивации к деятельности на уроках.

Если педагогу удается создать на занятии особую атмосферу увлеченности, то ребенка во время работы охватывает светлая и радостная энергия, которая передается каждому, кто встречается с рисунком.

Что дает метод свободы в системе ограничений.

  1. Овладение учащимися умениями пользоваться  различными художественными средствами и техниками.

  2. Развивается воображение и творчество подростка через развитие фантазии.

  3. Обеспечивает развитие у учащихся рефлексии.

  4. Укрепление и развитие веры в себя, в свой творческий потенциал.

  5. Желание своим трудом приносить радость себе и своим близким.

 

Но использование различных интересных техник или необычных материалов само по себе не даст нужного результата, оно лишь способствует поддержанию интереса обучающихся к предмету и вызывает эмоциональный отклик, при наличии которых дети легче воспринимают учебный материал и могут дольше быть вовлеченными в серьезную и порой сложную работу над своим творческим произведением.

 

Каким же образом стоит реализовывать метод свободы в системе ограничений на практике?

  1. Дети должны четко усвоить, какая перед ними стоит задача, которую они должны реализовать на уроке. Лучше, если учитель использует на уроках метод проблемного обучения, и дети сами ставят перед собой эту задачу.

  2. Учитель должен показать этапы, ориентируясь на которые, обучающиеся смогут выполнить работу по теме. Дети должны понимать, что эти этапы работы над их произведением обязательны, и если их проигнорировать, работа не получится выполненной на высоком уровне.

  3.  Учитель должен объяснить, где именно учащиеся могут проявить свой творческий потенциал. В зависимости от темы урока этот пункт может реализовываться на разных этапах урока. 

 

Например, при выполнении сюжетной композиции  на историческую тему “Древнерусские обряды и праздники” учащиеся могут выбрать тот праздник древних славян, который им интереснее, а следовательно композиция может быть у всех ребят разной и творчески реализованной. Но сам принцип размещения объектов на листе и варианты композиций учитель должен ученикам показать и объяснить (на этом или предыдущих уроках).

 

При изучении темы “Гжель” ребята должны придерживаться техники гжельской росписи, правильно выполняя мазок и используя традиционные для этого народного промысла элементы, при этом дети также могут придумать свою форму предмета (сервиза) и создать собственную композицию росписи.

 

На уроке изучения линейной перспективы в пейзаже учащиеся рисуют городскую улицу под руководством учителя, следуя за его педагогическим рисунком, а потому общая композиция у всех будет одинаковая, но здесь можно дать детям свободу самовыражения в деталях: архитектурные элементы зданий, а также предметы на улице (скамейки, фонари, деревья и т.д.), хоть и будут подчиняться общему закону линейной перспективы, у каждого из детей могут быть изображены в соответствии с его замыслом.

  1. При оценивании работ учитель должен также уделить внимание критериям оценивания, куда должны быть включены как оценка реализации учебных задач, для всех ребят одинаковых, так и оценка за творческое самовыражение, “непохожесть” работы на остальные в классе.

При соблюдении всех этих пунктов из урока в урок, обучающиеся для себя четко уяснят, что любая творческая работа будет хороша только тогда, когда соблюдены ограничения (выполнены всех правила и задачи), но при этом проявлена творческая свобода (автор работы пошел дальше заданных учителем пунктов и доработал свое произведение в связи со своим личным замыслом).

В заключении хочется сказать, что проявление  и развитие творческой активности на уроках ИЗО во многом зависит от окружения, в котором находится ребенок в образовательном учреждении. 

  Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребенка может быть подавлено.

Поддержка и развитие творческой активности учащихся могут осуществляться разными путями. Одни приемы и методы будут пригодны для одних детей, другие для других. Учитель должен быть свободен в выборе пути для развития творческой активности своих учеников.

 

×
×