Методическая разработка дидактической игры «Огород — круглый год»

Автор: Собка Юлия Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 36 «Золушка»

муниципального образования

города-курорта Анапа

 

 

 

 

Методическая разработка

дидактической игры

«Огород – круглый год»

 Автор: воспитатель Собка Юлия Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Предисловие

2.

Основная часть

3.

Цель. Задачи.

3.1.

Технология изготовления с фото

3.2.

Применение в воспитательно-образовательном процессе с фото

4

Варианты дидактической игры

5

Заключение

 1.ПРЕДИСЛОВИЕ

Многофункциональная дидактическая игра «Огород – круглый год» сделана своими руками для детей младшего дошкольного возраста.

         Представляет собой грядки, огороженные забором, набор овощей. Так же в дополнение к игре идет набор инструментов (лейка, ведерко, лопатка, грабли), корзины, карточки со схемами и образцами.

Оригинальное и нестандартное решение в изготовлении игры заключается в разнообразии игровых вариантов. Игровые задания разработаны и подбираются в соответствии с ФГОС ДО, в которых учтены возрастные особенности дошкольников, направлены на развитие познавательной активности детей.

Ценность представленной игры заключается в том, что она многофункциональная и может применятся в различных видах деятельности детей:

ü Развитие речи

ü Ознакомление с природой

ü Формирование элементарных математических представлений

ü Формирование сенсорных эталонов – цвет, форма;

ü Игровая деятельность

Дидактическая игра подходит как для групповых, так и для индивидуальных занятий с детьми. Усложняя задания игру можно использовать для детей  среднего дошкольного возраста.

 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Младший дошкольный возраст, это время начала познания мира. Именно в это время закладывается фундамент для дальнейшего обучения ребенка. 

В младшем дошкольном возрасте ребенок является исследователем всего, что его окружает. Через ощущения, действия, наблюдения, переживания малышу  раскрывается весь мир, ребенок проявляет постоянный интерес к наблюдениям и экспериментированию, узнавать новую информацию о мире. Познавательное развитие ребенка занимает одно из самых важных мест в его жизни. Крайне важно сформировать у ребенка мышление, речь, привлечь внимание к окружающему миру, научить совершать открытия.

 Дидактическая игра реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.  Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование пособия игры способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.

Дидактическая игра «Огород – круглый год» — многофункциональная, поэтому у детей есть возможность закрепить свои знания не только в одной определенной образовательной области, но и в других.

В ходе игры дети знакомятся с растительным миром, узнают о видах огородных растений, учатся их сравнивать, получают базовые математические знания, развивают речь и моторику пальцев.

3.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Основная ЦЕЛЬ дидактической игры – побуждать детей к активной познавательной деятельности.

Задачи, которые решает педагог в процессе использования дидактической игры:

1.     активизировать речь ребенка

2.     расширить словарный запас детей по теме «Овощи»

3.     формировать представления о труде взрослых на огороде;

4.     развивать умения узнавать и называть овощи, выделять их отличительные признаки; развивать умение группировать растения (по внешнему виду, способах употребления в пищу);

5.     закреплять навык счета, умение сравнивать овощи по форме, цвету;

6.     развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук;

7.     воспитывать интерес к познанию мира природы.

  3.1.ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Многофункциональная дидактическая игра «Огород – круглый год» сделанная вручную из экологически чистых и безопасных материалов.

Для изготовления игры были использованы следующие материалы:

1.     Пластиковый ящик,

2.     плотная ткань коричневого цвета,

3.     холлофайбер разных цветов,

4.     нитки,

5.     ножницы,

6.     иголка,

7.     распечатанное и ламинированное изображение забора.

Огород размещен в пластиковом ящике, огороженном плоскостным забором (распечатанная ламинированная картинка). Грядки-валики сшиты из  коричневой ткани, овощи – из фетра. Все предметы наполнены холлофайбером.

 

 

 

 

 

 

 

Так же в дополнение к игре идет набор инструментов (лейка, ведерко, лопатка, грабли), корзины, карточки со схемами и образцами.

 

 

 

 

 

3.2.ПРИМЕНЕНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

«Огород – круглый год» — это одна из любимых игр ребят. Все выполнено красочно, эстетично и привлекательность, что позволяет сделать познавательный процесс еще более увлекательным. Игра многофункциональная, поэтому у детей есть возможность закрепить свои знания не только в одной определенной образовательной области, но и в других. Вариативность игры решает целый комплекс развивающих и воспитательных задач: связную и диалогическую речь, математические представления, сенсорные функции, мелкую моторику, тактильную чувствительность, логическое мышление.

Предложенный материал подобран в соответствии с программными задачам. Данная игра может быть предложена родителям для занятий с ребенком дома.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть грядки и подготовить их к посадке овощей. Сначала грядки нужно вскопать, затем полить и высадить

4.ВАРИАНТЫ ИГРЫ

                                Игра «Славный урожай»

Цель: развивать умения узнавать и называть овощи, выделять их характерные признаки.

Ход игры:

1 вариант: воспитатель предлагает поиграть в загадки и узнать овощ по описанию.

2 вариант: воспитатель предлагает подобрать как можно больше слов-признаков к овощам.

 

*****************************************************************

Игра «Огород»

Цель: познакомить с понятием «огород», «грядка»; формировать представления о последовательности ухода за овощами (вскопать грядку. посадить семена, поливать, вовремя урожай)

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть грядки и подготовить их к посадке (перекопать, полить). Затем дети высаживают овощи (каждый на отдельной грядке). После собирают урожай различным способом (выкапывание, срезание, срывание)

Игра «Что изменилось на грядке?»

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие название овощей; развивать зрительную память.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть, что находиться в огороде. Потом по сигналу воспитателя «Ночь!» — дети закрывают глаза. По сигналу «День!» — дети открывают глаза и определяют чего не стало на грядках. 

****************************************************************

Игра «Вершки – корешки»

Цель: развивать представления о съедобных частях растений.

Ход игры: воспитатель уточняет, что у одних овощей бываю съедобные корни – корешки, а у других съедобные плоды – вершки. Предлагает разделить овощи по двум корзинам: в одну сложить съедобные вершки, в другую – съедобные корешки.

****************************************************************

Игра «Собираем урожай»

Цель: развивать представления о способах уборки урожая

Ход игры: воспитатель предлагает разложить в одну корзину овощи, которые выкапывают, в другую — овощи которые срывают.

****************************************************************

Игра «Продолжи ряд»

Цель: развивать умения узнавать и называть овощи; развивать зрительное восприятие. Логическое мышление, мелкую моторику.

Ход игры: Воспитатель предлагает продолжить ряд из овощей, соблюдая последовательность и проговаривая в слух ряд из овощей.

 

 

 

Игра «Сосчитай овощи»

Цель: закреплять навык количественного счета в пределах 3 (5), умение согласовывать числительное с существительным.

Ход игры: Воспитатель предлагает сосчитать собранные с грядки овощи.

*****************************************************************

Игра «Определи, какой по счету»

Цель: развивать навык порядкового счета в пределах 3 (5), формировать умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: ребенок определяет на каком по счету месте находится заданный овощ или называет место овоща.

*****************************************************************

Игра «Составь по образцу»

Цель: Формировать умение соотносить овощи по цвету; научить детей последовательному выполнению действий по образцу; развивать  мелкую моторику рук, закреплять представления о цвете.

Ход игры: воспитатель предлагает образец, глядя на него, ребенок находит и выкладывает соответствующие  овощи.

*****************************************************************

Игра «Составь по схеме»

Цель: Развивать внимательность, сосредоточенность; формировать представление о том, что цвет не зависит от формы; развивать умение узнавать и называть цвет; учить пользоваться схемами.

Ход игры: воспитатель предлагает расположить овощи соответственно схеме.

 

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не возможно не оценить роль дидактических игр в развитии ребенка. Добиться развития можно только при определенной системе проведения таких игр. Дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических методов всестороннего развития детей, так как в игре дети накапливают сенсорные впечатления, учатся  их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.

×
×