Автор: Марченко Ирина Валентиновна
Интерактивная командная игра-квест с элементами исторической викторины, логических задач и творческих заданий.
Посвящается 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
I. Общие сведения
⦁ Название: Квест «Дорогами Победы!»
⦁ Целевая аудитория: Учащиеся 9-12 лет).
⦁ Формат проведения: Интерактивная командная игра-квест с элементами исторической викторины, логических задач, спортивных испытаний и творческих заданий.
⦁ Продолжительность: 1,5 часа.
⦁ Место проведения: Подростковый клуб «Юбилейный» и прилегающая территория.
II. Цель и задачи
Цель: Формирование у подрастающего поколения глубокого уважения к историческому прошлому своей страны, героическим подвигам народа в Великой Отечественной войне, посредством игровой деятельности.
Задачи:
1. Обучающие:
⦁ Обеспечить знакомство и расширение знаний учащихся о ключевых событиях, битвах, датах и героях Великой Отечественной войны.
⦁ Способствовать углублению понимания значения Дня Победы для России и всего мира.
2. Развивающие:
⦁ Содействовать развитию творческих, интеллектуальных и физических способностей, логического мышления, умения применять полученные знания на практике каждого ребенка посредством участия в различных видах деятельности.
⦁ Способствовать развитию навыков работы в команде, взаимопомощи и коллективного принятия решений.
3. Воспитательные:
⦁ Способствовать формированию положительных личностных качеств: доброты, смекалки, смелости, ответственности, умения работать в команде.
⦁ Способствовать воспитанию чувства гордости за героический подвиг своего народа и бережного отношения к памяти о войне, формированию активной гражданской позиции и патриотизма.
III. Планируемые результаты
По итогам реализации квеста «Дорогами Победы!» учащиеся:
1. В области знаний (предметные результаты).
Учащиеся будут
⦁ Знать основные даты, ключевые события и битвы Великой Отечественной войны (например, начало войны, Московская битва, Сталинградская и Курская битвы, снятие блокады Ленинграда, взятие Берлина).
⦁ Называть и узнавать основные образцы военной техники периода ВОВ.
⦁ Понимать значение Дня Победы как символа героизма, мужества и мира.
2. В области умений и навыков (метапредметные результаты):
⦁ Умеют работать в команде, распределять роли, принимать коллективные решения и добиваться общей цели.
⦁ Применяют знания истории для решения логических задач (кроссворды, «да-нет» вопросы, шифры).
⦁ Демонстрируют базовые физические навыки (ловкость, координацию) при прохождении эстафетных заданий.
⦁ Проявляют смекалку и находчивость в нестандартных ситуациях.
⦁ Совершенствуют навыки ориентирования и поиска информации.
3. В области личностных качеств (личностные результаты):
⦁ Проявляют чувство патриотизма, гордости за историческое прошлое своей Родины и за подвиг народа-победителя.
⦁ Демонстрируют доброту, взаимовыручку и ответственность в командной работе.
⦁ Понимают ценность мира и важность сохранения исторической правды о Великой Отечественной войне.
⦁ Получат яркие эмоциональные впечатления и позитивный опыт взаимодействия.
IV. Подготовка к квесту
1. Организационный комитет: Руководитель квеста (ПДО Марченко И.В., руководитель вокальной студии «Улыбка»), ответственные за станции (учащиеся старшей группы студии), , фотограф/видеооператор.
2. Сценарий и легенда:
⦁ Общая легенда: «Вы – отряд молодых разведчиков, которым предстоит пройти «дорогами Победы», преодолевая трудности, разгадывая тайны и вспоминая подвиги наших предков. На каждой станции вы будете собирать фрагменты уникальных чертежей секретной военной техники. Когда вы соберете все части и расшифруете, что за техника изображена, вы получите последнее, самое важное задание – найти Знамя Победы, которое символизирует нашу общую память и мирное будущее.»
⦁ Разработка заданий для каждой станции.
⦁ Создание маршрутных листов.
⦁ Разработка финального задания и подсказок для поиска Знамени.
3. Материально-техническое обеспечение:
⦁ Оборудование: Компьютер, проектор, усилитель и колонки (для музыкального оформления, демонстрации фото/видео).
⦁ Реквизит для станций:
⦁ Станция 1: Кроссворды (по количеству команд), ручки.
⦁ Станция 2: Карточки с общими вопросами, карточки «Да» и «Нет» для участников и ручки.
⦁ Станция 3: Конусы (кегли) или для обозначения «минного поля», секундомер, повязки для глаз (при сопровождении), бинты для перевязки раненых.
⦁ Станция 4: Шахматная доска, шашки белые и черные как макеты танков для стратегической игры.
⦁ Конверты с пазлами: По 4 конверта для каждой команды (по одному на каждую станцию). В каждом конверте – 3 части одного пазла. Всего 3-4 разных пазла (Т-34, «Катюша», Ил-2, Полевая кухння) – по одному на каждую команду, чтобы в конце они собрали свою технику.
⦁ Знамя Победы: (красный флаг).
⦁ Финальное письмо-треугольник, содержащее первое задание-подсказку для поиска Знамени.
⦁ Раздаточные материалы: Маршрутные листы, бланки для баллов, ручки/карандаши.
⦁ Наградная атрибутика: Грамоты, значки для команд-победителей и участников.
4. Персонал: Ведущий, спикеры игры на каждой станции (педагог и учащиеся старшей группы), судьи, помощники (ПДО клуба).
V. Ход квеста
1. Вступительная часть (10 мин):
· Сбор команд: Участники собираются в стартовой точке.
· Приветствие: Ведущий (в стилизованной одежде военного корреспондента) приветствует «молодых бойцов».
· Музыкальное сопровождение: Звучит торжественная музыка военных лет («Священная война», «Марш Победы»).
· Легенда квеста: Ведущий произносит вступительное слово, погружая участников в атмосферу: «80 лет назад наш народ одержал Великую Победу, пройдя нелегкий путь, полный мужества и самопожертвования. Сегодня вам предстоит отправиться в свой путь – «Дорогами Победы», чтобы почтить память героев, вспомнить важнейшие события и, самое главное, отыскать наш главный символ – Знамя Победы!»
· Инструктаж: Объяснение правил, выдача маршрутных листов (в них указана последовательность станций, но без заданий), система начисления баллов.
· Разделение на команды: Команды (по 7-9 человек) получают свои названия (например, «Панфиловцы», «Катюша», «Гвардия») и девизы.
2. Основная часть (60 мин):
Команды движутся по станциям согласно маршрутному листу. На каждой станции «спикер станции» объясняет задание, фиксирует результат и выдает конверт с частью пазла.
Станция 1: Кроссворд «Дорогами Победы»
⦁ Тема: Широкий спектр знаний о ВОВ.
⦁ Задание: Командам выдается кроссворд, содержащий вопросы по ключевым датам, именам героев, названиям городов, военной техники, символам Победы.
⦁ Примеры вопросов:
По горизонтали: 2. Команда стрелять 7. Знаки отличия военных 8. Больница для военных 9. Головной убор военных 10. Нападение на врага 11. С ним прыгают с самолёта 12. Стреляет ядрами
По вертикали: 1. Солдатская рубашка 3. Крупный разрывной снаряд, помещаемый под землей или под водой ( она может быть противотанковой)
4. Снаряд, который взрывается после броска. 5. Военная машина с гусеницами. 6. Место, где прячется солдат во время боя. 7. Боеприпас, которым заряжают стрелковое оружие. 13. Повреждение кожных покровов, полученное в бою, которое бывает колотым, резанным, рваным, огнестрельным. 14. Государственный символ СССР красного цвета.
⦁ Критерий успеха: Количество правильно разгаданных слов за отведенное время.
⦁ Награда: Конверт №1 с частями пазла.
Станция 2: «Правда и Мифы о войне»
⦁ Тема: Проверка общих знаний и умения отличать факты от заблуждений.
⦁ Задание 1: Общие вопросы. Командам по очереди задаются 3-4 общих вопроса по ВОВ.
⦁ Пример: » Когда началась Великая Отечественная война?.» » Какая крепость первой приняла атаку немцев?» , «В каком городе базировался женский авиационный полк «Ночные Ведьмы»?» и т.п.
⦁ Задание 2: «Да-Нет». Капитан команды зачитывает утверждения. Команде нужно быстро определить, является ли утверждение верным («Да») или неверным («Нет»), используя таблички или поднимая руку.
⦁ Пример: «Великая Отечественная война закончилась 10 мая 1945 года.» (Нет) «Оборона Брестской крепости длилась 3 дня.» (Нет), «Великая Отечественная война была очень разрушительной, но правда ли, что больше всех пострадали Ленинград и Сталинград?» (Да)
⦁ Критерий успеха: Количество правильных ответов.
⦁ Награда: Конверт №2 с частями пазла.
Станция 3: Эстафета «Минные поля под Прохоровкой»
⦁ Тема: Битва на Курской дуге, смелость, осторожность, командное взаимодействие.
⦁ Задание: Командам предлагается «пройти минное поле». На полу разложены «мины» (конусы, кегли). Участники должны пройти «поле» с завязанными глазами (для большей сложности, но с обязательной страховкой и помощью товарищей по команде, которые дают голосовые указания).
⦁Критерий успеха: Скорость прохождения и количество «подорвавшихся» (наступивших на мину), умение наложить повязку раненому. Командная слаженность.
⦁ Награда: Конверт №3 с частями пазла.
Станция 4: «Танковый бой на Курской дуге»
⦁ Тема: Битва на Курской дуге, меткость, стратегическое мышление.
⦁ Задание: «Танковый бой». Команда делится на «стрелков» и «командиров». «Командиры» дают указания «стрелкам», как попасть шашками белого цвета, выставленными на шахматной доске, в мишени-танки противника, расположенные на противоположном поле. Черными шашками играет спикер станции (для младших участников). Игра в шашки для старших участников.
⦁ Критерий успеха: Количество пораженных мишеней или успешных стратегических ходов за отведенное время.
⦁ Награда: Конверт №4 с финальными частями пазла.
3. Финальная часть (20 мин):
⦁ Сбор пазлов и идентификация техники: Все команды возвращаются в стартовую точку. Каждая команда собирает свой пазл. Как только пазл собран, команда должна быстро определить, какая военная техника времен ВОВ на нем изображена (например, танк Т-34, реактивная установка «Катюша», самолет Ил-2).
⦁ Получение «Письма с заданием»: Команда, первая правильно определившая свою технику, получает заветное письмо в «фронтовом» конверте. В письме содержится финальное задание и первая подсказка для поиска Знамени Победы. (Остальные команды получают свои письма сразу после идентификации техники).
⦁ Пример содержания письма: «Поздравляем, юные разведчики! Вы успешно собрали чертеж [Название техники] – символа мощи и несокрушимости нашей армии! Теперь вам предстоит самое ответственное задание: отыскать Знамя Победы, хранящееся в надежном месте. Найти Знамя ПОБЕДЫ можно по подсказкам, о которых доложила наша разведка. У нашего спикера одна подсказка. Остальные найдёте по ходу выполнения заданий, указанных в подсказках.
⦁ Поиск Знамени Победы по подсказкам:
ü Подсказка 1 (из письма):
Стеклянная дверь,
Но прохода здесь нет,
В ту дверь проникает
Один только свет. Что это?
Если из двери клуба направо пойдёте,
То в третьем по счёту подсказку найдёте!
ü Подсказка 2 (найденная): Команды отправляются по первой подсказке, находят окно, на котором прикреплена следующая подсказка.
Эта комната темна
В ней окошек нет,
Ты чехлы увидишь там
Если включишь свет.
В эту комнату войдите
Слева синий предмет с подсказкой найдите!
ü Подсказка 3 (найденная): Наша разведка допустила ошибку и дала ложную информацию.
|
Здесь нет Знамя ПОБЕДЫ!!!
Если налево из костюмерной пойдёте,
Человека с подсказкой там вы найдёте,
Если вежливость проявить
Подсказку от него легко получить!
ü Подсказка 4 (найденная): Вы на финальном отрезке испытания. Осталось несколько шагов до Победы в квесте. Отгадайте последнюю загадку!
Педагог здесь в перемену
Заполняет наш журнал,
Педагог там непременно
Отдыхает, коль устал.
И туда нам входа нет,
Когда идет там педсовет.
В эту комнату войдите
И Знамя Победы скорее найдите!
⦁ Обнаружение Знамени Победы: Команда, успешно прошедшая все этапы и разгадавшая все подсказки, находит Знамя Победы (предварительно спрятанное в финальной точке).
⦁ Подведение итогов:
⦁ Объявление победителей: Команда, которая первой нашла Знамя, объявляется победителем.
⦁ Церемония награждения: Вручение грамот и значков всем командам и участникам.
⦁ Минута Памяти: Общая минута молчания в память о погибших.
⦁ Заключительное слово руководителя квеста: Благодарность за участие, напоминание о важности мира и сохранения исторической правды.
⦁ Финальное музыкальное сопровождение: Звучит песня «День Победы».
VI. Система оценки и поощрения
Балльная система: На каждой станции команды получают баллы за правильность и скорость выполнения заданий.
⦁ Станция 1: Кроссворд – баллы за каждое правильное слово.
⦁ Станция 2: «Да-Нет» – баллы за каждый правильный ответ. Общие вопросы – баллы за каждый полный ответ.
⦁ Станция 3: Эстафета – баллы за скорость прохождения и минимум «подорвавшихся».
⦁ Станция 4: «Танковый бой» – баллы за меткость/стратегию.
⦁ Дополнительные баллы за командную работу, активность, соблюдение правил.
Итоговый подсчет: Победителем объявляется команда, которая первой нашла Знамя Победы. При этом, важно отметить, что все команды, успешно прошедшие квест, являются победителями в освоении знаний и проявлении патриотизма.
Поощрение:
⦁ Грамоты для всех команд-участников.
⦁ Памятные значки для каждого ребенка.
⦁ Специальные призы для команды-победителя (Диплом победителя, георгиевская лента, книги по истории ВОВ, тематические настольные игры).
VII. Рекомендации по безопасности
⦁ Тщательный инструктаж по технике безопасности перед началом квеста, особенно для станции 3.
⦁ На каждой станции должен быть ответственный взрослый, контролирующий процесс.
⦁ Исключить травмоопасные предметы и ситуации.
⦁ Наличие индивидуальных бутылочек с питьевой водой.
VIII. Дополнительные возможности
⦁Мультимедийное сопровождение: Включение коротких видеофрагментов или презентаций на станциях для погружения в тему.
⦁ Атрибутика: Использование элементов военной формы (военные костюмы, пилотки) для ведущих и «спикеров станций».
⦁ Фотозона: Создание тематической фотозоны для памятных снимков.
⦁ Выставка: Демонстрация рисунков, плакатов или поделок детей на тему ВОВ.
Вывод: Эта методическая разработка создает основу для увлекательного и познавательного квеста, который поможет отметить 80-летие Победы, оставив у детей глубокие впечатления и новые знания.