Автор: Воробьёва Елена Валерьевна
МАУ ДО ДШИ Грязинского муниципального района
Методическая работа
на тему «Основные особенности музыкального языка современных композиторов на примере пьес репертуара ДМШ»
Составитель: Воробьёва Е.В.
преподаватель высшей категории
по классу фортепиано
г. Грязи 2023 г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение. 3
Включение в программу ученика произведений современной музыки. 4
Основные особенности музыкального языка…………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………………12
Вступление
Задачи музыкального воспитания детей на основе современной музыки давно и прочно привлекают внимание многих композиторов и педагогов в нашей стране и за рубежом.
Учащиеся выросшие на примерах классической музыки, как правило музыкальный язык современных композиторов является препятствием. Для детского слуха, еще не ограниченного привычными формами музыкального мышления, чаще всего меняются акценты восприятия, и критерием доступности является, прежде всего, воображение и яркость музыки.
«Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по- настоящему слышать её и размышлять о ней» Д.Б. Кабалевский.
Знакомясь с интереснейшими произведениями современной музыки, можно составить представление о многих присущих им общих закономерностях. Эти закономерности в плане мелодических, ладовых, гармонических, ритмических и фактурных особенностей следует знакомить с детьми, чтобы постепенно знакомить их с богатым миром современного музыкального искусства.
Образный спектр современной детской музыки очень широк. Этот мир представляет большой интерес для детей- звери, птицы, насекомые, сказки, игрушки, а также цирк, зоопарк.
Особенности музыкального языка в современной музыке условно делятся на следующие разделы: ладовые и гармонические особенности; ритмические свойства; красочность звуков; полифония; политональные сочетания; остинато.
Включение произведений современной музыки в программу учащегося
Современная музыка требует серьезного изучения, овладения педагогом ее нового языка, новыми выразительными средствами.
В книге Юровой Т.В. «Фортепианные произведения современных русских композиторов в педагогическом репертуаре» (М., «Музыка», 2010) большое внимание уделено проблеме репертуара юного музыканта. Автор книги пишет, что при составлении репертуара, при анализе произведений, предназначенных для программы учащихся и включении в нее новых произведений, педагог должен учитывать следующие методические проблемы:
Проблема при включении в программу произведений современной музыки, понимание учащихся современного музыкального языка.
На протяжении всего курса обучения в ДМШ, ученик должен пройти разножанровые и разнохарактерные произведения. Педагог должен познакомить ученика с богатыми выразительными возможностями мажора-минора, других ладотональных организаций, диссонирующих интервалов и созвучий. Широкое воспитание чувства ритма: переменность, составные размеры (5\4, 7\4 и т.д.), полиритмия должны восприниматься им естественно и легко. Студенты, поступающие в музыкальные колледжи, должны быть знакомы с новыми видами нотации, различными сонорными эффектами, способами звукоизвлечения, с методами композиций. Конечно, новации в каждом сочинение различно, и педагог должен осуществлять необходимую репертуарную политику.
Проблема воспитания учащегося художественного вкуса
Воспитание у учащегося художественного вкуса будет успешно, если в его программу включены высокохудожественные произведения выдающихся композиторов.
Стилистические проблемы
Используя произведения в программе ученика, преподаватель должен иметь чёткое представление о стиле композитора и суметь донести до учащегося смысл данной стилистики.
Проблема развития фантазии, исполнительского воображения, образного мышления.
Эта проблема актуальна для всех жанров и стилей, это связано с тем, что суть нашего музыкального исполнительства носит метафорический характер. В своей книге «Музыкальная форма как процесс» Б.В.Асафьев определяет смысл музыкальной интонации как неделимое триединство: мысль, образ, чувство. Когда ученик работает на музыкальном произведении, техника часто превалирует над содержанием и вся энергия педагога тратится на решение чисто технических задач, на усвоение учеником нотного текста. Чтобы предотвратить это, необходимо с самого начала обучения знакомить учащихся с высоко художественными и программными произведениями современных композиторов, помогающие ученику творческое прочтение нотного текста.
Проблема воспитания слуховой концентрации и слуховой активности
Формирование слухового контроля, умение предслышать себя, развитие внутреннего слуха, преподаватель над этим работает с первых уроков, как только ученик прикоснулся к инструменту. Этот навык лучше всего развивается на образном материале, который максимально ясен и понятен ученику.
Проблема самостоятельности учащихся и воспитание музыкального мышления
Основной момент работы с текстом, научить учащегося самостоятельно анализировать музыкальные произведения. Важную роль играют развивающие методы обучения: сравнение и анализ музыкального материала, форма ведения урока – диалогическая. Это поможет ученику углубить знания о музыке, понимать пианистические задачи, формы произведения, творчески работать над музыкальным текстом.
Разработка программы, обновление и расширение репертуара, используемого в работе с учениками, является важней задачей и требует больших усилий со стороны педагога. Особенно важно регулярно и целенаправленно знакомить учащихся с произведениями современной музыки.
Основные особенности музыкального языка
Гармонические и ладовые особенности
Ладово-гармонические схемы музыки прошлых веков, сменяют совершенно новые решения современной музыки с применениями средств музыкального языка.
Некоторых произведениях композиторов ХХ-XXI века мы продемонстрируем, исполнив их и расскажем об особенности музыки современных композиторов.
В одном произведении композиторы смело используют сопоставление нескольких тональностей. Например: пьеса Сергея Ракова «Первая фиалка» написана в форме рондо с двумя эпизодами, где основная тональность рефрена Ля мажор, а эпизоды написаны в одноименной тональности Ля минор. Такая «игра» тональностей создает необычайную красочность и яркость музыкальной палитры.
1.Назарова София (2 класс) Раков «Первая фиалка»
Для развития формирование интереса к музыке у младших школьников помогает метод наглядности. Это особо важно, если ребёнок владеет инструментом. Разучивание музыкального произведения требует качественного эмоционального исполнения со стороны преподавателя, чтобы ребёнок смог понять и имел целостное представление об услышанном. Помимо исполнения преподавателя ученику будет очень интересно прослушать произведения в записи, особенно в исполнении различных инструментов, симфонического оркестра. Примером может служить «Детский альбом» П.И. Чайковского.
При знакомстве с новым произведением, я сопровождаю его кратким рассказом о композиторе, показываю потрет, рассказываю о создании произведения, и уже вместе с учеником определяем структуру и тональные особенности. Для этого педагог должен сыграть произведение несколько раз, чтобы ученик сам мог ответить на поставленный вопрос. Учащимся всегда интересны программные произведения с легкоузнаваемыми названиями, такими как: «Лягушка», «Медведь», «Воробей», «Поезд», где они могут встретить знакомые образы. Благодаря музыки имеющей высокую художественную ценность, обладающим сильным воздействием на чувство учащегося воспитывается интерес к музыке.
2.Мерзликин Миша (2 класс) Седрик Лемонт «Страшная сказка»
В своих произведениях современные композиторы широко используют параллельно-переменные лады, более сложные ладовые образования., народные лады или отдельные ступени. Следует отметить, что диапазон гармонических средств значительно шире, чем музыка прошлых веков. Это красочные альтернативные аккорды, использование уменьшённых и увеличенных трезвучий, диссонансы и а – тональные комплексы, встречающиеся искусственные гармонические сопоставления. Всё это подчёркивает образное содержание пьес.
Особенности ритма
Ритм является неотъемлемой частью современной музыки, а во многих произведениях занимает центральное место.
Привычные квадратные метро — ритмические построения (XVIII—XIX вв.) уступают современной музыке более сложным ритмом и метром и являются органичным элементом метро — ритмического мышления.
Любимыми приёмами современных композиторов являются применение переменных и квадратных метров (5/8, 7/8, 3/2 и т.д.). С помощью акцентов достигается ритмическая острота, часто в неожиданных и непривычных для слуха местах, а так же использования синкоп.
С. Слонимский «Мультфильме с приключениями»
В этой пьесе мелькает кадр с различными происшествиями, стремительное разворачивание сюжета. Прыжки, скачки, пробежка с горки на горку, поездка на поезде, взлёт самолёта здесь отчётливо слышны. «Мультфильм с приключениями» позволяет детскому воображению пофантазировать и создать художественный образ, красочное изображение персонажей способствует техническому росту. Вся пьеса звучит в среднем регистре. Арпеджированные и гаммообразные пассажи очень удобны для детской руки. В этой пьесе мы встречаем излюбленные интервалы композитора – кварта, малая секунда, большая септима. Пьеса «Мультфильм с приключениями» очень популярна на протяжении 40 лет и пользуется большим успехом в музыкальных школах.
2.Бочарова Ева С. Слонимский «Мультфильм с приключениями»
Звукокрасочность
Яркая образность современной музыки поднимает одну из важных проблем тембрового и звукокрасочного музыкального языка.
Способность создавать многоплановое звучание, тембр каждого голоса – это важных проблем.
искусство, которое достигается только тщательной систематической работой.
Пьеса «Фонтаны под дождём» В. Гиллока состоит из двух частей и коды, с ярким эффектным концом, темп живой, аллегро (нежно, текуче) .
Если посмотреть в текст, то сразу видно разграничение в динамике между руками: правая и левая рука играют в разном звуке: правая, аккомпанемент «pp» (пианиссимо), левая, мелодия «mp» (меццо пиано). Мелодическую линию в левой руке все время сопровождает мягкая педаль, важно взять бас портаменто (мягкое нон легато) как капли воды, мягкой кистью. Мелодические мотивы нужно точно интонировать, приводить к вершине, определяя ее более плотным прикосновением к звуку. Так же важно
контролировать последнюю ноту в мелодии, мягко снимать, не выталкивая
ее, (прикрывать звук). В аккомпанементе нужно добиться изобразительного момента — журчания воды, ее равномерные переливы. И конечно, в правой руке основной проблемой является ровность шестнадцатых, при гибкой кисти. Важно точно снимать последнюю из них, убирать активно пальчик.
3. Бочарова Ева В. Гиллок «Фонтаны под дождём»
Полифония
Современные композиторы очень часто используют симфонические приёмы, включающие в себя каноны, имитации, контрастную полифонию.
Проблемы полифонического исполнения актуальны для современной музыки. Это умение вести звуковысотные планы, где огромное значение имеет тембровая окраска каждого голоса – это независимость динамической линии и фразировки каждого голоса.
Политональные сочетания
Политональные сочетания, т.е. комбинирование разных тональностей часто используется у современных композиторов. Главная цель таких тональных сопоставлений — как можно ярче подчеркнуть два (три) плана в образном строении пьесы.
Остинато
В фортепианной музыке часто встречается остинатное сопровождение, в котором одна и та же фигура звучит на протяжении раздела или всей пьесы. Старинный приём остинато особенно применяется в особенной музыке (Я. Гарсина «Поезд»)
Такие пьесы очень полезны для развития гармонического слуха и ощущения самостоятельности каждой линии.
Заключение
Важная задача преподавателя – заключается в том, чтобы подготовить ученика к пониманию современного искусства. Репертуар юного пианиста должен включать современную музыку со всеми её особенностями. Работа педагога заключается в том, что буквально с самого первого урока знакомить ученика с произведениями написанными в различных музыкальных стилях.
Готовить своих учеников к восприятию современного музыкального искусства – одна из задач педагога.
Список используемой литературы
1. М. Михайлов. Стиль в музыке. Издательство «Музыка» Ленинградское отделение, 1981;
2. Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. Издательство «Музыка». Москва, 1974;
3. Г. Шнеерсон. Французская музыка XX века. Издательство «Музыка». Москва, 1970;
4. Ю. Холопов. Очерки современной гармонии. Издательство «Музыка». Москва, 1974;
5. Вопросы фортепианной педагогики. Сборник статей под общей редакцией В. Натансона, вып. 4. Издательство «Музыка». Москва, 1976;
6. И. Левин. Основные принципы игры на фортепиано. Издательство «Музыка». Москва, 1978;
7. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Под ред. Л.А. Баренбойма. Издательство «Музыка». Ленинград, 1970;
8. Современная фортепианная музыка для детей под редакцией Н. Копчевского. Издательство «Музыка». Москва, 1980;
9. «Бела Барток – детям». Маленькие пьесы для начинающих пианистов (без октав) с использованием венгерских и словацких детских и народных песен. Издательство «Музыка». Москва, 1988.
10. Малинковская А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. Учебное пособие для вузов. – М: Изд-во Владос, 2005. –382с.