Автор: Таранова Ирина Васильевна
Актуальность: Безопасность дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. С увеличением количества автомобилей на дорогах увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. Происходят они, к сожалению, и с участием детей дошкольного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к Правилам дорожного движения без должного внимания. И как следствие возникает противоречие: с одной стороны, необходимо формировать у воспитанников культуру безопасного поведения на дороге, устойчивую мотивацию и ответственное отношение к сохранению своего здоровья и к здоровью окружающих, с другой стороны, недостаточность практических навыков безопасного поведения на дорогах тормозит эти процессы. Из данного противоречия вытекает следующая проблема: Какие педагогические средства необходимо использовать в образовательной практике, чтобы дети более глубоко осознавали логику безопасных действий? От знания Правил дорожного движения к безопасному поведению дошкольника на дороге. Только при совместном взаимодействии с семьей и использованием разных форм и методов работы: наблюдений, бесед, дидактических игр, чтения художественной литературы, изучения Правил дорожного движения, решения проблемных ситуаций, выполнение правил безопасного движения в повседневной жизни, мы можем говорить о формировании у дошкольников культуры поведения на дороге.
Цель: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.
Задачи:
Образовательная:
— Продолжать знакомство со светофором;
— Продолжать знакомить с элементами дороги;
— Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;
— Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД.
Развивающие:
— развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;
— развивать интерес к искусству рисования и аппликации в виде моделирования, формировать умение аккуратно пользоваться клеем.
—Воспитательная:
— формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
— воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;
— формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
Активизация словаря:
— Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
— Закрепить в речи названия дорожных знаков.
Материал к НОД: ноутбук, макет светофора, макет города и поста ДПС, дорожные знаки, макеты машин (приготовленные руками родителей).
Методы и приемы:
игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Задачи интегрированных образовательных областей:
«Безопасность». Расширять представления о правилах дорожного движения. Продолжать знакомить с элементами дороги. Уточнять представления о работе светофора.
«Художественное творчество». закрепить у детей умение правильно располагать цвета светофора, воспитывать внимание. Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству.
Декоративно-прикладное творчество «Макет автобуса».
Приобщать детей к искусству аппликации в виде моделирования, формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать умение аккуратно пользовать клеем: намазывать его тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры, прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
«Познание». Закреплять названия форм: круг, прямоугольник.
«Социализация». Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
«Коммуникация». Закрепить в словаре детей: прямоугольник, светофор, сигнал, переход, остановка общественного транспорта. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
«Чтение художественной литературы». Развивать умение отгадывать загадки и соотносить их с изображением.
Предварительная работа:
— беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте»
— дидактические игры: «Что такое улица», «Я — водитель», «Дорожные знаки»
— чтение художественной литературы: С.Михалков «Если свет зажёгся красный», Я.Пишумов «Машины», М.Пляцковский «Стоп машина!», Б.Житков «Светофор».
— рассматривание фотографий «Улицы нашего города»,
— рисование «Светофор», декоративно-прикладное творчество «Макет автобуса»,
— составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете в каком городе мы живём?
Дети: Да, Самара.
Воспитатель: Давайте сегодня с вами отправимся в маленькое путешествие по нашему городу. Ну на чём же мы поедем?
Ребята, отгадайте загадку:
На колёсах едет дом,
Кресел в нём полно, окон.
На проходе — турникет,
«Зайцам» в домик ходу нет…(Автобус).
Дети: Автобус. Можно поехать на автобусе.
Воспитатель: Правильно автобус. Но у нас нет автобуса, придётся нам самим его сконструировать. Возьмём большую коробку, цветную бумагу, ножницы, кисточки и клей.
Давайте приступать.
Декоративно-прикладное творчество «Макет автобуса»
Конструирование «Автобус»
Цель: продолжать знакомить с пассажирским транспортом, закрепить правило поведение пассажиров, воспитывать аккуратность при выполнении задания.
Воспитатель: какой замечательный автобус мы сконструировали. Теперь усаживаемся поудобнее и слушаем следующую загадку.
В два ряда дома стоят,
Десять, двадцать, сто подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят.
Дети: Улица.
Первая остановка на нашей улице будет называться «Путешествие в историю». Давайте подумаем на чем же передвигались люди очень давно, когда еще не придумали автомобилей, не было автобусов и поездов.
Как вы думаете?
Дети: на лошадях, на повозках.
Воспитатель: правильно, ребята! Посмотрите на наш экран и послушайте стихотворение С. Михалкова «От кареты до ракеты».
Показ презентации.
Воспитатель: Вот оказывается, как люди жили в далеком прошлом. Но людям надоело зависеть только от лошадей и они придумали….
На чем они путешествовали?
Дети: поезда, автомобили, самолеты и т.д.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, наблюдательные. Но поедем с вами дальше.
Этот знак заметишь сразу:
Три цветных огромных глаза.
Цвет у глаз определенный:
Красный, желтый и зеленый.
Загорелся красный – двигаться опасно.
Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)
Следующая наша остановка называется «Светофор».
Сейчас ребята помогите мне рассказать «Сказку о заветных огоньках.»
(Разыгрывается сценка «Сказка о заветных огоньках»)
Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
Ребенок (красный огонек): Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
Ребенок (желтый огонек): Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Ребенок (зеленый огонек): Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.
Воспитатель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:
Ребенок (светофор): Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.
Воспитатель Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!
Воспитатель: Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор?
Дети: да, чтобы не было аварий и т.д.
Воспитатель: Очень замечательно, а сейчас мы будем рисовать светофор и я проверю, как вы запомнили расположение цветов.
Художественное творчество.
Цель: формировать у детей знания о назначении светофора, закрепить у детей умение правильно располагать цвета светофора и их последовательностей, воспитывать аккуратность и внимание при выполнении работы. Развитие детского творчества. Приобщение к изобразительному искусству.
Рисование «Светофор»
Очень правильные получились у нас светофоры.
Воспитатель: а сейчас мы с вами поедем дальше и следующая наша остановка называется остановка «Загадки о дорожных знаках».
Воспитатель: А для чего на улицах нужны дорожные знаки?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Давайте сейчас проверим знаете вы дорожные знаки или нет.
Здесь у меня на столе стоят дорожные знаки и ваша задача заключается не просто отгадать загадку, но и найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так, начинаем. Первая загадка.
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь
Если все вокруг в порядке.
По полоскам в путь пущусь.
(Знак «Пешеходный переход»)
Дети: Пешеходный переход.
Воспитатель: правильно, посмотрите на наш макет, где можно переходить улицу?
Ответы детей, беседа о переходе.
Воспитатель: Отгадываем ещё загадки про знаки.
Красный круг, а в нем мой друг,
Быстрый друг — велосипед.
Знак гласит: здесь и вокруг
На велосипеде проезда нет.
(На велосипеде езда запрещена).
Этот знак нам говорит:
Для машин здесь путь закрыт.
Водитель продолжай движенье,
Где есть на это разрешенье.
(Въезд запрещен).
В треугольнике два братца
День — деньской куда-то мчатся
Я вопрос поставлю так:
Что он значит, этот знак?
(Осторожно, дети).
Остановка, толпится народ.
Скоро автобус подойдёт.
Здесь ждут транспорт городской,
Едут в офис, в цех, домой.
Едут в школу, детский сад,
В праздник едут на парад.
В уличном круговороте
Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса).
Эй, водитель, не гуди,
Шумом спящих не буди.
Не пугай гудком прохожих,
Ведь и сам оглохнуть можешь.
(Подача звукового сигнала запрещена).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Все загадки отгадали правильно, значит все знаки знаете. Ну и последняя загадка.
Правило дорожное говорит нам так:
Оставь свой транспорт, если нужно.
Где установлен этот знак?
(Место стоянки).
Воспитатель: Правильно, вот мы доехали до места стоянки, сюда мы и поставим наш автобус.
Итог: Какие вы молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокойна. Я знаю точно, что с вами ничего не случится.
Рефлексия.
— Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? (краткий опрос по занятию).
Используемая литература:
1. Л А Вдовиченко «Ребенок на улице занятия по ПДД старший возраст»
Детство – пресс Санкт – Петербург 2009г
2. О Ю Старцева «Школа дорожных наук»
Творческий центр Сфера Москва 2010г
3. МС Коган «Правила дорожные знать каждому положено»
Сиб. Унив. Издательство Новосиб 2006г
4. Н А Извекова «Занятия по ПДД»
Творческий центр Сфера Москва 2010г