Автор: якимчук Елена Анатольевна
Методика ознакомления детей дошкольного возраста с видами
музыкального фольклора
В мастер-классе используется презентация и методическое пособие — карусель
1СЛАЙД. Название презентации
Вступление. В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практике ценностной ориентации детей на основе фольклора, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Духовность проявляется в гармоничном слиянии мысли и чувства, в любви к людям, уважении к личности другого человека, стремлении понять и постигнуть красоту окружающего мира, природы, искусства, в интересе к своему делу и к повседневной жизни.
Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности — музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей ДОУ и музыкальных педагогов.
Работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием музыкального фольклора следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.
Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа. При этом необходимо выделить следующие методические приемы:
— наглядный, словесный, практический;
— беседы с детьми;
— наблюдение за природой;
— слушание народных песен, сказок;
— разыгрывание для детей и самими детьми народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
— инсценировки песен и малых фольклорных форм;
Главное, что должен учесть воспитатель при ознакомлении детей с различными фольклорными жанрами, — необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить как яркое общение с ребенком, на глазах которого разыгрывается красочное действо. Необходимо создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание и пропевание сказок, загадок, их драматизация, использование красочного реквизита и оборудования.
Сегодня я хочу представать вашему вниманию авторское методическое пособие «Музыкальная карусель»
Звучит русская народная песня «Пойду, виду ль я»
Текст. Как приятно слушать слова русской народной песни, правда? И очень жаль, что сейчас мы не умеем так образно говорить и петь, как же оскудел наш богатый русский язык, каким примитивным стал словарный запас большинства из нас.
2 СЛАЙД. Россия
Текст. И сегодня одной из самых актуальных задач становится приобщение детей к детскому фольклору, и как итог — обогащение словарного запаса детей, любовь ко всему, что составляет понятие «родина», «Россия»….
3 СЛАЙД. Практическая значимость фольклора
Текст. Ведь благотворное влияние различных видов музыкального фольклора на психо — эмоциональное и физическое состояние детей совершенно бесспорно.
4 СЛАЙД. Цель и задачи
Текст. Цели и задачи по приобщению детей к музыкальному фольклору сложились за время моего увлечения этим видом народной культуры. С его помощью можно многое сделать для формирования творчески активной личности ребёнка
5 СЛАЙД. Методы, методики и технологии
Текст. Применяя различные методы обучения, мне хотелось бы, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию услышать, запомнить и передать кому-нибудь понравившуюся ему закличку, песню или игру.
Текст. Для решения поставленных задач , я стала в последнее время использовать музыкально-дидактические игры, объединенные единым образным предметом — каруселью, без которой, кстати, на Руси не обходился ни один народный праздник.
Причем она может быть использована не только в музыкальной деятельности, но в других образовательных областях, предусмотренных ФГОС . Но вернемся к музыкальному фольклору.
И что немаловажно, исходя из основных компетенций, сформулированных ФГОС, используя это дидактическое оборудование, дети сами могут принимать решение, проявлять свои чувства и эмоции именно в игровой деятельности.
Музыка-карусель. Кручу карусель.
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. ( карусель крутится)
7. СЛАЙД. Виды муз фольклора
Текст. Итак, сам по себе музыкальный фольклор — явление необычное, синкретичное, ведь в нем неразрывно связано музыка, пение, движение и игра на простых инструментах.
· Народная песня
· Народная хореография
· Народные игры
· Народные музыкальные инструменты.
И в каждой области решаются свои мини-задачи.
Все объять за короткое время невозможно, поэтому сегодня я остановлюсь на некоторых видах музыкального фольклора
8 СЛАЙД. Задачи русской песни
Ах ты, песня, хороша!
Как с тобой поет душа!
9 СЛАЙД. Маленькие дети в народных костюмах , играющие в народные игрушки.
Текст. Первые детские впечатления о народной песне дети получают в младшей группе. Они начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные движения, подсказанные текстом или характером музыки.
Основная задача здесь — научить детей исполнять песни ритмично. Эту задачу я решаю так.
10 СЛАЙД. Фото занятия с малышами. Играют с куклами
Останавливаю карусель, достаю куклу, баюкаю
Я объясняю детям: «Посмотрите, ребята, кто сел на нашу карусель? Куколки? Давайте их покатаем»
А сейчас они устали, еще заснут и упадут с карусели, давайте возьмем их на руки и укачаем.»
Баю-бюшки-баю.
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок!
11 СЛАЙД . Детский сад для зверят. Фото с детьми группы с мягкими игрушками, дети играют и баюкают игрушки.
Кручу карусель
Текст. В средней группе увеличивается объем песенного репертуара и дети уже различают понятия «низко-высоко» . Работая над звуковысотным слухом детей, я предлагаю детям поиграть в «Детский сад для зверят» и использовать карусель для выбора игрушки- «сыночка» ( мягкая игрушка) Если ребенок выбрал зайчика, говорю : «Мама — зайчиха маленькая, пушистая, нежная. Как она поет — высоко или низко?» Дети выбирают вариант и исполняют колыбельную как зайчик.
Достаю медвежонка. Обращаюсь к зрителям.
А вот как, например, прозвучит колыбельная, которую поет мама- медведица? ( предлагаю исполнить это вариант кому-то из зрителей)
И не забывайте, что , как известно, у медведя нет слуха, и с этим как раз отлично справится ребенок, который не очень чисто интонирует, но будет чувствовать себя очень значимым среди детей. Таким образом, решается еще одна задача- психологическая устойчивость ребенка в коллективе.
12 СЛАЙД. Дети старшей группы поют в народных костюмах
Кручу карусель
Текст. В старших группах значительно расширяется песенный репертуар.
Вводится такое понятие как «жанр народной песни» . Такие как, лирические, шутливые, обрядовые и, пожалуй, самые любимые — частушка и строевые песни.
Решая задачу закрепления знаний о жанрах, дети на карусели выбирают знакомый жанр народной песни и исполняют ее. ( показываю картинку на карусели). Например, «строевая народная песня».
Иду к пианино. Делю зал на две части, первая поет за девочек, вторая — за мальчиков. Педагоги исполняют песню «Солдатушки-бравы ребятушки «
Текст. Также в старшем возрасте, дети начинают понимать суть обрядовых песен и с удовольствием импровизируют, составляют свои заклички на основе уже известных. Здесь также могут применяться выбранные на карусели, картинки с образами, которые могут встречаться в закличке, например: «весна, «солнце красное»,»птички», «травка», и т.д. Вот один из примеров.
13 СЛАЙД. Видео. Весенние заклички.
14 СЛАЙД. Задачи игры на народных инструментах и фото с детьми.
Текст.
Карусель-то непростая — уникальная.
Карусель-то наша — музыкальная.
Инструментов всех не счесть.
Даже балалайка есть.
В младшей и средней группах можно использовать карусель для первичного знакомства с народными инструментами. Дети, останавливая карусель, сами выбирают тот музыкальный инструмент, про который им будет рассказывать педагог, либо угадывают его по загадке и сами играют на нем. Например…
Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге — веселушка,
И накормит всех вокруг ( ложка).
Достаю инструмент, играю.
Кручу карусель
В старшем возрасте перед детьми ставятся задачи уже более сложные, например, узнать инструменты, звучащие в оркестре. Для решения задачи по закреплению знаний о народных музыкальных инструментах также можно использовать карусель, расположив карточки или сами инструменты на внешней стороне. Либо использовать карточки с определенным ритмическим рисунком для исполнения на инструменте, которые дети выбирают сами.
Выбираю и показываю инструмент, играю на нем.
Текст. Так что наша карусель оказалась весьма действенным способом в знакомстве и с закреплением знаний детей музыкальному фольклору.
Да что дети! Карусель может быть использована и при встречах с родителями. С ее помощью можно провести консультацию для родителей, о том, как знакомят их детей с музыкальным фольклором.
И, в итоге очень приятно наблюдать, когда все знания, все умения, приложенные в процессе знакомства и детей и взрослых с музыкальным фольклором за несколько лет , становятся основой для большого народного праздника в подготовительной группе, такого, например, как ярмарка.
15-17 СЛАЙДЫ. Слайды с праздников « Ярмарка», «Масленица» и др. народные праздники
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!