методическая разработка

Автор: Пашкова

 

                                     Методическая разработка

 

Инновационные формы проведения внеурочной работы (на примере произведений И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого).

 

      

 

 Выполнила: Пашкова С.Ф.

 

                                      

 

                                       Должность: учитель русского языка и литературы

                                      Место работы: МБОУ

 «Гимназия с татарским языком обучения №18»

 

 

 

                                                                        

                                                  

                             

 

 

 

г. Казань — 2022г.

                                            

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….27

 

 

                                        ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. На общегосударственном уровне нравственное воспитание детей среднего звена является одним из важных направлений в образовании. В Федеральном государственном образовательном стандарте школьного образования задачи нравственного воспитания формируются следующим образом:

 —  Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

 — Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности

Нравственное воспитание всегда играло важнейшую роль в развитии человека и общества. Подавляющее большинство отечественных и зарубежных педагогов выделяют нравственный аспект в воспитании личности как основополагающий. Колоссальную помощь в нравственном воспитании детей среднего звена дает общение с художественной литературой. Посредством приобщения  к художественной литературе, учащиеся познают прошлое, настоящее и будущее мира, учатся анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности. Книга является универсальным развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду. Художественная литература – важное средство формирования личности  ученика и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. Сейчас повышается интерес к нравственному воспитанию как ученых теоретиков, так и практических работников образования. В связи с этим тема данного исследования крайне актуальна.

На важность приобщения детей к миру художественной литературы указывали педагоги, психологи лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.).

Цель работы: обоснование значимости применения инновационных форм проведения внеурочной работы как одного из важнейших двигателей нравственного развития личности учащегося.

Предмет исследования —  процесс воспитания нравственных качеств у детей среднего школьного возраста посредством художественной литературы писателей 19 века.

Исходя из цели и предмета исследования, были поставлены следующие задачи:

1.    Определение места внеурочной работы в структуре педагогической работы в школе и  ее роли в формировании нравственного воспитания учеников.

2.    Распространение накопленного опыта по проведению инновационных форм проведения внеурочной работы на примере произведений писателей 19 века (Ф.М.Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н.Толстой).

3.     Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Методы и приемы педагогического исследования, используемые в данной работе:

 

— анализ научно-методической литературы по данной теме;

 

— педагогическое наблюдение;

— анализ продуктов деятельности.

 Теоретическая значимость исследования заключается в составлении и классификации подробной характеристики особенностей и форм нравственного воспитания школьников, а также анализе значимости произведений писателей 19 века.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. 

Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности обучающихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеурочная деятельность по литературе как средство формирования нравственных ценностей современного школьника.

Современное общество предъявляет сегодня высокие требования к человеку. И задача педагога не столько вооружить ребенка знаниями, сколько научить его учиться и применять свои знания потом на практике. Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. Именно внеурочная деятельность по предмету дает возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся. Эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от добровольности участия, заинтересованности, творческого содружества учителя и ученика по достижению совместно выбранной цели.    Причём эффективная организация внеурочной работы по предмету невозможна без  применения разнообразных современных форм и методов. Ведь для того чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность. Необходимость разнообразия форм внеклассной работы диктуется разнообразием её задач:

– повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

– развитие познавательной и творческой активности учащихся;

– усиление практической направленности знаний, формирование у учащихся устойчивых умений и навыков;

– осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с учащимися;

– всестороннее развитие личности ученика.

 

Важнейшими качествами личности в настоящее время становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Все эти навыки формируются с детства. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия.

Государственные образовательные стандарты по литературе содержат следующие цели:

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;

Освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;

Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы.

Цели и задачи внеурочной работы по литературе.

Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. Это целенаправленные, организуемые на добровольных началах, на основе познавательных интересов учащихся занятия с ними, выходящие за рамки уроков, а иногда – и за рамки программы.

Основная цель организации и проведения внеурочной работы – развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их.

Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:

1.Осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице литературы;

2.Развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

3.Повышение общей языковой культуры;

4.Расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

5.Поддержка и воспитание веры в свои силы учеников, слабоуспевающих по литературе;

6.Развитие и совершенствование психологических качеств школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

7.Воспитание коммуникативной культуры школьников;

8.Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

9.Воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умение общаться в коллективе, культура общения.

Самая главная задача стоит перед учащимися школы. Они главное действующее лицо и в подготовке сценариев, костюмов, декораций, и, конечно же, они – исполнители.

Каждый учитель знает, как важно заинтересовать ученика на уроке, но не менее актуальным остается вопрос превращения внеурочной деятельности в полноценное поле воспитания и образования. Естественно, что на сегодняшний момент в связи с переходом на ФГОС происходит совершенствование внеурочной деятельности. Каждый из нас получил возможность по-новому организовывать работу своих учеников, используя инновационные технологии.

 

Виды и формы внеурочной работы по литературе.

1. Викторина.

По определению, взятому из Академического словаря современного русского языка, викторина – это игра в ответы на вопросы (устные или письменные) из разных областей знания. По определению из словаря С.А. Ожегова, викториной называется игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой. Исходя из приведенных определений можно предположить следующую классификацию викторин.

В зависимости от формы проведения: — устные, — письменные.

В зависимости от предлагаемого материала: — тематические, — нетематические, предлагающие вопросы, связанные с различными темами.

Викторина проводится, как правило, между учащимися одного класса, либо разных.

2. Лингвистические и литературные конкурсы.

Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших участников, наилучшие работы (С.А. Ожегов). Лингвистические и литературные конкурсы называются «боями», «турнирами», «регатами», «состязаниями», а также повторяют названия популярных телевизионных передач: «Своя игра», «Умники и умницы», «Слабое звено».

Виды лингвистических и литературных конкурсов: конкурс на самого грамотного ученика, лучшую стенгазету, посвященную русскому языку или литературе, рукописный журнал, стихотворение или лингвистическую сказку, лучшее чтение стихотворений, лучшую инсценировку. Конкурсы могут проводится по какой-либо одной теме либо носить обобщающий характер и включать задания по различным изучаемым темам.

3. Конференции.

В словаре-справочнике по методике русского языка М.Р. Львова конференция определяется как собрание, совещание, на котором происходит обсуждение какого-то вопроса.

Цель проведения конференции – расширение знаний учащихся по той или иной теме, а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию и литературоведению. Как правило, конференции проводятся в старших классах и используются как прием развития устной речи учащихся.

4. Конкурс литературных газет.

Специфическими задачами этого вида внеурочной работы являются:

1.Знакомство учащихся с разнообразными газетными жанрами, совершенствование навыков работы над сочинениями в публицистическом стиле.

2.Развитие художественного, эстетического вкуса.

3. Воспитание чувства соразмерности, выработка навыков компоновки отобранного материала на определенном формате стенгазеты.

5.Устный журнал – одна из свободных форм внеурочной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся.

Цель их проведения – повышение интереса к русскому языку и литературе, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.

6. КВН. В последнее время одной из популярных форм проведения внеурочной деятельности по предмету стала игра КВН, которая, в отличие от других форм, предоставляет участникам большую свободу творчества и возможность показать себя на сцене. Темы КВН могут быть любые, как общие, так и частные. Подготовка к КВН требует длительного времени.

7. Лингвистические и литературно-музыкальные вечера, литературные гостиные, балы литературных героев.

Как правило, тематика вечера соответствует изучаемому в этот период учебному материалу по русскому языку или литературе. Структурными компонентами вечера являются:

Литературно-музыкальный монтаж, при котором основные положения темы формируются предельно кратко, четко, эмоционально-выразительно. Детали и частности опускаются. Сообщение материала сопровождается и перемежается с художественной декламацией и мелодекламацией. В монтаж вводится исполнение отдельных номеров и инсценировок. Литературно-музыкальный монтаж придает столь необходимую для вечера эмоциональность, что в свою очередь делает восприятие сообщаемого материала более глубоким и ярким.

Занимательные задания и игры, которые подбираются в соответствии с темой вечера. Они должны быть разнообразны и представлены в большом количестве. На вечерах присутствуют ученики нескольких классов и с разным уровнем подготовки. Игры по своей трудности должны быть доступны каждому из них.

Наглядно оформленный иллюстративный материал, в том числе лингвистические и литературные газеты, бюллетени, выставки по теме вечера.

Во внеурочной деятельности по литературе особое место занимают балы литературных героев, в которых выражается творческий потенциал всех учащихся независимо от качества знаний. Дети танцуют, декламируют стихи, участвуют в инсценировках.

8. Дни, Недели русского языка и литературы.

Традиционными стали в нашей школе Дни, Недели русского языка и литературы.

День русского языка или литературы – это особая форма внеурочной работы. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по филологическим дисциплинам. В этом случае День русского языка или литературы может стать праздником, итогов внеурочной работы.

Подготовка Дня, Недели, ведется в течение длительного времени методическим объединением учителей русского языка и литературы.

9. Проектная деятельность.

Большое внимание уделяется проектной деятельности. Формирование УУД через проектную деятельность позволяет обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

10. Олимпиады

Задачи:

-повышение мотивации школьников к изучению сокровищ мировой и русской художественной литературы; — выявление и поддержка наиболее талантливых в области изучения мировой и русской художественной литературы учащихся, активизация их творческого потенциала ; -повысить общекультурный уровень учащихся; — вызвать интерес учащихся к творческой научно-исследовательской деятельности; — развить творческие способности учащихся; — пробуждать желание вдумчиво и бережно относиться к родному слову; — выявить наиболее одаренных учащихся, имеющих навыки литературоведческого анализа художественных произведений, обладающих литературной эрудицией, знанием истории и теории литературы.

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

В соответствии с требованиями к результатам освоения программы внеурочной деятельности обучение направлено на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

 

Личностными результатами являются следующие умения и качества:

ü чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

ü любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

ü устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

ü потребность в чтение;

ü осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ü ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

ü эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

ü потребность в самовыражение через слово;

ü устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

 

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД: 

·       определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

·       проговаривать последовательность действий на занятии;

·       учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

·       учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

·       ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

·       находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·       делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

·       преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

·       оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·       слушать и понимать речь других;

·       выразительно читать и пересказывать текст;

·       договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

·       учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×