Методическая разработка «Социализация детей с ОВЗ

Автор: Бакурина Светлана Игоревна

1. Пояснительная записка

 

             

Структура образовательно-воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с особенностями развития.

Личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система предложенных нами внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность формирует любознательность, повышает кругозор студентов и слушателей, создаёт ситуацию успешности для всех подростков, и сильных, и слабых. Применение современных технологий в ходе проведения внеклассных мероприятий, включает в себя элементы  психотехники, методы отработки базовых эмоций, направленных на умение контролировать себя, свои эмоции в различных ситуациях, а  так же применение ролевых игр, проигрывание различных ситуативных моментов, решение различных проблемных ситуаций. Все в комплексе способствует развитию  навыков общения, эмоциональной раскрепощенности, умению правильно вести себя в различных жизненных ситуациях, что способствует формированию коммуникативных навыков у студентов и слушателей.

Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в техникуме.

Процесс обучения имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком и доступном уровне сложности осваиваемого учебного материала, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках. Процесс воспитательного и производственного обучения направлен на развитие его интеллекта, нравственных качеств, эмоционально-волевой сферы, развитие самостоятельности в области социально-трудовой подготовки.

 

1.1 Обоснование актуальности

 

Актуальность социализации студентов, с ограниченными возможностями здоровья настолько велика, именно в сегодняшних условиях, потому что социально-экономические преобразования требуют постоянной адаптации к меняющимся условиям

Российская система образования претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования, связанных с переходом на системно-деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях.

Это побуждает педагогов к разработке новых форм и методов, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий.

Происходящая в нашей стране радикальная трансформация экономической и общественной жизни привела к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты. Для этого целесообразно системное взаимодействие всего социокультурного окружения человека (семья, дом, образовательное учреждение и т.д.), активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т.д.).

Право таких детей на образование – одна из важнейших задач государственной политики развития Российской Федерации (письмо Министерства образования РФ «О создании условий для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей — инвалидов», № АФ-150\06 от 18.04.08).

Одна из главных задач деятельности нашего колледжа является социализация студентов в условиях современной жизни и их творческое развитие. Наш техникум располагает многими возможностями для успешной социализации личности студента с ограниченными возможностями здоровья. У нас есть большой  опыт работы с такими детьми, есть все возможности использования новейших технологий в процессе обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В организации процесса образования и воспитания детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как транслятора знаний, а организатора непосредственно образовательной деятельности студентов с ОВЗ и принятие необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.  Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ОВЗ, детей -сирот, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и педагогического коллектива  колледжа. Только в тесном сотрудничестве можно помочь подростку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в жизни. В образовательном учреждении помимо учебных компетенций, у них формируются навыки общения с окружающими, расширяются возможности взаимодействия со сверстниками. 

Наша главная цель – повысить уровень образования и общего развития таких подростков  с помощью современных технологий, уроков с квалифицированными педагогами. 

Новые возможности для образования и развития помогают ребятам  лучше адаптироваться к жизни после детского дома, школ коррекции (т.е. способствуют их социализации) и получить профессию, найти интересную работу после выпуска.

Студенты  с ограниченными возможностями здоровья требуют адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения.

 Получение ими образования является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, что является важной частью приоритетного национального проекта.1.2. Новизна разработки

 

·        определены  и разработаны новые формы и методы проведения внеклассных мероприятий;

·        Изучены и проанализированы различные уровни мотивации, личностной тревожности, и самооценки каждого студента

·         Разработаны и внедрены в действие новые подходы к профориентационной работе

 

·        данный проект направлен на развитие личностного формирования специальных компетенций студентов, способствующих проявлению  самостоятельности, активности и творческой жизненной позиции.

 

 

 

 

1.3.Ожидаемые результаты реализации методической разработки и

способы их проверки

В ходе реализации данной методической разработки нам удалось решить   следующие задачи:

1.Реализовать индивидуальные и творческие интересы личности, активизировать  самостоятельность студентов  в учебно-познавательном процессе;

2. Сформировать  устойчивый интерес к выбранной профессии;

3. Повысить компетентность студентов  в принятии  решений;

4. Самоопределение студента в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

5. Формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству.

Способ проверки:

6. Мониторинг уровней мотивации студентов на разных этапах обучения с помощью анкетирования

 (Приложения №1 — №13)

 

 

2. Теоретическая часть

 

2.1.Основные понятия и социальный паспорт группы

 

Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях  общественного взаимодействия.

Получение  студентами   с  ОВЗ  среднего  профессионального  образования 

является  одним  из  основных  и  неотъемлемых  условий  их  успешной  социализации, 

обеспечения  их  полноценного  участия  в  общественной  жизни,  успешной 

самореализации  в  различных  видах  профессиональной  и  социальной  деятельности.  

Профессиональная подготовка является основой  для  реабилитации  инвалидов  с 

интеллектуальными  нарушениями.  От  того,  насколько  успешно  подросток  овладеет 

рабочей  профессией,  зависит,  как  будет  проходить  дальнейший  процесс  его 

социализации  в  жизни

Социальная адаптацияпроцесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а так же преодоления последствий психологической и моральной травмы.

Внеурочная работа это составная часть учебно – воспитательного процесса техникума, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности студентов и слушателей..

В колледже разработаны и внедрены в учебный процесс различные формы и методы работы, позволяющие добиться хороших результатов в области общения, контакта  со студентом.

Внеурочная деятельность  объединяет все виды деятельности студентов (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы. Конечно, мы все понимаем, что данная работа, трудная, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка. Поэтому работа с данной категорией детей приобретает особое значение и актуальность.

За время обучения в 2023-2024 учебном году был проведен ряд диагностических процедур, направленных на выявления актуального состояния студентов и слушателей.

При успешном обучении слушатели получают профессию: «Столяр строительный», «Маляр строительный, штукатур»,   третьего разряда.

Такие дети, нуждаются в дифференцированном подходе. Мастера производственного обучения, преподаватели учитывают возможности каждого ребенка, готовят доступный материал, объясняют, помогают освоить приёмы и применять с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. Наиболее успешному обучению способствует красочный дидактический материал, наглядные пособия, инструкционные технологические карты, видео фильмы, презентации уроков, цикл внеклассных мероприятий и  классных часов.

Мастерам производственного обучения важно не только научить студента и слушателя какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его основной профессией.

Мы гордимся нашими выпускниками, которым пригодились в жизни  знания, умения и навыки, полученные в  колледже.  Сейчас они успешно работают по полученной профессии в строительных организациях  нашего города.

У нас есть такие выпускники, которые являются призерами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов профессионального мастерства.

2.2. Обзор модели сопровождения и социализации студента (рис 1)

На рис. 1 представлена общая структура модели сопровождения студента

студентс ОВЗ

Социальные
партнеры

Классный
руководитель

Социальный педагог

Служба психологической  поддержки

Мастер
производственного обучения

Педагоги
дополнительного образования

Фонд «Надежда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сопровождение позволяет улучшить качество образовательно-воспитательного процесса. Нам приходиться встречаться с многими проблемами в процессе работы с детьми с ОВЗ, сиротами, инвалидами, но нам активно помогают родители, работники спецслужб, специалисты комитета социальной защиты населения, фонд «Надежда», психологи, медицинские работники. Основной проблемой социализации подростков является, то, что развитие детей протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые  не всегда оптимальны.

Процесс личностного формирования сопровождается неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического, педагогического происхождения.

 

 

 

2.3 Содержание деятельности по

          сопровождению и социализации студента с ОВЗ

 

Мастер производственного обучения

Обеспечение качественной профессиональной подготовки студентов и слушателей,  конкурентоспособных специалистов в условиях рыночных отношений.

Классный руководитель

Создание благоприятных условий для развития личности студентов, свободного и полного раскрытия их творческих и профессиональных способностей.

Педагог дополнительного образования

Организация и проведение досуговых мероприятий.

Вовлечение студентов к участию во внеклассных  мероприятиях, раскрывать их творческие способности.

Социальные партнеры

Участие социальных партнеров в обеспечении развития техникума – обновлении его учебно-материальной базы, использовании современной технологической базы социальных партнеров для практической подготовки студентов, содействии развитию их научно-технического творчества.

Служба психологической поддержки

Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента и формирования конкурентоспособного специалиста.

Оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности психолога, социального педагога, классных руководителей групп, медицинской службы и других специалистов.

Социальный педагог

Оказание помощи подросткам с девиантным поведением,

отстающим студентам.

Социально-психологическое сопровождение студентов на период всего срока обучения.

Воспитание целостной личности, обладающей активной

 социально ценной жизненной позицией, нравственной культурой.

Фонд «Надежда»

Создание условий для социальной адаптации детей-воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей,  получение поддержки в кризисные периоды жизни, защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого ребенка.

 

 

В поиске решения проблем и поиска действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает многолетний опыт работы. Ведь работа с данными детьми  требует определённого настроя, терпимости, знаний коррекционной  педагогики, психологии. Профессионально подготовленные педагоги и мастера производственного обучения стараются создать максимально-благоприятные условия для социализации личности студента  с ОВЗ.

При подведении итогов воспитательной и внеурочной работы в группах за предыдущие годы нами было выявлена проблема, что проводимые мероприятия не всегда вызывают интерес у студентов и слушателей. Они без интереса посещали классные часы и проводимые мероприятия. Порою их просто приходилось приводить на них в принудительном порядке.

Мы решили в корне изменить подходы к проведению внеклассных мероприятий.   В начале учебного года мы обсудили со студентами и слушателями, какую тематику классных часов  и внеклассных мероприятий они хотят услышать и увидеть. Каждый  выбирал  на свой вкус любое внеклассное мероприятие, классный час, которые ему интересны и помогут  развить его творческие и профессиональные способности.

Для активизации воспитательной внеурочной работы со студентами и слушателями, была введена система взаимодействия  с социальными партнерами.  Общая задача для наших партнёров в плане социализации детей с ОВЗ основана на эффективном взаимодействии, создании общего образовательно-воспитательного пространства. Формы и методы работы разнообразны, но всё же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми. Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши  мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств. Очень важно — создать развивающую среду. В психолого-педагогическом комфорте развиваются таланты наших воспитанников, а положительный эмоциональный фон способствует оздоровлению. Социализация личности ребёнка  не возможна без создания вариативных условий для получения образования.

 

2.4 Новые подходы к профориентационной работе

 

Так же хотелось уделить внимание такому важному вопросу как новые подходы при проведении профориентационной работы в     города Костромы.

На базе  колледжа  был проведен большой блок работы, направленный на привлечение подростков к профессиональному обучению в нашем  колледже. Данная система работы складывалась на протяжении  многих лет. .

Для раскрытия профессиональных способностей и самоопределению школьников нами были подготовлены и регулярно проводятся:

 — практические занятия с элементами ролевой игры «Введение в профессию», «Найди себя», направленные на приобщение школьников к профессиям, предлагаемым нашим  колледжом;

 — мастер-классы с привлечением обучающихся и абитуриентов школ по выбранной профессии, с целью предоставления возможности школьникам получить первоначальный практический опыт по выбираемой профессии;

— классные часы на базе колледжа для будущих абитуриентов, с целью ознакомления и просвещения в области выбираемой профессии;

 — беседы с родителями абитуриентов и посещение родительских собраний в школах;

 — проведение дней открытых дверей,  с целью привлечения потенциальных студентов.

При организации внеурочной деятельности и профориентационной работы, как правило, задействованы мастера производственного обучения, классные руководители, социальные педагоги, психологи, а в последнее время не исключается, а напротив, приветствуется возможность социального партнерства с учреждениями, призванными помогать и организовывать внеурочную деятельность детей с ОВЗ, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основная цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – в ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

 

 

 

 

 

 

 

3. Методическая часть

3.1 Цели и задачи  внеурочной работы со студентами с ОВЗ

 

 Цель внеурочной работы:

Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности студента.

 

В соответствии с указанной целью, определены основные задачи внеурочной деятельности.

 

Задачи:

1. Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей студентов в разных видах внеурочной деятельности.

2. Создание условий для индивидуального развития каждого студента и слушателя в избранной сфере внеурочной деятельности.

3. Формирование системы знаний, умений и навыков у студентов и слушателей в избранном направлении деятельности.

7 Обеспечение сохранности контингента.

8.Содействие личностному и профессиональному самоопределению студентов и слушателей.

9.Адаптация к жизни в обществе.

10.Приобщение к здоровому образу жизни.

3.2 Механизм реализации модели сопровождения и социализации студента в части взаимодействия с социальными партнерами

 

Исходя из поставленных целей и задач, проведенных исследований, а так же опросов и анкетирования студентов и слушателей по их предпочтениям нами был составлен план внеурочной воспитательной работы с подростками на учебный год и обозначены формы и способы организации их внеурочной деятельности, которые включают в себя взаимодействие с социальными партнерами колледжа:

1.Фонд «Надежда», деятельность которого направлена на организацию общеобразовательной и внеурочной деятельности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Вечерняя   школа, которая предоставляет нам образовательные услуги для продолжения обучения детей  с ОВЗ.

3. Ледовая арена, цирк, театр (им. Голодницкого), филармония, концертный зал губернский, театр (им. Островского)- привитие любви к прекрасному.

4. Специалисты из центра «Добрый дом» — получение поддержки в кризисные периоды жизни, защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого студента.

 

 Виды, используемых нами внеклассных мероприятий различны:

 

— Тематические классные часы — направлены на создание оптимальных условий для становления и проявления индивидуальности  студента, его творческих способностей, обогащение студента знаниями о профессии, обществе, человеке, формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности студентов.

 — Внеклассное мероприятие, направленные на профилактику здорового образа жизни на раскрытие творческого потенциала, на развитие индивидуальных особенностей и коммуникативной компетентности студентов и слушателей,

— Познавательно – игровые  викторины,

Экскурсии, выходы в театры, музеи, филармонию,

— Тренинговые занятия в форме ролевых игр,

— Кружки, секции, спортивные соревнования,

— Круглые столы, диспуты, конференции,

Выставки технического творчества,

— Родительские собрания, совместно со студентами группы.

.

Например:

— Проводим классный час  на тему: «История возникновения и проведения  Олимпийских и Параолимпийских игр». После проведенного классного часа студенты посещают Ледовую арену, спортивные секции по интересам, едут в поход   на лыжах.

Классные  часы  проводятся в различных формах: беседа, диспуты; встречи с интересными людьми; викторины по различным областям знаний; дискуссии, КВНы; интерактивные игры; тренинги, экскурсии; собрания; часы общения.

-Внеклассное мероприятие: «Берегите природу» с выходом в зоопарк, музей природы, Дом Снегурочки и т. д.

— Проводим познавательно – игровую викторину: «Познай себя», посвященную  Дню учителя, затем все вместе идем в театр на спектакль.

Экскурсии, выходы в театры, музеи, филармонию, направлены на нравственное и культурное развитие студентов и слушателей.

Тренинговые занятия в форме ролевых игр, способствуют раскрытию индивидуальных особенностей студентов и их профессиональной направленности, повышению положительного микроклимата в группе.

 —Кружки, секции, спортивные соревнования, направлены на приобщение студентов и слушателей к здоровому образу жизни, расширение жизненного кругозора и пространства студентов и слушателей.

 —Круглые столы, диспуты, конференции – их целью является развитие аналитических способностей, мышления, памяти, внимания студентов, обучение навыкам аргументированного ведения дискуссий и переговоров.

— Выставки технического творчества – направлены на развитие творческого потенциала студентов, повышение престижа рабочих профессий, выявить и поддержать одаренных студентов.

Родительские собрания, проводимые совместно со студентами группы— направлены на создание эмоционального настроя в группе, на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями, студентами и классным руководителем и мастером производственного обучения, изучения пожеланий родителей и студентов ознакомление родителей с основными направлениями воспитательной и  внеклассной работы в группе и   колледже в целом. Оказание  помощи в воспитании студентов.  

 

 

4. Материалы по апробации модели

сопровождения и социализации студентов с ОВЗ

 

Основные направления, результаты и выводы, полученные в ходе реализации модели сопровождения и социализации студента, были апробированы на студентах и слушателях 1 курса ОГБПОУ «ККОТСиЛП» в 2023/2024 учебном году.  Авторской группой были разработаны различные тесты и анкеты и апробированы на разных этапах обучения – 1 и 2 полугодия   учебного года.     В исследовании приняли участие 34 студента.

Цель исследования:

 Обеспечение благоприятного психологического климата в группе и в т колледже.

 Оказание своевременной помощи каждому студенту с ОВЗ.

 Выявление трудностей, препятствующих их эффективной профессиональной подготовке.      Формирование активной жизненной позиции, жизненной стойкости, адекватного отношения к себе и окружающим.

Развитие толерантности по отношению к студентам с ОВЗ.

Проведение комплекса внеклассных мероприятий, обеспечивающих эффективность социализации студентов  в  колледже.

Объект исследования: Процесс социализации студентов и слушателей в техникуме. Предмет исследования: Комплекс мероприятий, направленных на социализацию студентов и слушателей в  колледже.

Гипотеза исследования: Комплекс внеклассных мероприятий и профессиональное обучение в техникуме  можно рассматривать в качестве средства социализации студентов и слушателей

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Провести исследования уровня мотивации, личной тревожности и самооценки студентов и слушателей на разных этапах обучения в колледже.

2. Выявить комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность социализации студентов и слушателей в условиях колледжа.

3. Выработать механизмы развития мотивации к творческой деятельности, к творческим способностям студентов и слушателей.

4. Создание условий для реализации студентами и слушателями приобретенных знаний умений и навыков.

5. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества студентов и слушателей, расширение рамок общения студентов с социумом.

            При этом все мероприятия, проводимые в  колледже  включены в общую систему профессиональной подготовки будущих специалистов, что способствует созданию условий для профессионального и социального становления личности студентов и слушателей. Это обеспечивается за счет формирования профессиональных компетенций во время учебных занятий, внеклассных мероприятий, производственной практики, которые требуют от студентов и слушателей мобилизации внутренних ресурсов, системы знаний, умений и навыков, взрослости и осмысления. И если система знаний, умений, навыков приобретается в учебной деятельности, то взрослость, ответственность, организованность, увлеченность общим делом складываются при участии во внеклассных мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1 Анализы результатов диагностики студентов с ОВЗ.

В начале учебного года был проведен (срез №1- входной),

.                   Диаграмма №1

Уровень мотивации подростков

 

 

 

Было определено, что из 34 исследуемых высокий уровень мотивации имеют 9 (28%) человек, средний 15 (39%) человек, низкий уровень 10 (33%) человек.

 

 

 

Диаграмма №2.

Уровень личностной тревожности

 

 

Так же было выявлено, что из 34 исследуемых высокий уровень личностной тревожности имеют 18% (6 человек), средний 20% (7 человек), низкий 62% (21 человек) студентов и слушателей.

 

Диаграмма №3

Уровень самооценки слушателей.

Проводилось исследование, направленное на определение самооценки по результатам, которого было выявлено, что высокий уровень самооценки имеют 21% (7 человек), средний 38% (13 человек), низкий 41% (14 человек) студентов и слушателей.

Во втором полугодии учебного года было проведено итоговое психодиагностическое обследование (срез №2) студентов с целью определения динамики таких показателей как тревожность, мотивация и самооценка студентов.

Диаграмма №4

Уровень мотивации, тревожности и самооценки студентов и слушателей.

Результаты мониторинга студентов и слушателей, участвовавших во внеклассных мероприятиях, проводимых в группе и в техникуме, свидетельствуют о том, что такое направление работы дает возможность раскрыть творческий потенциал, быть конкурентоспособным на рынке труда, развить целеустремленность и волю, уметь справляться с жизненными трудностями, быть мобильным в социокультурной и политико-экономической сферах общества.

 

5.Заключение

            На основании опыта работы и выше изложенного материала хочу сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения и вовлечения студентов с ОВЗ во внеурочную деятельность большую роль играют взрослые участники образовательного и воспитательного процесса – педагоги, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов студентов  со взрослыми, постоянное и дружелюбное взаимодействие – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона, обеспечивающего повышение уровня мотивации и самооценки, снижение уровня личностной тревожности у студентов с ОВЗ.. Секрет успешного воспитания лежит в уважении к студенту.

Таким образом, можно отметить, что за время обучения и участия во внеурочной деятельности у студентов нашего  колледжа возрос уровень мотивации, снизился уровень личностной тревожности,  возрос уровень самооценки.

Участие во внеурочных видах деятельности способствовало формированию положительного отношения к себе, уверенности в своих действиях, студенты и слушатели перестали испытывать дискомфорт от новых ситуаций, что обусловило снижение тревожности и формирование стойкого положительного интереса к самообразованию.

В ходе проведенных различных форм внеурочной деятельности были получены следующие результаты:

— Вовлечение студентов и слушателей во внеурочную деятельность способствовало приобретению студентами социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.

— Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, профессиональному самоопределению.

— Воспитание у студентов толерантности, навыков здорового образа жизни, способности отказаться от пагубных привычек, повышение самоконтроля и самоуважения. Что приводит к достижению основной цели, а именно достижение студентами необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования в них принимаемой в обществе системы ценностей.

Таким образом, благодаря целенаправленной, скоординированной организации внеурочной деятельности были выявлены интересы и склонности каждого студента, были созданы условия для индивидуального развития каждого ребенка. Проводилась целенаправленная работа по формированию системы знаний, умений, навыков у студентов в избранном направлении деятельности.

Внеурочная деятельность способствовала развитию творческих способностей студентов. Были созданы благоприятные условия для реализации студентами приобретенных знаний умений и навыков. Студенты приобрели навыки неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Следовательно, внеурочная деятельность способствовала развитию у них мотивации к познанию и творчеству, личностному и профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе и приобщению к здоровому образу жизни.

Исходя из этого, мы считаем целесообразным продолжение активизации проводимой работы с привлечением социальных партнеров и  различных организаций. Но для этого мы будем постоянно расширять связи с социальными партнерами на договорной основе:

— МУ «Пале»

— Молодежный центр «Кострома» и другими.

Активизировать работу с инспекцией по делам несовершеннолетних по профилактике ЗОЖ и правонарушений, с управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, областного наркологического диспансера, а также органов опеки и попечительства.

 

1.2. Новизна разработки

 

·        определены  и разработаны новые формы и методы проведения внеклассных мероприятий;

·        Изучены и проанализированы различные уровни мотивации, личностной тревожности, и самооценки каждого студента

·         Разработаны и внедрены в действие новые подходы к профориентационной работе

 

·        данный проект направлен на развитие личностного формирования специальных компетенций студентов, способствующих проявлению  самостоятельности, активности и творческой жизненной позиции.

 

 

 

 

1.3.Ожидаемые результаты реализации методической разработки и

способы их проверки

В ходе реализации данной методической разработки нам удалось решить   следующие задачи:

1.Реализовать индивидуальные и творческие интересы личности, активизировать  самостоятельность студентов  в учебно-познавательном процессе;

2. Сформировать  устойчивый интерес к выбранной профессии;

3. Повысить компетентность студентов  в принятии  решений;

4. Самоопределение студента в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

5. Формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству.

Способ проверки:

6. Мониторинг уровней мотивации студентов на разных этапах обучения с помощью анкетирования

 (Приложения №1 — №13)

 

 

2. Теоретическая часть

 

2.1.Основные понятия и социальный паспорт группы

 

Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях  общественного взаимодействия.

Получение  студентами   с  ОВЗ  среднего  профессионального  образования 

является  одним  из  основных  и  неотъемлемых  условий  их  успешной  социализации, 

обеспечения  их  полноценного  участия  в  общественной  жизни,  успешной 

самореализации  в  различных  видах  профессиональной  и  социальной  деятельности.  

Профессиональная подготовка является основой  для  реабилитации  инвалидов  с 

интеллектуальными  нарушениями.  От  того,  насколько  успешно  подросток  овладеет 

рабочей  профессией,  зависит,  как  будет  проходить  дальнейший  процесс  его 

социализации  в  жизни

Социальная адаптацияпроцесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а так же преодоления последствий психологической и моральной травмы.

Внеурочная работа это составная часть учебно – воспитательного процесса техникума, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности студентов и слушателей..

В колледже разработаны и внедрены в учебный процесс различные формы и методы работы, позволяющие добиться хороших результатов в области общения, контакта  со студентом.

Внеурочная деятельность  объединяет все виды деятельности студентов (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы. Конечно, мы все понимаем, что данная работа, трудная, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка. Поэтому работа с данной категорией детей приобретает особое значение и актуальность.

За время обучения в 2023-2024 учебном году был проведен ряд диагностических процедур, направленных на выявления актуального состояния студентов и слушателей.

При успешном обучении слушатели получают профессию: «Столяр строительный», «Маляр строительный, штукатур»,   третьего разряда.

Такие дети, нуждаются в дифференцированном подходе. Мастера производственного обучения, преподаватели учитывают возможности каждого ребенка, готовят доступный материал, объясняют, помогают освоить приёмы и применять с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. Наиболее успешному обучению способствует красочный дидактический материал, наглядные пособия, инструкционные технологические карты, видео фильмы, презентации уроков, цикл внеклассных мероприятий и  классных часов.

Мастерам производственного обучения важно не только научить студента и слушателя какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его основной профессией.

Мы гордимся нашими выпускниками, которым пригодились в жизни  знания, умения и навыки, полученные в  колледже.  Сейчас они успешно работают по полученной профессии в строительных организациях  нашего города.

У нас есть такие выпускники, которые являются призерами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов профессионального мастерства.

2.2. Обзор модели сопровождения и социализации студента (рис 1)

На рис. 1 представлена общая структура модели сопровождения студента

студентс ОВЗ

Социальные
партнеры

Классный
руководитель

Социальный педагог

Служба психологической  поддержки

Мастер
производственного обучения

Педагоги
дополнительного образования

Фонд «Надежда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сопровождение позволяет улучшить качество образовательно-воспитательного процесса. Нам приходиться встречаться с многими проблемами в процессе работы с детьми с ОВЗ, сиротами, инвалидами, но нам активно помогают родители, работники спецслужб, специалисты комитета социальной защиты населения, фонд «Надежда», психологи, медицинские работники. Основной проблемой социализации подростков является, то, что развитие детей протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые  не всегда оптимальны.

Процесс личностного формирования сопровождается неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического, педагогического происхождения.

 

 

 

2.3 Содержание деятельности по

          сопровождению и социализации студента с ОВЗ

 

Мастер производственного обучения

Обеспечение качественной профессиональной подготовки студентов и слушателей,  конкурентоспособных специалистов в условиях рыночных отношений.

Классный руководитель

Создание благоприятных условий для развития личности студентов, свободного и полного раскрытия их творческих и профессиональных способностей.

Педагог дополнительного образования

Организация и проведение досуговых мероприятий.

Вовлечение студентов к участию во внеклассных  мероприятиях, раскрывать их творческие способности.

Социальные партнеры

Участие социальных партнеров в обеспечении развития техникума – обновлении его учебно-материальной базы, использовании современной технологической базы социальных партнеров для практической подготовки студентов, содействии развитию их научно-технического творчества.

Служба психологической поддержки

Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента и формирования конкурентоспособного специалиста.

Оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности психолога, социального педагога, классных руководителей групп, медицинской службы и других специалистов.

Социальный педагог

Оказание помощи подросткам с девиантным поведением,

отстающим студентам.

Социально-психологическое сопровождение студентов на период всего срока обучения.

Воспитание целостной личности, обладающей активной

 социально ценной жизненной позицией, нравственной культурой.

Фонд «Надежда»

Создание условий для социальной адаптации детей-воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей,  получение поддержки в кризисные периоды жизни, защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого ребенка.

 

 

В поиске решения проблем и поиска действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает многолетний опыт работы. Ведь работа с данными детьми  требует определённого настроя, терпимости, знаний коррекционной  педагогики, психологии. Профессионально подготовленные педагоги и мастера производственного обучения стараются создать максимально-благоприятные условия для социализации личности студента  с ОВЗ.

При подведении итогов воспитательной и внеурочной работы в группах за предыдущие годы нами было выявлена проблема, что проводимые мероприятия не всегда вызывают интерес у студентов и слушателей. Они без интереса посещали классные часы и проводимые мероприятия. Порою их просто приходилось приводить на них в принудительном порядке.

Мы решили в корне изменить подходы к проведению внеклассных мероприятий.   В начале учебного года мы обсудили со студентами и слушателями, какую тематику классных часов  и внеклассных мероприятий они хотят услышать и увидеть. Каждый  выбирал  на свой вкус любое внеклассное мероприятие, классный час, которые ему интересны и помогут  развить его творческие и профессиональные способности.

Для активизации воспитательной внеурочной работы со студентами и слушателями, была введена система взаимодействия  с социальными партнерами.  Общая задача для наших партнёров в плане социализации детей с ОВЗ основана на эффективном взаимодействии, создании общего образовательно-воспитательного пространства. Формы и методы работы разнообразны, но всё же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми. Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши  мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств. Очень важно — создать развивающую среду. В психолого-педагогическом комфорте развиваются таланты наших воспитанников, а положительный эмоциональный фон способствует оздоровлению. Социализация личности ребёнка  не возможна без создания вариативных условий для получения образования.

 

2.4 Новые подходы к профориентационной работе

 

Так же хотелось уделить внимание такому важному вопросу как новые подходы при проведении профориентационной работы в     города Костромы.

На базе  колледжа  был проведен большой блок работы, направленный на привлечение подростков к профессиональному обучению в нашем  колледже. Данная система работы складывалась на протяжении  многих лет. .

Для раскрытия профессиональных способностей и самоопределению школьников нами были подготовлены и регулярно проводятся:

 — практические занятия с элементами ролевой игры «Введение в профессию», «Найди себя», направленные на приобщение школьников к профессиям, предлагаемым нашим  колледжом;

 — мастер-классы с привлечением обучающихся и абитуриентов школ по выбранной профессии, с целью предоставления возможности школьникам получить первоначальный практический опыт по выбираемой профессии;

— классные часы на базе колледжа для будущих абитуриентов, с целью ознакомления и просвещения в области выбираемой профессии;

 — беседы с родителями абитуриентов и посещение родительских собраний в школах;

 — проведение дней открытых дверей,  с целью привлечения потенциальных студентов.

При организации внеурочной деятельности и профориентационной работы, как правило, задействованы мастера производственного обучения, классные руководители, социальные педагоги, психологи, а в последнее время не исключается, а напротив, приветствуется возможность социального партнерства с учреждениями, призванными помогать и организовывать внеурочную деятельность детей с ОВЗ, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основная цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – в ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.

 

 

 

 

 

 

 

3. Методическая часть

3.1 Цели и задачи  внеурочной работы со студентами с ОВЗ

 

 Цель внеурочной работы:

Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности студента.

 

В соответствии с указанной целью, определены основные задачи внеурочной деятельности.

 

Задачи:

1. Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей студентов в разных видах внеурочной деятельности.

2. Создание условий для индивидуального развития каждого студента и слушателя в избранной сфере внеурочной деятельности.

3. Формирование системы знаний, умений и навыков у студентов и слушателей в избранном направлении деятельности.

7 Обеспечение сохранности контингента.

8.Содействие личностному и профессиональному самоопределению студентов и слушателей.

9.Адаптация к жизни в обществе.

10.Приобщение к здоровому образу жизни.

3.2 Механизм реализации модели сопровождения и социализации студента в части взаимодействия с социальными партнерами

 

Исходя из поставленных целей и задач, проведенных исследований, а так же опросов и анкетирования студентов и слушателей по их предпочтениям нами был составлен план внеурочной воспитательной работы с подростками на учебный год и обозначены формы и способы организации их внеурочной деятельности, которые включают в себя взаимодействие с социальными партнерами колледжа:

1.Фонд «Надежда», деятельность которого направлена на организацию общеобразовательной и внеурочной деятельности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Вечерняя   школа, которая предоставляет нам образовательные услуги для продолжения обучения детей  с ОВЗ.

3. Ледовая арена, цирк, театр (им. Голодницкого), филармония, концертный зал губернский, театр (им. Островского)- привитие любви к прекрасному.

4. Специалисты из центра «Добрый дом» — получение поддержки в кризисные периоды жизни, защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого студента.

 

 Виды, используемых нами внеклассных мероприятий различны:

 

— Тематические классные часы — направлены на создание оптимальных условий для становления и проявления индивидуальности  студента, его творческих способностей, обогащение студента знаниями о профессии, обществе, человеке, формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности студентов.

 — Внеклассное мероприятие, направленные на профилактику здорового образа жизни на раскрытие творческого потенциала, на развитие индивидуальных особенностей и коммуникативной компетентности студентов и слушателей,

— Познавательно – игровые  викторины,

Экскурсии, выходы в театры, музеи, филармонию,

— Тренинговые занятия в форме ролевых игр,

— Кружки, секции, спортивные соревнования,

— Круглые столы, диспуты, конференции,

Выставки технического творчества,

— Родительские собрания, совместно со студентами группы.

.

Например:

— Проводим классный час  на тему: «История возникновения и проведения  Олимпийских и Параолимпийских игр». После проведенного классного часа студенты посещают Ледовую арену, спортивные секции по интересам, едут в поход   на лыжах.

Классные  часы  проводятся в различных формах: беседа, диспуты; встречи с интересными людьми; викторины по различным областям знаний; дискуссии, КВНы; интерактивные игры; тренинги, экскурсии; собрания; часы общения.

-Внеклассное мероприятие: «Берегите природу» с выходом в зоопарк, музей природы, Дом Снегурочки и т. д.

— Проводим познавательно – игровую викторину: «Познай себя», посвященную  Дню учителя, затем все вместе идем в театр на спектакль.

Экскурсии, выходы в театры, музеи, филармонию, направлены на нравственное и культурное развитие студентов и слушателей.

Тренинговые занятия в форме ролевых игр, способствуют раскрытию индивидуальных особенностей студентов и их профессиональной направленности, повышению положительного микроклимата в группе.

 —Кружки, секции, спортивные соревнования, направлены на приобщение студентов и слушателей к здоровому образу жизни, расширение жизненного кругозора и пространства студентов и слушателей.

 —Круглые столы, диспуты, конференции – их целью является развитие аналитических способностей, мышления, памяти, внимания студентов, обучение навыкам аргументированного ведения дискуссий и переговоров.

— Выставки технического творчества – направлены на развитие творческого потенциала студентов, повышение престижа рабочих профессий, выявить и поддержать одаренных студентов.

Родительские собрания, проводимые совместно со студентами группы— направлены на создание эмоционального настроя в группе, на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями, студентами и классным руководителем и мастером производственного обучения, изучения пожеланий родителей и студентов ознакомление родителей с основными направлениями воспитательной и  внеклассной работы в группе и   колледже в целом. Оказание  помощи в воспитании студентов.  

 

 

4. Материалы по апробации модели

сопровождения и социализации студентов с ОВЗ

 

Основные направления, результаты и выводы, полученные в ходе реализации модели сопровождения и социализации студента, были апробированы на студентах и слушателях 1 курса ОГБПОУ «ККОТСиЛП» в 2023/2024 учебном году.  Авторской группой были разработаны различные тесты и анкеты и апробированы на разных этапах обучения – 1 и 2 полугодия   учебного года.     В исследовании приняли участие 34 студента.

Цель исследования:

 Обеспечение благоприятного психологического климата в группе и в т колледже.

 Оказание своевременной помощи каждому студенту с ОВЗ.

 Выявление трудностей, препятствующих их эффективной профессиональной подготовке.      Формирование активной жизненной позиции, жизненной стойкости, адекватного отношения к себе и окружающим.

Развитие толерантности по отношению к студентам с ОВЗ.

Проведение комплекса внеклассных мероприятий, обеспечивающих эффективность социализации студентов  в  колледже.

Объект исследования: Процесс социализации студентов и слушателей в техникуме. Предмет исследования: Комплекс мероприятий, направленных на социализацию студентов и слушателей в  колледже.

Гипотеза исследования: Комплекс внеклассных мероприятий и профессиональное обучение в техникуме  можно рассматривать в качестве средства социализации студентов и слушателей

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Провести исследования уровня мотивации, личной тревожности и самооценки студентов и слушателей на разных этапах обучения в колледже.

2. Выявить комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность социализации студентов и слушателей в условиях колледжа.

3. Выработать механизмы развития мотивации к творческой деятельности, к творческим способностям студентов и слушателей.

4. Создание условий для реализации студентами и слушателями приобретенных знаний умений и навыков.

5. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества студентов и слушателей, расширение рамок общения студентов с социумом.

            При этом все мероприятия, проводимые в  колледже  включены в общую систему профессиональной подготовки будущих специалистов, что способствует созданию условий для профессионального и социального становления личности студентов и слушателей. Это обеспечивается за счет формирования профессиональных компетенций во время учебных занятий, внеклассных мероприятий, производственной практики, которые требуют от студентов и слушателей мобилизации внутренних ресурсов, системы знаний, умений и навыков, взрослости и осмысления. И если система знаний, умений, навыков приобретается в учебной деятельности, то взрослость, ответственность, организованность, увлеченность общим делом складываются при участии во внеклассных мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1 Анализы результатов диагностики студентов с ОВЗ.

В начале учебного года был проведен (срез №1- входной),

.                   Диаграмма №1

Уровень мотивации подростков

 

 

 

Было определено, что из 34 исследуемых высокий уровень мотивации имеют 9 (28%) человек, средний 15 (39%) человек, низкий уровень 10 (33%) человек.

 

 

 

Диаграмма №2.

Уровень личностной тревожности

 

 

Так же было выявлено, что из 34 исследуемых высокий уровень личностной тревожности имеют 18% (6 человек), средний 20% (7 человек), низкий 62% (21 человек) студентов и слушателей.

 

Диаграмма №3

Уровень самооценки слушателей.

Проводилось исследование, направленное на определение самооценки по результатам, которого было выявлено, что высокий уровень самооценки имеют 21% (7 человек), средний 38% (13 человек), низкий 41% (14 человек) студентов и слушателей.

Во втором полугодии учебного года было проведено итоговое психодиагностическое обследование (срез №2) студентов с целью определения динамики таких показателей как тревожность, мотивация и самооценка студентов.

Диаграмма №4

Уровень мотивации, тревожности и самооценки студентов и слушателей.

Результаты мониторинга студентов и слушателей, участвовавших во внеклассных мероприятиях, проводимых в группе и в техникуме, свидетельствуют о том, что такое направление работы дает возможность раскрыть творческий потенциал, быть конкурентоспособным на рынке труда, развить целеустремленность и волю, уметь справляться с жизненными трудностями, быть мобильным в социокультурной и политико-экономической сферах общества.

 

5.Заключение

            На основании опыта работы и выше изложенного материала хочу сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения и вовлечения студентов с ОВЗ во внеурочную деятельность большую роль играют взрослые участники образовательного и воспитательного процесса – педагоги, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов студентов  со взрослыми, постоянное и дружелюбное взаимодействие – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона, обеспечивающего повышение уровня мотивации и самооценки, снижение уровня личностной тревожности у студентов с ОВЗ.. Секрет успешного воспитания лежит в уважении к студенту.

Таким образом, можно отметить, что за время обучения и участия во внеурочной деятельности у студентов нашего  колледжа возрос уровень мотивации, снизился уровень личностной тревожности,  возрос уровень самооценки.

Участие во внеурочных видах деятельности способствовало формированию положительного отношения к себе, уверенности в своих действиях, студенты и слушатели перестали испытывать дискомфорт от новых ситуаций, что обусловило снижение тревожности и формирование стойкого положительного интереса к самообразованию.

В ходе проведенных различных форм внеурочной деятельности были получены следующие результаты:

— Вовлечение студентов и слушателей во внеурочную деятельность способствовало приобретению студентами социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.

— Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, профессиональному самоопределению.

— Воспитание у студентов толерантности, навыков здорового образа жизни, способности отказаться от пагубных привычек, повышение самоконтроля и самоуважения. Что приводит к достижению основной цели, а именно достижение студентами необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования в них принимаемой в обществе системы ценностей.

Таким образом, благодаря целенаправленной, скоординированной организации внеурочной деятельности были выявлены интересы и склонности каждого студента, были созданы условия для индивидуального развития каждого ребенка. Проводилась целенаправленная работа по формированию системы знаний, умений, навыков у студентов в избранном направлении деятельности.

Внеурочная деятельность способствовала развитию творческих способностей студентов. Были созданы благоприятные условия для реализации студентами приобретенных знаний умений и навыков. Студенты приобрели навыки неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.

Следовательно, внеурочная деятельность способствовала развитию у них мотивации к познанию и творчеству, личностному и профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе и приобщению к здоровому образу жизни.

Исходя из этого, мы считаем целесообразным продолжение активизации проводимой работы с привлечением социальных партнеров и  различных организаций. Но для этого мы будем постоянно расширять связи с социальными партнерами на договорной основе:

— МУ «Пале»

— Молодежный центр «Кострома» и другими.

Активизировать работу с инспекцией по делам несовершеннолетних по профилактике ЗОЖ и правонарушений, с управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, областного наркологического диспансера, а также органов опеки и попечительства.

×
×