Методическая разработка квест-игры «Кусочек жизни: Хлеб в судьбе Ленинграда»

Автор: Митрофанова Анастасия Николаевна

Аннотация

В 2024 году Россия отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, и данная квест-игра приглашает учащихся погрузиться в события одной из самых трагичных и героических страниц истории нашего народа — блокады Ленинграда. Патриотическая квест-игра «Кусочек жизни: Хлеб в судьбе Ленинграда» создана для того, чтобы воспитать у молодежи уважение к героям прошлого, память о подвиге людей, переживших суровые испытания во время войны.

Квест-игра начинается с теоретической справки и презентации о г.Санкт-Петербург. Ведущий сообщает правила игры. Игроки будут разделены на команды и отправятся в увлекательное путешествие по станциям по маршрутным листам. Каждая из станций будет посвящена ключевым событиям блокады. Участники смогут пройти через задания, основанные на реальных исторических фактах, решая головоломки, выполняя творческие задания и изучая судьбы людей, переживших блокаду. В процессе игры ребята узнают об источниках питания, способах выживания и о героизме ленинградцев, что позволит им глубже осознать масштаб трагедии и силу человеческого духа. После выполнения заданий на станции команда получает букву, в завершении они складывают слово. Всего 6 станций – 6 букв. Зашифрованное слово – «Победа». На последней станции обе команды встречаются одновременно. Команда, которая первая выполнит задание, получает сундук, вторая – ключ к его замку. Игра завершается в кабинете, где началась. Школьники открывают сундук и находят там сокровище блокадного Ленинграда – хлеб. В завершении мероприятия демонстрируется видеоролик «Жить!»

Мероприятие направлено на формирование патриотического сознания, гражданской ответственности и социального самосознания у подрастающего поколения. Квест не только развлекательной направленности, но и образовательной, так как участники получат возможность увидеть, как история влияет на современность и почему важно помнить своих предков.

Цель: в современной форме напомнить молодежи об значимых событиях Второй Мировой войны

Задачи:

· развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;

· утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

· формирование развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

Форма проведения: квест-игра

 

 

 

Ход игры:

Вступительное слово учителя, который начинает и завершает мероприятие(Презентация):

Слайд 1.

Наверняка у каждого есть свой любимый город. Город, с которым связаны приятные воспоминания, яркие впечатления. И это его, несомненно, делает еще прекрасней.

Но есть в России город вне всякой конкуренции. Любой, побывавший там единожды, хочет туда вернуться. Санкт-Петербург – северная Венеция.

Слайд 2.

Есть у этого города и страшные памятные страницы – «Блокада Ленинграда».

Блокада Ленинграда стала самым тяжелым испытанием для жителей города за всю историю Северной столицы. В осажденном городе, по разным оценкам, погибло до половины населения Ленинграда. У выживших не было сил даже оплакивать покойников: одни были предельно истощены, другие – серьезно ранены. Вопреки голоду, холоду и постоянным бомбежкам, люди находили в себе мужество, чтобы выстоять и одержать победу над фашистами.

Слайд 3.

Я ни ночью, ни днем
Не смыкаю уставших очей.
Но стоять в карауле
С гирляндой цветов не устану:
Мать не может устать
Над могилами павших детей,
Как не могут года Залечить
Материнские раны.

Тем, Кто в этих бескрайних могилах лежит,
Не слышны Ни людские шаги,
Ни мелодии траурных маршей.
Затяжные дожди или зимняя стынь —
Не страшны.
Горько только одно,
Что Победы не видели нашей.

А Победа пришла
В переливах цветов полевых,
С пламенеющим флагом
На черной коробке рейхстага.
И одна из дорог
Начиналась к Победе от них —
Тех, что встали за город
И долг Не считали отвагой.

Не устану следить,
Чтобы Вечный огонь
Не погас, Чтоб его лепестки
Не задули ветра ненароком.
И в грядущих столетьях
Ему полыхать — Как сейчас,
И к нему никогда
Не кончаться людскому потоку.

Я смотрю на людей,
Протекающих мимо огня:
Сколько грусти в глазах,
Сколько светлой печали
На лицах!
Как мне больно за тех,
Кто идет, Не взглянув на меня,
Кто не понял еще:
Здесь
нельзя
торопиться

Здесь куда-то спешить
Никому не даются права:
Ни своим, ни гостям,
Ни рабочему, ни президенту…
Не жалейте минут
Постоять здесь,
Ни рабочему, ни президенту…
Не жалейте минут
Постоять здесь,
Вникая в слова,
Что со здешних камней
Словно скорбные руки
Воздеты.

Пусть в людские сердца
Перельется с гранитной стены
Эта строчка:

«Никто не забыт, и ничто не забыто»,
В этой клятве живых
Не вернувшихся с прошлой войны —
Приговор наперед
Всем, в ком жажда войны не убита.

Чтоб опять по планете
Метели войны не мели,
Людям память нужна,
Как бы трудно
Им ни было с нею.
Людям память нужна,
Чтоб беду
Отвести от Земли
И, вставая за это,
Быть зорче,
сплоченней, мудрее.

Помню,
Гость иностранный
Однажды держал монолог.
Он погибших жалел,
Но смотрел на могилы
С укором И с открытой досадой
В конце убежденно изрек:
— Было б меньше потерь,
Если б власти Оставили город.

И, в пример называя
Известных столиц имена,
Вспоминал,
Как бескровно снимались
Другие осады.
Одного не сказал:
Чем бы кончилась эта война,
Если б не было
Бреста, Одессы, Москвы, Сталинграда?

Если б здесь, на Неве,
Прикрывая Россию собой,
Ленинград не поклялся
Погибнуть в борьбе,
Но не сдаться?..
Тут за участь планеты Гремел
Нестихающий бой.
За весну сорок пятого
Падали в снег
Ленинградцы.

И с печальных могил,
Вспоминая о битве былой,
Я взываю сегодня
От имени тех,
Кто не дышит:
Люди! Встаньте за жизнь
И за звездную синь над Землей,
Чтобы Землю — Наш дом —
Не засыпало мертвой золой.
Чтобы небо над ней
Оставалось Надежною крышей.

Слайд 4.

Сегодня мы с вами поиграем в патриотическую квест-игру «Кусочек жизни: Хлеб в судьбе Ленинграда». Каждой команде выдается маршрутный лист (Приложение 1 и Приложение 2), согласно которому вы и передвигаетесь по станциям. За каждое выполненное задание на станции дается буква, затем из этих букв вы сложите слово. После прохождения последней станции вам будет вручен сундук и ключ, вместе с ними вы возвращаетесь на начальную точку, и тут открываете вместе сундук.

 

1.                  Станция «Шифровальщик»

Вступительные слова учителя: В годы Великой Отечественной войны азбука Морзе стала одним из основных способов передачи информации. Она обеспечила победный исход немалого числа сражений.

В 1943 году Иосиф Сталин издал приказ «О преодолении радиобоязни», согласно которому под страхом расстрела военные начальники должны были научиться пользоваться телеграфной связью. С этого времени связистов стали обучать азбуке Морзе.

Радистов-пулемётчиков советских танков или командиров там, где в экипаже их не было, в обязательном порядке учили азбуке Морзе. То же самое было и в авиации, например, все стрелки-радисты должны были её знать.

Позже появились отдельные войска радиосвязи, задача которых заключалась не только в отправлении депеш, но и перехватывании вражеских сигналов.

Благодаря связистам во время физической блокады Ленинград не оказался в информационной блокаде. В городе ни на один день не замолкало радио, работала почта. У связистов блокадного города не было ни оптоволокна, ни спутниковой связи, а линии им приходилось ежедневно восстанавливать под бомбежками.

Трудно поверить сейчас в то, как связь с большой землей была налажена технически. Сначала полевой кабель кинули по Ладоге, но его хватило на несколько дней. Затем положили бронированный подводный кабель, а когда встал лед – наземный прямо по снежной корке. Его протяженность составила 36 километров. Позднее его продублировали и установили посты. Хотя все равно оборудование периодически выходило из строя.

Сегодня вы почувствуете себя настоящими связистами. У вас зашифрована цитата русского полководца Константина Константиновича Рокоссовского, дважды Героя Советского союза. Вам необходимо ее расшифровать (Приложение 3).

Цитата: Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим.

За правильно выполненное задание начисляется 1 балл и выдается буква «Д»

Учащимся предлагается выполнить дополнительное задание и получить 2 бонусных балла.

Вторая цитата русского полководца, четырежды героя Советского союза Георгия Жукова.

Цитата: Человек, переживший однажды большие испытания и победивший, будет всю жизнь потом черпать силы в этой победе.

 

2.                  Станция «Война»

Вступительное слово учителя: Война – очень страшное слово. В годы Великой Отечественной войны погибло больше 20 млн человек. Война шла долгие 4 года, 1418 дней и ночей. Она коснулась каждой семьи, в каждой оставила свой след.

Блокада Ленинграда, по разным оценкам, унесла жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона жителей города. От фашистских бомбежек погибли лишь 3% людей, остальные 97% —  от голода: ежедневно от истощения умирали около 4 тысяч человек.

Люди, которые жили во времена той войны, до сих пор со слезами на глазах вспоминают тот период своей жизни. Есть слова, которые в памяти человеческой будут всегда связаны с войной. Эти слова в филворде вам и необходимо отыскать (Приложение 4). Каждое слово 1 балл. На поиск слов 5 минут.

По завершению задания выдается буква «А»

 

3.                  Станция «Медицинская»

Вступительное слово учителя: Медицинские сёстры играли важную роль в обороне Ленинграда. В тяжёлых условиях блокады они спасали жизни раненых и больных, оказывали им первую помощь, эвакуировали и продолжали лечение.

Ольга Ивановна Петрова, медсестра блокадного Ленинграда, работала в хирургическом отделении с самыми тяжело раненными солдатами. Она не только ухаживала за больными, но и убирала за ними, чистила помещения, выносила мусор, скалывала лёд.

Благодаря труду медицинских сестёр удалось возвратить к жизни около 34% болевших алиментарной дистрофией и 84% раненых горожан, обеспечить возвращение в строй более 80% раненых и свыше 30% больных солдат, матросов и офицеров.

Сегодня каждый из вас почувствует себя в роли медицинской сестры на поле боя. Один из ваших товарищей ранен. Ему необходимо оказать первую помощь, остановить кровь, наложить гипс, сделать перевязку. Затем выполнить команду «Газы» и по команде учителя донести пострадавшего на носилках до места назначения.

Успешное завершение задания: 5 баллов.  Выдается буква «Е».

 

4.                  Станция «Дорога жизни»

Вступительное слово учителя: вспоминая о блокаде Ленинграда невозможно не сказать о дороге жизни. Кольцо блокады Ленинграда замкнулось уже в начале сентября 1941 года. К 12 сентября 1941 года продовольствия в Ленинграде оставалось на месяц. Главную роль в поддержании жизни осаждённого города сыграли перевозки по Ладоге. В период навигации — по воде, а с установлением холодной погоды — по льду.

Всего за время навигации 1941-1943 гг. водным транспортом было эвакуировано около 500 тысяч человек. В Ленинград силами Ладожской военной флотилии было перевезено через озеро более 1 млн т грузов, преимущественно – продовольствия.

Организация ледовой магистрали явилась результатом совместной работы ученых, архитекторов, военных, медиков, водолазов, техников, шоферов и многих других специалистов и рабочих. Транспортировка продовольствия и эвакуация населения требовали ежедневного подвига от тех, кто работал на Ладоге. Но каждый из участников легендарной дороги знал о том, какую роль их труд играет в спасении ленинградцев.

Сегодня вам предстоит проложить свою «Дорогу жизни» из Москвы в Ленинград (Приложение 5).

Необходимо начертить путь по лабиринту, чтобы накормить голодный город.

За прохождение испытания – 5 баллов и буква «Б»

5.                  Станция «Хлебная»

Вступительное слово учителя: Осень 1941 года принесла Ленинграду самые страшные испытания за всю его историю — начался «смертный» период блокады. К середине октября город, взятый в кольцо 8 сентября, исчерпал все ресурсы, а пути снабжения Ленинграда продовольствием были перерезаны — к прочим тяготам добавился голод. На несколько месяцев основным, а порой и единственным доступным жителям продуктом стал черный хлеб, выдаваемый на вес по карточкам.

Именно в это время у ленинградцев, которые делили крошечный кусочек на несколько, а то и на десятки частей, чтобы растянуть его на целый день, сформировалось отношение к хлебу как к священному продукту, ценному до последней крошки.

Бережное отношение к хлебу сохранилось в ленинградцах на десятки лет вперед. Буквально в каждой семье могут вспомнить, как уже в мирное время люди старшего поколения запрещали своим детям и внукам выбрасывать недоеденный или черствый кусочек хлеба. Его надо было использовать — существовало множество рецептов из сухого хлеба, которые вывешивались в том числе в булочных наряду с плакатами о значении этого продукта — «Хлеб — всему голова», «Хлеб — наше богатство» и так далее. В столовых долгое время в свободном доступе бесплатно был черный хлеб. Сами блокадники много лет после войны хранили в квартирах запасы сухарей из хлеба, складывали их в шкафы и диваны…

Сегодня вы каждый в руки получите копию той самой блокадной карточки (Приложение 6). Чтобы вам получить свой назначенный кусок хлеба необходимо выполнить задание, а именно прыгнуть на прыгалках столько раз сколько написано в карточке. (Физическое упражнение заменяемо равноценным на усмотрение учителя).

По завершению задания команда получает 5 баллов и букву «П».

 

6.                  Станция «Память»

Вступительное слово учителя: В память о победе в Великой Отечественной войне благодарные потомки возвели огромное количество памятников. Санкт-Петербург имеет огромное количество памятников и мест, напоминающих о том, какую цену заплатил город за свободу и Победу.

Перед вами пазлы (Приложение 7_1, Приложение 7_2, Приложение 7_3, Приложение 7_4, Приложение 7_5, Приложение 7_6). Из них надо собрать фото памятников, и сказать как правильно они называются.

За каждое правильное название 1 балл.

По завершению задания букву «О».

 

Слово учителя — завершение:

Хлеб – самое драгоценное сокровище блокадного Ленинграда. Давайте вместе посмотрим видеоролик «Жить!»

Помните: «Благодаря их подвигу – мы живем!»

 

*К материалу приложены фото игры, проведенной 24 января 2025 года.

×
×