Методическая разработка квеста «Дорогами Победы!»

Автор: Марченко Ирина Валентиновна

Интерактивная командная игра-квест с элементами исторической викторины, логических задач и творческих заданий.

Посвящается 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

 

I. Общие сведения

   Название: Квест «Дорогами Победы!»

   Целевая аудитория: Учащиеся 9-12 лет).

   Формат проведения: Интерактивная командная игра-квест с элементами исторической викторины, логических задач, спортивных испытаний и творческих заданий.

   Продолжительность: 1,5  часа.

   Место проведения: Подростковый клуб «Юбилейный» и прилегающая территория.

 

II. Цель и задачи

 

Цель: Формирование у подрастающего поколения глубокого уважения к историческому прошлому своей страны, героическим подвигам народа в Великой Отечественной войне,  посредством игровой деятельности.

Задачи:

    1. Обучающие:

           Обеспечить знакомство и расширение знаний учащихся о ключевых событиях, битвах, датах и героях Великой Отечественной войны.

           Способствовать  углублению понимания значения Дня Победы для России и всего мира.

    2. Развивающие:

           Содействовать развитию творческих, интеллектуальных и физических способностей, логического мышления,  умения применять полученные знания на практике каждого ребенка посредством участия в различных видах деятельности.

           Способствовать развитию навыков работы в команде, взаимопомощи и коллективного принятия решений.

    3. Воспитательные:

           Способствовать формированию положительных личностных качеств: доброты, смекалки, смелости, ответственности, умения работать в команде.

           Способствовать воспитанию чувства гордости за героический подвиг своего народа и бережного отношения к памяти о войне, формированию  активной гражданской позиции и патриотизма.

 

III. Планируемые результаты

По итогам реализации квеста «Дорогами Победы!» учащиеся:

1.     В области знаний (предметные результаты).

Учащиеся будут

    Знать основные даты, ключевые события и битвы Великой Отечественной войны (например, начало войны, Московская битва, Сталинградская и Курская битвы, снятие блокады Ленинграда, взятие Берлина).

       Называть и узнавать основные образцы военной техники периода ВОВ.

       Понимать значение Дня Победы как символа героизма, мужества и мира.

 

2. В области умений и навыков (метапредметные результаты):

       Умеют работать в команде, распределять роли, принимать коллективные решения и добиваться общей цели.

       Применяют знания истории для решения логических задач (кроссворды, «да-нет» вопросы, шифры).

       Демонстрируют базовые физические навыки (ловкость, координацию) при прохождении эстафетных заданий.

       Проявляют смекалку и находчивость в нестандартных ситуациях.

       Совершенствуют навыки ориентирования и поиска информации.

 

3. В области личностных качеств (личностные результаты):

       Проявляют чувство патриотизма, гордости за историческое прошлое своей Родины и за подвиг народа-победителя.

       Демонстрируют доброту, взаимовыручку и ответственность в командной работе.

       Понимают ценность мира и важность сохранения исторической правды о Великой Отечественной войне.

       Получат яркие эмоциональные впечатления и позитивный опыт взаимодействия.

 

IV. Подготовка к квесту

1. Организационный комитет: Руководитель квеста (ПДО Марченко И.В., руководитель вокальной студии «Улыбка»), ответственные за станции (учащиеся старшей группы студии), , фотограф/видеооператор.

2. Сценарий и легенда:

    Общая легенда: «Вы – отряд молодых разведчиков, которым предстоит пройти «дорогами Победы», преодолевая трудности, разгадывая тайны и вспоминая подвиги наших предков. На каждой станции вы будете собирать фрагменты уникальных чертежей секретной военной техники. Когда вы соберете все части и расшифруете, что за техника изображена, вы получите последнее, самое важное задание – найти Знамя Победы, которое символизирует нашу общую память и мирное будущее.»

       Разработка заданий для каждой станции.

       Создание маршрутных листов.

       Разработка финального задания и подсказок для поиска Знамени.

3. Материально-техническое обеспечение:

       Оборудование: Компьютер, проектор, усилитель и колонки (для музыкального оформления, демонстрации фото/видео).

       Реквизит для станций:

           Станция 1: Кроссворды (по количеству команд), ручки.

           Станция 2: Карточки с общими вопросами, карточки «Да» и «Нет» для участников и ручки.

   Станция 3: Конусы (кегли) или  для обозначения «минного поля», секундомер,  повязки для глаз (при сопровождении), бинты для перевязки раненых.

   Станция 4: Шахматная доска, шашки белые и черные как макеты танков для стратегической игры.

   Конверты с пазлами: По 4 конверта для каждой команды (по одному на каждую станцию). В каждом конверте – 3 части одного пазла. Всего 3-4 разных пазла (Т-34, «Катюша», Ил-2, Полевая кухння) – по одному на каждую команду, чтобы в конце они собрали свою технику.

    Знамя Победы: (красный флаг).

    Финальное письмо-треугольник, содержащее первое задание-подсказку для поиска Знамени.

    Раздаточные материалы: Маршрутные листы, бланки для баллов, ручки/карандаши.

    Наградная атрибутика: Грамоты, значки для команд-победителей и участников.

4. Персонал: Ведущий, спикеры игры на каждой станции (педагог и учащиеся старшей группы), судьи, помощники (ПДО клуба).

 

V. Ход квеста

1. Вступительная часть (10 мин):

·     Сбор команд: Участники собираются в стартовой точке.

·     Приветствие: Ведущий (в стилизованной одежде военного корреспондента) приветствует «молодых бойцов».

·     Музыкальное сопровождение: Звучит торжественная музыка военных лет («Священная война», «Марш Победы»).

·     Легенда квеста: Ведущий произносит вступительное слово, погружая участников в атмосферу: «80 лет назад наш народ одержал Великую Победу, пройдя нелегкий путь, полный мужества и самопожертвования. Сегодня вам предстоит отправиться в свой путь – «Дорогами Победы», чтобы почтить память героев, вспомнить важнейшие события и, самое главное, отыскать наш главный символ – Знамя Победы!»

·     Инструктаж: Объяснение правил, выдача маршрутных листов (в них указана последовательность станций, но без заданий), система начисления баллов.

·     Разделение на команды: Команды (по 7-9 человек) получают свои названия (например, «Панфиловцы», «Катюша», «Гвардия») и девизы.

 

2. Основная часть (60 мин):

Команды движутся по станциям согласно маршрутному листу. На каждой станции «спикер станции» объясняет задание, фиксирует результат и выдает конверт с частью пазла.

 

Станция 1: Кроссворд «Дорогами Победы»

    Тема: Широкий спектр знаний о ВОВ.

    Задание: Командам выдается кроссворд, содержащий вопросы по ключевым датам, именам героев, названиям городов, военной техники, символам Победы.

    Примеры вопросов:

        По горизонтали: 2. Команда стрелять 7. Знаки отличия военных  8. Больница для военных 9. Головной убор военных  10. Нападение на врага  11. С ним прыгают с самолёта  12. Стреляет ядрами

По вертикали: 1. Солдатская рубашка  3. Крупный разрывной снаряд, помещаемый  под землей или под водой ( она может быть противотанковой)

4. Снаряд, который взрывается после броска. 5. Военная машина с гусеницами. 6. Место, где прячется солдат во время боя. 7. Боеприпас, которым заряжают стрелковое оружие. 13. Повреждение кожных покровов, полученное в бою, которое бывает колотым, резанным, рваным, огнестрельным. 14. Государственный символ СССР красного цвета.

    Критерий успеха: Количество правильно разгаданных слов за отведенное время.

      Награда: Конверт №1 с частями пазла.

 

Станция 2: «Правда и Мифы о войне»

    Тема: Проверка общих знаний и умения отличать факты от заблуждений.

    Задание 1: Общие вопросы. Командам по очереди задаются 3-4 общих вопроса по ВОВ.

       Пример: » Когда началась Великая Отечественная война?.» » Какая крепость первой приняла атаку немцев?» , «В каком городе базировался женский авиационный полк «Ночные Ведьмы»?»  и т.п.

       Задание 2: «Да-Нет». Капитан команды  зачитывает утверждения. Команде нужно быстро определить, является ли утверждение верным («Да») или неверным («Нет»), используя таблички или поднимая руку.

         Пример: «Великая Отечественная война закончилась 10 мая 1945 года.» (Нет) «Оборона Брестской крепости длилась 3 дня.» (Нет), «Великая Отечественная война была очень разрушительной, но правда ли, что больше всех пострадали Ленинград и Сталинград?» (Да)

       Критерий успеха: Количество правильных ответов.

       Награда: Конверт №2 с частями пазла.

 

 

 

Станция 3: Эстафета «Минные поля под Прохоровкой»

    Тема: Битва на Курской дуге, смелость, осторожность, командное взаимодействие.

    Задание: Командам предлагается «пройти минное поле». На полу разложены «мины» (конусы, кегли). Участники должны пройти «поле» с завязанными глазами (для большей сложности, но с обязательной страховкой и помощью товарищей по команде, которые дают голосовые указания).

    Критерий успеха: Скорость прохождения и количество «подорвавшихся» (наступивших на мину), умение наложить повязку раненому. Командная слаженность.

      Награда: Конверт №3 с частями пазла.

Станция 4: «Танковый бой на Курской дуге»

       Тема: Битва на Курской дуге, меткость, стратегическое мышление.

    Задание: «Танковый бой». Команда делится на «стрелков» и «командиров». «Командиры» дают указания «стрелкам», как попасть шашками белого цвета, выставленными на шахматной доске,  в мишени-танки противника, расположенные на противоположном поле. Черными шашками играет спикер станции (для младших участников). Игра в шашки для старших участников.

       Критерий успеха: Количество пораженных мишеней или успешных стратегических ходов за отведенное время.

       Награда: Конверт №4 с финальными частями пазла.

 

3. Финальная часть (20 мин):

  Сбор пазлов и идентификация техники: Все команды возвращаются в стартовую точку. Каждая команда собирает свой пазл. Как только пазл собран, команда должна быстро определить, какая военная техника времен ВОВ на нем изображена (например, танк Т-34, реактивная установка «Катюша», самолет Ил-2).

Получение «Письма с заданием»: Команда, первая правильно определившая свою технику, получает заветное письмо в «фронтовом» конверте. В письме содержится финальное задание и первая подсказка для поиска Знамени Победы. (Остальные команды получают свои письма сразу после идентификации техники).

  Пример содержания письма: «Поздравляем, юные разведчики! Вы успешно собрали чертеж [Название техники] – символа мощи и несокрушимости нашей армии! Теперь вам предстоит самое ответственное задание: отыскать Знамя Победы, хранящееся в надежном месте. Найти Знамя ПОБЕДЫ можно по подсказкам, о которых доложила наша разведка. У нашего спикера одна подсказка. Остальные найдёте по ходу выполнения заданий, указанных в подсказках.

 

 

 

 

   Поиск Знамени Победы по подсказкам:

ü Подсказка 1 (из письма):

Стеклянная дверь,
Но прохода здесь нет,
В ту дверь проникает
Один только свет. Что это?

Если из двери клуба  направо пойдёте,

То в третьем по счёту подсказку найдёте!

ü Подсказка 2 (найденная): Команды отправляются по первой подсказке, находят окно, на котором прикреплена следующая подсказка.

Эта комната темна

В ней окошек нет,

Ты чехлы увидишь там

Если включишь свет.

В эту комнату войдите

Слева синий предмет с подсказкой найдите!

ü Подсказка 3 (найденная): Наша разведка допустила ошибку и дала ложную информацию.

 

 

Здесь нет Знамя ПОБЕДЫ!!!

 

Если налево из костюмерной пойдёте,

Человека с подсказкой там вы найдёте,

Если вежливость проявить

Подсказку от него легко получить!

ü Подсказка 4 (найденная): Вы на финальном отрезке испытания. Осталось несколько шагов до Победы в квесте. Отгадайте последнюю загадку!

Педагог здесь  в перемену
Заполняет наш журнал,
Педагог там непременно
Отдыхает, коль устал.
И туда нам входа  нет,
Когда идет там педсовет.

В эту комнату войдите

И Знамя Победы скорее найдите!

Обнаружение Знамени Победы: Команда, успешно прошедшая все этапы и разгадавшая все подсказки, находит Знамя Победы (предварительно спрятанное в финальной точке).

   Подведение итогов:

  Объявление победителей: Команда, которая первой нашла Знамя, объявляется победителем.

   Церемония награждения: Вручение грамот и значков всем командам и участникам.

   Минута Памяти: Общая минута молчания в память о погибших.

  Заключительное слово руководителя квеста: Благодарность за участие, напоминание о важности мира и сохранения исторической правды.

    Финальное музыкальное сопровождение: Звучит песня «День Победы».

 

VI. Система оценки и поощрения

Балльная система: На каждой станции команды получают баллы за правильность и скорость выполнения заданий.

  Станция 1: Кроссворд – баллы за каждое правильное слово.

Станция 2: «Да-Нет» – баллы за каждый правильный ответ. Общие вопросы – баллы за каждый полный ответ.

Станция 3: Эстафета – баллы за скорость прохождения и минимум «подорвавшихся».

  Станция 4: «Танковый бой» – баллы за меткость/стратегию.

  Дополнительные баллы за командную работу, активность, соблюдение правил.

Итоговый подсчет: Победителем объявляется команда, которая первой нашла Знамя Победы. При этом, важно отметить, что все команды, успешно прошедшие квест, являются победителями в освоении знаний и проявлении патриотизма.

Поощрение:

    Грамоты для всех команд-участников.

    Памятные значки для каждого ребенка.

      Специальные призы для команды-победителя (Диплом победителя, георгиевская лента, книги по истории ВОВ, тематические настольные игры).

 

VII. Рекомендации по безопасности

Тщательный инструктаж по технике безопасности перед началом квеста, особенно для станции 3.

На каждой станции должен быть ответственный взрослый, контролирующий процесс.

   Исключить травмоопасные предметы и ситуации.

   Наличие индивидуальных бутылочек с питьевой водой.

 

VIII. Дополнительные возможности

Мультимедийное сопровождение: Включение коротких видеофрагментов или презентаций на станциях для погружения в тему.

Атрибутика: Использование элементов военной формы (военные костюмы, пилотки) для ведущих и «спикеров станций».

   Фотозона: Создание тематической фотозоны для памятных снимков.

  Выставка: Демонстрация рисунков, плакатов или поделок детей на тему ВОВ.

Вывод: Эта методическая разработка создает основу для увлекательного и познавательного квеста, который поможет отметить 80-летие Победы, оставив у детей глубокие впечатления и новые знания.

 

×
×