Автор: Чебрукова Елена Николаевна
Методическая разработка
Чебрукова Е.Н., учитель-логопед
МДОАУ «Детский сад № 1 комбинированного вида»
Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Непоседа».
«Непоседа» — так называется программа занятий и комплексная методика психомоторной коррекции для детей дошкольного возраста с особенностями развития. Эта методика, основанная на использовании фольклора, возникла на стыке нескольких основных направлений: телесно-ориентированной терапии, детской нейропсихологии, а также возрастной детской психологии и психотерапии. Методологически она опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и строении мозга, а методически — на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных психотехник и фольклорные игры. Методика объединила в себе разработки разных реабилитационных центров, которые успешно использовались в практической деятельности.
При разработке программы была использована следующая методическая поддержка:
— Программа «Игротерапия. Фольклорные и развивающие игры». Это авторская разработка специалистов Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» под руководством И. Л. Шпицберга, опирающаяся на опыт народной педагогики (в первую очередь на русский фольклор – игры, песни, пестушки, потешки), а также на различные реабилитационные и развивающие методики, с успехом применяемые в нашей стране и за рубежом. Программа включает специально подобранные для конкретных детей развивающие игры и упражнения.
— Программа детского сада комбинированного вида №1465 «Фольклорные игры в интегративном детском саду», разработанная кинезиотерапевтом Т. И. Ильиной-Какуевой, педагогом-психологом Н. Н. Кометовой, учителем-дефектологом Е. Е. Леонтьевой, музыкальным руководителем Е. А. Фондоркой, учителем-дефектологом Е. Л. Цырульниковой.
— Программа РОО СТР «Круг» «Развивающее движение для аномальных детей». Автор
— Д.Н. Коршунов. Авторские разработки «Развивающий фольклор» педагогов-психологов Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» Е. И. Агеенко и М. В. Евлампиевой. Программа «Астма-школа» Р. А. Даировой, Е. В. Трофимовой, С. Н. Ратниковой, О. В. Залесской для реабилитации детей, больных психосоматическими заболеваниями, на основе которой были подготовлены телесноориентированные упражнения.
— Программа «Комплексная методика психомоторной коррекции» А . В. Семенович, Е. А. Воробьева. Факультет коррекционной педагогики МГПУ; ПМСЦ помощи детям и подросткам СЗО г . Москвы, 1998.
— Коррекционно-развивающая программа ЦППРиК «Тверской» «Развивающий фольклор». Авторы — Д . Н. Коршунов, педагог дополнительного образования; Т. П. Дмитриева, педагог-психолог; М. В. Евлампиева, педагог-психолог; Н. А. Воронин, педагог- психолог.
Коррекционно-развивающая роль фольклора, представляющего собой опыт десятков поколений наших предков, находит научное обоснование в свете новых психолого- педагогических технологий. Многие специалисты подчеркивают, что воздействие на сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций, поэтому на начальных этапах коррекционной работы предпочтение отдается двигательным методам, активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и процессами психической деятельности. Актуализация и закрепление телесных навыков создает базовую предпосылку для таких психических функций, как эмоции, восприятие, память, процессы произвольной регуляции и т . д.
Основные цели комплексной методики психомоторной коррекции «Непоседа»:
— комплексное развитие моторного и когнитивного уровней,
— активизация ресурсов организма и формирование произвольной регуляции,
— развитие пространственных представлений и речи.
Что же касается конкретных задач, то их несколько. Это развитие у детей крупной и мелкой моторики, базисных пространственных представлений, навыков самоконтроля (способности вовремя включиться в деятельность и прекратить ее ), умения понимать и принимать правила (в том числе, правила игры), а также внимания, памяти, воображения, чувства ритма, речи, способности сопереживать, понимать чувства другого человека. Ребенок должен получить опыт и навыки вербального и невербального общения, научиться осознавать себя как активного участника группы, осваивать игровые роли, осознавать собственное тело, дифференцировать телесные ощущения.
Программа « Непоседа» предназначена для детей с особенностями развития нескольких возрастных групп: среднего дошкольного возраста (4–5 лет), старшего дошкольного возраста (6–7 лет), младшего школьного возраста (8–9 лет, поскольку часто дети с особенностями развития идут в школу 8 лет). Деление это , конечно, условное: на практике чаще учитывается психологический возраст ребенка.
Программа для каждой возрастной группы имеет свои содержательные особенности. Игры и упражнения разрабатывались и подбирались в зависимости от того, насколько у детей развит интерес к игре, а также с учетом доступности ее содержания и актуальности с точки зрения возраста. Для психокоррекционной работы с детьми, имеющими серьезные нарушения, оптимальное число детей в группе составляет 4 5 человек при наличии не менее двух взрослых специалистов. Такой состав группы позволяет проводить различные игры, организовывать взаимопомощь, поддерживать оптимальный темп и эффективность участия каждого ребенка. На первых этапах возможно проведение занятий вместе с родителями (до момента окончания периода адаптации детей).
Программа психомоторной коррекции с использованием фольклорных игр «Непоседа» рассчитана 36 часов. Предполагается, что ребенок будет посещать занятия один раз в неделю в течение семи месяцев. Продолжительность каждого занятия 30 — 40 минут. Важно отметить, что на первых этапах, в период адаптации детей, продолжительность занятия должна составлять 20 — 3 0 минут, далее по результатам наблюдения и диагностики время может увеличиваться.
Работая с детьми, мы придерживались следующих принципов: Отношение к детям, их потребностям уважительное, доброжелательное. Не допускается пренебрежение их настроением, самочувствием. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость, уникальность. Занятия проходят в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка. Правила и нормы в групповой игровой ситуации создают осознаваемые детьми границы, в пределах которых они могут чувствовать себя свободными и защищенными. Ценится постепенность коррекционно- развивающего процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения. Большое внимание на занятиях уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы, так как это позволяет спокойнее относиться к результатам своей деятельности и к оценке со стороны взрослых.
Структура коррекционных занятий:
1. Круг приветствия;
2. Ритуальная (обязательная) фольклорная часть: 5-7 мин .;
3. Приветствие каждого участника группы (игры-приветствия): мин.;
4. Игры-упражнения, направленные на развитие крупной моторики и чувства ритма: 5 — 10 мин.;
5. Игры-упражнения, направленные на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры): 5
-10 мин.;
6. Фольклорные игры различной тематики, а также игры, направленные на развитие когнитивных функций (внимания, памяти, мышления, воображения), произвольной регуляции и сенсорики: 10 -15 мин.;
7. Двигательная часть или телесноориентированные упражнения: 5 -10 мин.;
8. Круг прощания и ритуал завершения занятия, на котором дети и родители могут поделиться своими впечатлениями и чувствами, а также высказать пожелания на будущее.
Примерный план занятия период адаптации (1-3 занятие)
1. Круг приветствия.
2. Ритуальная (обязательная) фольклорная часть.
3. Приветствие каждого участника группы: а) «Бубен»;
б) «Кому кидаешь мяч , того имя называешь».
4. Участники группы повторяют правила («Давайте по рисунку или карточке вспомним НАШИ правила»).
5. Упражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики, чувства ритма: а) «Тики-так»;
б) «С ветки на ветку»; в) «Мельницы»;
6. Фольклорные игры:
а) «Коза» (коммуникативный вариант: участники игры выбирают друг друга с помощью поклона);
б) «Пирожки и печка»; в) «Мышеловка».
7. Телесноориентированное упражнение «Бабочки».
8. Ритуал завершения занятия в кругу.
Примерный план занятия основной период
1. Круг приветствия
2. Ритуальная (обязательная) фольклорная часть.
3. Приветствие – каждого участника группы: а) «Колокольчик»;
б) «А где наша … ?».
4. Упражнения, направленные на развитие крупной моторики и чувства ритма: а) «Мы охотимся на льва»;
б) «Цапля».
5. Пальчиковые игры:
а) «Вышли пальцы погулять»; б) «Замок». Фольклорные игры:
а) «Щука»;
б) «У медведя во бору»; в) «Я корова МУ» .
7. Телесноориентированное упражнение «Солнечный лучик».
8. Ритуал завершения занятия в кругу.
Примерный план занятия на завершающем этапе
1. Круг приветствия.
2. Ритуальная (обязательная) фольклорная часть.
3. Приветствие каждого участника группы: а) «Ласковое имя»;
б) «Я…, я могу!»;
в) «Прохлопывание».
4. Упражнения, направленные на развитие крупной моторики и чувства ритма:
а) «Ваня стучал»;
б) «Цапля». Пальчиковые игры:
а) «Мы делили апельсин»;
б) «Пальчиковая рулетка». Фольклорные игры: а) «Дударь»;
б) «Змея»;
в) «Сижу, сижу на камушке, сижу на горючем».
7. Подвижная игра «Хоккей».
8. Ритуал завершения занятия в кругу.