Автор: Осетрова Валентина Александровна
Методическая работа преподавателя фортепиано
Осетровой Валентины Александровны
МАУ ДО « Детская школа искусств г. Печора»
«Чтение с листа в младших классах фортепиано».
2022г.
Умение читать с листа нотный текст, разбираться в строении музыкального произведения и находить нужные приемы исполнения во время чтения, является одной из основ правильного исполнения и целостности музыкального содержания произведения. Чтением с листа необходимо заниматься с первого года обучения. После изучения нот на нотоносце я практикую устное название нот на нотном стане в начальных пьесках учебника. Стараюсь чтобы ученик хорошо запомнил на какой линеечке или между линеечек находятся наши нотки. После того как хорошо будут выучены ноты в первой октаве, я предлагаю их найти на клавиатуре. Таким же способом изучаем ноты второй октавы.
Для ученика чтение нот с листа должно быть неотъемлемой частью урока. Это должно происходить систематично, из урока в урок. Перед чтением обязательно анализируется нотный текст. На начальных уроках мы считаем с какой ноты идем и как, мелодия идёт вверх или вниз, в каком порядке играют руки. Это необходимо чтобы ученик сразу охватывал пьески на двух строках.
После скрипичного ключа, следует изучать басовый. В начале малую октаву, а затем большую. На первоначальном этапе, дети учатся мыслить, а не считать каждую ноту. Мелодия может двигаться по гамме, через ноту, скачком и так далее. Все это объясняется и отрабатывается на примерах. Движение по гамме самое простое мелодическое движение оно часто встречается в музыке. Надо объяснить ученику, что все звуки, словно бусинки, нанизаны на невидимую нить. После ноты на линейке всегда следует нота, расположенная между линейками. А её сменяет опять нота на линейке и так далее. Зная это, не нужно определять в такой мелодии каждую ноту. Чтобы сыграть пассаж из нот «бусинок», достаточно определить первую ноту, а дальше следить лишь за рисунком мелодии, чтобы вовремя остановится или повернуть обратно. Надо разобрать на примере, когда ноты написаны последовательно на линейках или между линеек. Чаще всего это встречается в арпеджио и в аккордах. Здесь происходит знакомство с интервалом терция.
Для таких примеров я специально разработала упражнения. Они наглядно помогают ученику сориентироваться как надо исполнять ту или иную конфигурацию.
Самые распространённые ошибки учащихся при чтении с листа.
Элементарное незнание нот
Незнание типовых ритмических рисунков
Игнорирование на протяжения пьесы ключевых знаков
Потактовое чтение, неумение смотреть вперёд
Аппликатурная неграмотность
Невнимательность к динамическим знакам
Не учитывание характера произведения
Не умении играть, не глядя на руки, вслепую
При чтении нот с листа не допускаются остановки, поправки. При случайных ошибках не стоит останавливаться и переигрывать такты. Играть вне ритма и темпа.
Перед чтением с листа необходимо просмотреть глазами всё произведение. Постараться услышать и представить характер музыки, проанализировать структуру произведения. Определить размер, увидеть ритмические рисунки. Просмотреть какими штрихами необходимо играть. Обязательно определить тональность пьесы. Найти тонику.
На начальном этапе обучения чтению с листа, пьесы должны быть очень простые. Написанные в тональности без знаков. Содержать в себе гаммообразные последовательности, без скачков. Диапазон мелодии должен охватывать не более 5 звуков. Мелодия должна начинаться и заканчиваться тоникой. Играть необходимо в медленном или умеренном темпе. Для исполнения правильного ритмического рисунка, я прошу прохлопать ритм с ритмослогами. Обычно пьеса первый раз исполняется для ознакомления, а во второй раз уже «начисто». Если она понравилась ученику, можно её сыграть и спеть со словами. Это приносит удовольствие ученику и возникает интерес к следующим пьескам.
Работа по чтению с листа должна быть непрерывной. Этот навык поможет учащимся свободно осваивать новые произведения по программе, находить и играть понравившуюся музыку в интернете в разнообразных жанрах. Выучивать и исполнять хорошие, популярные, любимые песни и пьесы.
Список использованной литературы:
1. Т.И. Смирнова «Фортепиано. Интенсивный курс». М., 1997 г.
2. В. Цыпин «Обучение игре на фортепиано». М., 1982 г.
3. А.А. Баренбойм «Путь к музицированию». М., 1987 г.
4. Г. Тимакин «Воспитание пианиста». М., 1983 г.
5. А. Алексеев «Фортепианная игра» ». М., 1978
6. А. Ф. Камаев «Чтение с листа на уроках фортепиано».