Автор: Собка Юлия Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 36 «Золушка»
муниципального образования
города-курорта Анапа
Методическая разработка
дидактической игры
«Огород – круглый год»
Автор: воспитатель Собка Юлия Александровна
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Предисловие |
2. |
Основная часть |
3. |
Цель. Задачи. |
3.1. |
Технология изготовления с фото |
3.2. |
Применение в воспитательно-образовательном процессе с фото |
4 |
Варианты дидактической игры |
5 |
Заключение |
1.ПРЕДИСЛОВИЕ
Многофункциональная дидактическая игра «Огород – круглый год» сделана своими руками для детей младшего дошкольного возраста.
Представляет собой грядки, огороженные забором, набор овощей. Так же в дополнение к игре идет набор инструментов (лейка, ведерко, лопатка, грабли), корзины, карточки со схемами и образцами.
Оригинальное и нестандартное решение в изготовлении игры заключается в разнообразии игровых вариантов. Игровые задания разработаны и подбираются в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены возрастные особенности дошкольников, направлены на развитие познавательной активности детей.
Ценность представленной игры заключается в том, что она многофункциональная и может применятся в различных видах деятельности детей:
ü Развитие речи
ü Ознакомление с природой
ü Формирование элементарных математических представлений
ü Формирование сенсорных эталонов – цвет, форма;
ü Игровая деятельность
Дидактическая игра подходит как для групповых, так и для индивидуальных занятий с детьми. Усложняя задания игру можно использовать для детей среднего дошкольного возраста.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Младший дошкольный возраст, это время начала познания мира. Именно в это время закладывается фундамент для дальнейшего обучения ребенка.
В младшем дошкольном возрасте ребенок является исследователем всего, что его окружает. Через ощущения, действия, наблюдения, переживания малышу раскрывается весь мир, ребенок проявляет постоянный интерес к наблюдениям и экспериментированию, узнавать новую информацию о мире. Познавательное развитие ребенка занимает одно из самых важных мест в его жизни. Крайне важно сформировать у ребенка мышление, речь, привлечь внимание к окружающему миру, научить совершать открытия.
Дидактическая игра реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование пособия игры способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.
Дидактическая игра «Огород – круглый год» — многофункциональная, поэтому у детей есть возможность закрепить свои знания не только в одной определенной образовательной области, но и в других.
В ходе игры дети знакомятся с растительным миром, узнают о видах огородных растений, учатся их сравнивать, получают базовые математические знания, развивают речь и моторику пальцев.
3.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Основная ЦЕЛЬ дидактической игры – побуждать детей к активной познавательной деятельности.
Задачи, которые решает педагог в процессе использования дидактической игры:
1. активизировать речь ребенка
2. расширить словарный запас детей по теме «Овощи»
3. формировать представления о труде взрослых на огороде;
4. развивать умения узнавать и называть овощи, выделять их отличительные признаки; развивать умение группировать растения (по внешнему виду, способах употребления в пищу);
5. закреплять навык счета, умение сравнивать овощи по форме, цвету;
6. развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук;
7. воспитывать интерес к познанию мира природы.
3.1.ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Многофункциональная дидактическая игра «Огород – круглый год» сделанная вручную из экологически чистых и безопасных материалов.
Для изготовления игры были использованы следующие материалы:
1. Пластиковый ящик,
2. плотная ткань коричневого цвета,
3. холлофайбер разных цветов,
4. нитки,
5. ножницы,
6. иголка,
7. распечатанное и ламинированное изображение забора.
Огород размещен в пластиковом ящике, огороженном плоскостным забором (распечатанная ламинированная картинка). Грядки-валики сшиты из коричневой ткани, овощи – из фетра. Все предметы наполнены холлофайбером.
Так же в дополнение к игре идет набор инструментов (лейка, ведерко, лопатка, грабли), корзины, карточки со схемами и образцами.
3.2.ПРИМЕНЕНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
«Огород – круглый год» — это одна из любимых игр ребят. Все выполнено красочно, эстетично и привлекательность, что позволяет сделать познавательный процесс еще более увлекательным. Игра многофункциональная, поэтому у детей есть возможность закрепить свои знания не только в одной определенной образовательной области, но и в других. Вариативность игры решает целый комплекс развивающих и воспитательных задач: связную и диалогическую речь, математические представления, сенсорные функции, мелкую моторику, тактильную чувствительность, логическое мышление.
Предложенный материал подобран в соответствии с программными задачам. Данная игра может быть предложена родителям для занятий с ребенком дома.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть грядки и подготовить их к посадке овощей. Сначала грядки нужно вскопать, затем полить и высадить
4.ВАРИАНТЫ ИГРЫ
Игра «Славный урожай»
Цель: развивать умения узнавать и называть овощи, выделять их характерные признаки.
Ход игры:
1 вариант: воспитатель предлагает поиграть в загадки и узнать овощ по описанию.
2 вариант: воспитатель предлагает подобрать как можно больше слов-признаков к овощам.
*****************************************************************
Игра «Огород»
Цель: познакомить с понятием «огород», «грядка»; формировать представления о последовательности ухода за овощами (вскопать грядку. посадить семена, поливать, вовремя урожай)
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть грядки и подготовить их к посадке (перекопать, полить). Затем дети высаживают овощи (каждый на отдельной грядке). После собирают урожай различным способом (выкапывание, срезание, срывание)
Игра «Что изменилось на грядке?»
Цель: активизировать в речи слова, обозначающие название овощей; развивать зрительную память.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть, что находиться в огороде. Потом по сигналу воспитателя «Ночь!» — дети закрывают глаза. По сигналу «День!» — дети открывают глаза и определяют чего не стало на грядках.
****************************************************************
Игра «Вершки – корешки»
Цель: развивать представления о съедобных частях растений.
Ход игры: воспитатель уточняет, что у одних овощей бываю съедобные корни – корешки, а у других съедобные плоды – вершки. Предлагает разделить овощи по двум корзинам: в одну сложить съедобные вершки, в другую – съедобные корешки.
****************************************************************
Игра «Собираем урожай»
Цель: развивать представления о способах уборки урожая
Ход игры: воспитатель предлагает разложить в одну корзину овощи, которые выкапывают, в другую — овощи которые срывают.
****************************************************************
Игра «Продолжи ряд»
Цель: развивать умения узнавать и называть овощи; развивать зрительное восприятие. Логическое мышление, мелкую моторику.
Ход игры: Воспитатель предлагает продолжить ряд из овощей, соблюдая последовательность и проговаривая в слух ряд из овощей.
Игра «Сосчитай овощи»
Цель: закреплять навык количественного счета в пределах 3 (5), умение согласовывать числительное с существительным.
Ход игры: Воспитатель предлагает сосчитать собранные с грядки овощи.
*****************************************************************
Игра «Определи, какой по счету»
Цель: развивать навык порядкового счета в пределах 3 (5), формировать умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры: ребенок определяет на каком по счету месте находится заданный овощ или называет место овоща.
*****************************************************************
Игра «Составь по образцу»
Цель: Формировать умение соотносить овощи по цвету; научить детей последовательному выполнению действий по образцу; развивать мелкую моторику рук, закреплять представления о цвете.
Ход игры: воспитатель предлагает образец, глядя на него, ребенок находит и выкладывает соответствующие овощи.
*****************************************************************
Игра «Составь по схеме»
Цель: Развивать внимательность, сосредоточенность; формировать представление о том, что цвет не зависит от формы; развивать умение узнавать и называть цвет; учить пользоваться схемами.
Ход игры: воспитатель предлагает расположить овощи соответственно схеме.
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не возможно не оценить роль дидактических игр в развитии ребенка. Добиться развития можно только при определенной системе проведения таких игр. Дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических методов всестороннего развития детей, так как в игре дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.