Автор: Бакурина Светлана Игоревна
1. Пояснительная записка
Структура образовательно-воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с особенностями развития.
Личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система предложенных нами внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность формирует любознательность, повышает кругозор студентов и слушателей, создаёт ситуацию успешности для всех подростков, и сильных, и слабых. Применение современных технологий в ходе проведения внеклассных мероприятий, включает в себя элементы психотехники, методы отработки базовых эмоций, направленных на умение контролировать себя, свои эмоции в различных ситуациях, а так же применение ролевых игр, проигрывание различных ситуативных моментов, решение различных проблемных ситуаций. Все в комплексе способствует развитию навыков общения, эмоциональной раскрепощенности, умению правильно вести себя в различных жизненных ситуациях, что способствует формированию коммуникативных навыков у студентов и слушателей.
Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в техникуме.
Процесс обучения имеет существенную специфику, которая проявляется в более низком и доступном уровне сложности осваиваемого учебного материала, меньшей плотности учебной нагрузки на уроках. Процесс воспитательного и производственного обучения направлен на развитие его интеллекта, нравственных качеств, эмоционально-волевой сферы, развитие самостоятельности в области социально-трудовой подготовки.
1.1 Обоснование актуальности
Актуальность социализации студентов, с ограниченными возможностями здоровья настолько велика, именно в сегодняшних условиях, потому что социально-экономические преобразования требуют постоянной адаптации к меняющимся условиям
Российская система образования претерпевает существенные системные изменения. Они направлены на модернизацию механизмов образования, связанных с переходом на системно-деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный подходы к обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях.
Это побуждает педагогов к разработке новых форм и методов, содержания и организации образовательного процесса, к поиску новых эффективных педагогических технологий.
Происходящая в нашей стране радикальная трансформация экономической и общественной жизни привела к чрезвычайной актуализации проблемы социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья, в отношении которых необходимо создание специальной системы социальной защиты. Для этого целесообразно системное взаимодействие всего социокультурного окружения человека (семья, дом, образовательное учреждение и т.д.), активное использование всех направлений социально-регулирующего воздействия (медицинское, финансово-экономическое, психолого-педагогическое и т.д.).
Право таких детей на образование – одна из важнейших задач государственной политики развития Российской Федерации (письмо Министерства образования РФ «О создании условий для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей — инвалидов», № АФ-150\06 от 18.04.08).
Одна из главных задач деятельности нашего колледжа является социализация студентов в условиях современной жизни и их творческое развитие. Наш техникум располагает многими возможностями для успешной социализации личности студента с ограниченными возможностями здоровья. У нас есть большой опыт работы с такими детьми, есть все возможности использования новейших технологий в процессе обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В организации процесса образования и воспитания детей с ОВЗ необходимо понимание целей обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не только как транслятора знаний, а организатора непосредственно образовательной деятельности студентов с ОВЗ и принятие необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми с ОВЗ, детей -сирот, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и педагогического коллектива колледжа. Только в тесном сотрудничестве можно помочь подростку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в жизни. В образовательном учреждении помимо учебных компетенций, у них формируются навыки общения с окружающими, расширяются возможности взаимодействия со сверстниками.
Наша главная цель – повысить уровень образования и общего развития таких подростков с помощью современных технологий, уроков с квалифицированными педагогами.
Новые возможности для образования и развития помогают ребятам лучше адаптироваться к жизни после детского дома, школ коррекции (т.е. способствуют их социализации) и получить профессию, найти интересную работу после выпуска.
Студенты с ограниченными возможностями здоровья требуют адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения.
Получение ими образования является одним из неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности, что является важной частью приоритетного национального проекта.1.2. Новизна разработки
· определены и разработаны новые формы и методы проведения внеклассных мероприятий;
· Изучены и проанализированы различные уровни мотивации, личностной тревожности, и самооценки каждого студента
· Разработаны и внедрены в действие новые подходы к профориентационной работе
· данный проект направлен на развитие личностного формирования специальных компетенций студентов, способствующих проявлению самостоятельности, активности и творческой жизненной позиции.
1.3.Ожидаемые результаты реализации методической разработки и
способы их проверки
В ходе реализации данной методической разработки нам удалось решить следующие задачи:
1.Реализовать индивидуальные и творческие интересы личности, активизировать самостоятельность студентов в учебно-познавательном процессе;
2. Сформировать устойчивый интерес к выбранной профессии;
3. Повысить компетентность студентов в принятии решений;
4. Самоопределение студента в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
5. Формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству.
Способ проверки:
6. Мониторинг уровней мотивации студентов на разных этапах обучения с помощью анкетирования
(Приложения №1 — №13)
2. Теоретическая часть
2.1.Основные понятия и социальный паспорт группы
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Получение студентами с ОВЗ среднего профессионального образования
является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в общественной жизни, успешной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Профессиональная подготовка является основой для реабилитации инвалидов с
интеллектуальными нарушениями. От того, насколько успешно подросток овладеет
рабочей профессией, зависит, как будет проходить дальнейший процесс его
социализации в жизни
Социальная адаптация – процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а так же преодоления последствий психологической и моральной травмы.
Внеурочная работа это составная часть учебно – воспитательного процесса техникума, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности студентов и слушателей..
В колледже разработаны и внедрены в учебный процесс различные формы и методы работы, позволяющие добиться хороших результатов в области общения, контакта со студентом.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности студентов (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы. Конечно, мы все понимаем, что данная работа, трудная, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка. Поэтому работа с данной категорией детей приобретает особое значение и актуальность.
За время обучения в 2023-2024 учебном году был проведен ряд диагностических процедур, направленных на выявления актуального состояния студентов и слушателей.
При успешном обучении слушатели получают профессию: «Столяр строительный», «Маляр строительный, штукатур», третьего разряда.
Такие дети, нуждаются в дифференцированном подходе. Мастера производственного обучения, преподаватели учитывают возможности каждого ребенка, готовят доступный материал, объясняют, помогают освоить приёмы и применять с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. Наиболее успешному обучению способствует красочный дидактический материал, наглядные пособия, инструкционные технологические карты, видео фильмы, презентации уроков, цикл внеклассных мероприятий и классных часов.
Мастерам производственного обучения важно не только научить студента и слушателя какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его основной профессией.
Мы гордимся нашими выпускниками, которым пригодились в жизни знания, умения и навыки, полученные в колледже. Сейчас они успешно работают по полученной профессии в строительных организациях нашего города.
У нас есть такие выпускники, которые являются призерами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов профессионального мастерства.
2.2. Обзор модели сопровождения и социализации студента (рис 1)
На рис. 1 представлена общая структура модели сопровождения студента
студентс ОВЗ |
Социальные |
Классный |
Социальный педагог |
Служба психологической поддержки |
Мастер |
Педагоги |
Фонд «Надежда» |
Методическое сопровождение позволяет улучшить качество образовательно-воспитательного процесса. Нам приходиться встречаться с многими проблемами в процессе работы с детьми с ОВЗ, сиротами, инвалидами, но нам активно помогают родители, работники спецслужб, специалисты комитета социальной защиты населения, фонд «Надежда», психологи, медицинские работники. Основной проблемой социализации подростков является, то, что развитие детей протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые не всегда оптимальны.
Процесс личностного формирования сопровождается неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического, педагогического происхождения.
2.3 Содержание деятельности по
сопровождению и социализации студента с ОВЗ
Мастер производственного обучения |
Обеспечение качественной профессиональной подготовки студентов и слушателей, конкурентоспособных специалистов в условиях рыночных отношений. |
Классный руководитель |
Создание благоприятных условий для развития личности студентов, свободного и полного раскрытия их творческих и профессиональных способностей. |
Педагог дополнительного образования |
Организация и проведение досуговых мероприятий. Вовлечение студентов к участию во внеклассных мероприятиях, раскрывать их творческие способности. |
Социальные партнеры |
Участие социальных партнеров в обеспечении развития техникума – обновлении его учебно-материальной базы, использовании современной технологической базы социальных партнеров для практической подготовки студентов, содействии развитию их научно-технического творчества. |
Служба психологической поддержки |
Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента и формирования конкурентоспособного специалиста. Оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности психолога, социального педагога, классных руководителей групп, медицинской службы и других специалистов. |
Социальный педагог |
Оказание помощи подросткам с девиантным поведением, отстающим студентам. Социально-психологическое сопровождение студентов на период всего срока обучения. Воспитание целостной личности, обладающей активной социально ценной жизненной позицией, нравственной культурой. |
Фонд «Надежда» |
Создание условий для социальной адаптации детей-воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей, получение поддержки в кризисные периоды жизни, защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого ребенка. |
В поиске решения проблем и поиска действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает многолетний опыт работы. Ведь работа с данными детьми требует определённого настроя, терпимости, знаний коррекционной педагогики, психологии. Профессионально подготовленные педагоги и мастера производственного обучения стараются создать максимально-благоприятные условия для социализации личности студента с ОВЗ.
При подведении итогов воспитательной и внеурочной работы в группах за предыдущие годы нами было выявлена проблема, что проводимые мероприятия не всегда вызывают интерес у студентов и слушателей. Они без интереса посещали классные часы и проводимые мероприятия. Порою их просто приходилось приводить на них в принудительном порядке.
Мы решили в корне изменить подходы к проведению внеклассных мероприятий. В начале учебного года мы обсудили со студентами и слушателями, какую тематику классных часов и внеклассных мероприятий они хотят услышать и увидеть. Каждый выбирал на свой вкус любое внеклассное мероприятие, классный час, которые ему интересны и помогут развить его творческие и профессиональные способности.
Для активизации воспитательной внеурочной работы со студентами и слушателями, была введена система взаимодействия с социальными партнерами. Общая задача для наших партнёров в плане социализации детей с ОВЗ основана на эффективном взаимодействии, создании общего образовательно-воспитательного пространства. Формы и методы работы разнообразны, но всё же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми. Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств. Очень важно — создать развивающую среду. В психолого-педагогическом комфорте развиваются таланты наших воспитанников, а положительный эмоциональный фон способствует оздоровлению. Социализация личности ребёнка не возможна без создания вариативных условий для получения образования.
2.4 Новые подходы к профориентационной работе
Так же хотелось уделить внимание такому важному вопросу как новые подходы при проведении профориентационной работы в города Костромы.
На базе колледжа был проведен большой блок работы, направленный на привлечение подростков к профессиональному обучению в нашем колледже. Данная система работы складывалась на протяжении многих лет. .
Для раскрытия профессиональных способностей и самоопределению школьников нами были подготовлены и регулярно проводятся:
— практические занятия с элементами ролевой игры «Введение в профессию», «Найди себя», направленные на приобщение школьников к профессиям, предлагаемым нашим колледжом;
— мастер-классы с привлечением обучающихся и абитуриентов школ по выбранной профессии, с целью предоставления возможности школьникам получить первоначальный практический опыт по выбираемой профессии;
— классные часы на базе колледжа для будущих абитуриентов, с целью ознакомления и просвещения в области выбираемой профессии;
— беседы с родителями абитуриентов и посещение родительских собраний в школах;
— проведение дней открытых дверей, с целью привлечения потенциальных студентов.
При организации внеурочной деятельности и профориентационной работы, как правило, задействованы мастера производственного обучения, классные руководители, социальные педагоги, психологи, а в последнее время не исключается, а напротив, приветствуется возможность социального партнерства с учреждениями, призванными помогать и организовывать внеурочную деятельность детей с ОВЗ, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основная цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – в ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
3. Методическая часть
3.1 Цели и задачи внеурочной работы со студентами с ОВЗ
Цель внеурочной работы:
Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности студента.
В соответствии с указанной целью, определены основные задачи внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей студентов в разных видах внеурочной деятельности.
2. Создание условий для индивидуального развития каждого студента и слушателя в избранной сфере внеурочной деятельности.
3. Формирование системы знаний, умений и навыков у студентов и слушателей в избранном направлении деятельности.
7 Обеспечение сохранности контингента.
8.Содействие личностному и профессиональному самоопределению студентов и слушателей.
9.Адаптация к жизни в обществе.
10.Приобщение к здоровому образу жизни.
3.2 Механизм реализации модели сопровождения и социализации студента в части взаимодействия с социальными партнерами
Исходя из поставленных целей и задач, проведенных исследований, а так же опросов и анкетирования студентов и слушателей по их предпочтениям нами был составлен план внеурочной воспитательной работы с подростками на учебный год и обозначены формы и способы организации их внеурочной деятельности, которые включают в себя взаимодействие с социальными партнерами колледжа:
1.Фонд «Надежда», деятельность которого направлена на организацию общеобразовательной и внеурочной деятельности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Вечерняя школа, которая предоставляет нам образовательные услуги для продолжения обучения детей с ОВЗ.
3. Ледовая арена, цирк, театр (им. Голодницкого), филармония, концертный зал губернский, театр (им. Островского)- привитие любви к прекрасному.
4. Специалисты из центра «Добрый дом» — получение поддержки в кризисные периоды жизни, защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого студента.
Виды, используемых нами внеклассных мероприятий различны:
— Тематические классные часы — направлены на создание оптимальных условий для становления и проявления индивидуальности студента, его творческих способностей, обогащение студента знаниями о профессии, обществе, человеке, формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности студентов.
— Внеклассное мероприятие, направленные на профилактику здорового образа жизни на раскрытие творческого потенциала, на развитие индивидуальных особенностей и коммуникативной компетентности студентов и слушателей,
— Познавательно – игровые викторины,
— Экскурсии, выходы в театры, музеи, филармонию,
— Тренинговые занятия в форме ролевых игр,
— Кружки, секции, спортивные соревнования,
— Круглые столы, диспуты, конференции,
— Выставки технического творчества,
— Родительские собрания, совместно со студентами группы.
.
Например:
— Проводим классный час на тему: «История возникновения и проведения Олимпийских и Параолимпийских игр». После проведенного классного часа студенты посещают Ледовую арену, спортивные секции по интересам, едут в поход на лыжах.
Классные часы проводятся в различных формах: беседа, диспуты; встречи с интересными людьми; викторины по различным областям знаний; дискуссии, КВНы; интерактивные игры; тренинги, экскурсии; собрания; часы общения.
-Внеклассное мероприятие: «Берегите природу» с выходом в зоопарк, музей природы, Дом Снегурочки и т. д.
— Проводим познавательно – игровую викторину: «Познай себя», посвященную Дню учителя, затем все вместе идем в театр на спектакль.
—Экскурсии, выходы в театры, музеи, филармонию, направлены на нравственное и культурное развитие студентов и слушателей.
—Тренинговые занятия в форме ролевых игр, способствуют раскрытию индивидуальных особенностей студентов и их профессиональной направленности, повышению положительного микроклимата в группе.
—Кружки, секции, спортивные соревнования, направлены на приобщение студентов и слушателей к здоровому образу жизни, расширение жизненного кругозора и пространства студентов и слушателей.
—Круглые столы, диспуты, конференции – их целью является развитие аналитических способностей, мышления, памяти, внимания студентов, обучение навыкам аргументированного ведения дискуссий и переговоров.
— Выставки технического творчества – направлены на развитие творческого потенциала студентов, повышение престижа рабочих профессий, выявить и поддержать одаренных студентов.
—Родительские собрания, проводимые совместно со студентами группы— направлены на создание эмоционального настроя в группе, на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями, студентами и классным руководителем и мастером производственного обучения, изучения пожеланий родителей и студентов ознакомление родителей с основными направлениями воспитательной и внеклассной работы в группе и колледже в целом. Оказание помощи в воспитании студентов.
4. Материалы по апробации модели
сопровождения и социализации студентов с ОВЗ
Основные направления, результаты и выводы, полученные в ходе реализации модели сопровождения и социализации студента, были апробированы на студентах и слушателях 1 курса ОГБПОУ «ККОТСиЛП» в 2023/2024 учебном году. Авторской группой были разработаны различные тесты и анкеты и апробированы на разных этапах обучения – 1 и 2 полугодия учебного года. В исследовании приняли участие 34 студента.
Цель исследования:
Обеспечение благоприятного психологического климата в группе и в т колледже.
Оказание своевременной помощи каждому студенту с ОВЗ.
Выявление трудностей, препятствующих их эффективной профессиональной подготовке. Формирование активной жизненной позиции, жизненной стойкости, адекватного отношения к себе и окружающим.
Развитие толерантности по отношению к студентам с ОВЗ.
Проведение комплекса внеклассных мероприятий, обеспечивающих эффективность социализации студентов в колледже.
Объект исследования: Процесс социализации студентов и слушателей в техникуме. Предмет исследования: Комплекс мероприятий, направленных на социализацию студентов и слушателей в колледже.
Гипотеза исследования: Комплекс внеклассных мероприятий и профессиональное обучение в техникуме можно рассматривать в качестве средства социализации студентов и слушателей
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Провести исследования уровня мотивации, личной тревожности и самооценки студентов и слушателей на разных этапах обучения в колледже.
2. Выявить комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность социализации студентов и слушателей в условиях колледжа.
3. Выработать механизмы развития мотивации к творческой деятельности, к творческим способностям студентов и слушателей.
4. Создание условий для реализации студентами и слушателями приобретенных знаний умений и навыков.
5. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества студентов и слушателей, расширение рамок общения студентов с социумом.
При этом все мероприятия, проводимые в колледже включены в общую систему профессиональной подготовки будущих специалистов, что способствует созданию условий для профессионального и социального становления личности студентов и слушателей. Это обеспечивается за счет формирования профессиональных компетенций во время учебных занятий, внеклассных мероприятий, производственной практики, которые требуют от студентов и слушателей мобилизации внутренних ресурсов, системы знаний, умений и навыков, взрослости и осмысления. И если система знаний, умений, навыков приобретается в учебной деятельности, то взрослость, ответственность, организованность, увлеченность общим делом складываются при участии во внеклассных мероприятиях.
4.1 Анализы результатов диагностики студентов с ОВЗ.
В начале учебного года был проведен (срез №1- входной),
. Диаграмма №1
Уровень мотивации подростков
Было определено, что из 34 исследуемых высокий уровень мотивации имеют 9 (28%) человек, средний 15 (39%) человек, низкий уровень 10 (33%) человек.
Диаграмма №2.
Уровень личностной тревожности
Так же было выявлено, что из 34 исследуемых высокий уровень личностной тревожности имеют 18% (6 человек), средний 20% (7 человек), низкий 62% (21 человек) студентов и слушателей.
Диаграмма №3
Уровень самооценки слушателей.
Проводилось исследование, направленное на определение самооценки по результатам, которого было выявлено, что высокий уровень самооценки имеют 21% (7 человек), средний 38% (13 человек), низкий 41% (14 человек) студентов и слушателей.
Во втором полугодии учебного года было проведено итоговое психодиагностическое обследование (срез №2) студентов с целью определения динамики таких показателей как тревожность, мотивация и самооценка студентов.
Диаграмма №4
Уровень мотивации, тревожности и самооценки студентов и слушателей.
Результаты мониторинга студентов и слушателей, участвовавших во внеклассных мероприятиях, проводимых в группе и в техникуме, свидетельствуют о том, что такое направление работы дает возможность раскрыть творческий потенциал, быть конкурентоспособным на рынке труда, развить целеустремленность и волю, уметь справляться с жизненными трудностями, быть мобильным в социокультурной и политико-экономической сферах общества.
5.Заключение
На основании опыта работы и выше изложенного материала хочу сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения и вовлечения студентов с ОВЗ во внеурочную деятельность большую роль играют взрослые участники образовательного и воспитательного процесса – педагоги, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов студентов со взрослыми, постоянное и дружелюбное взаимодействие – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона, обеспечивающего повышение уровня мотивации и самооценки, снижение уровня личностной тревожности у студентов с ОВЗ.. Секрет успешного воспитания лежит в уважении к студенту.
Таким образом, можно отметить, что за время обучения и участия во внеурочной деятельности у студентов нашего колледжа возрос уровень мотивации, снизился уровень личностной тревожности, возрос уровень самооценки.
Участие во внеурочных видах деятельности способствовало формированию положительного отношения к себе, уверенности в своих действиях, студенты и слушатели перестали испытывать дискомфорт от новых ситуаций, что обусловило снижение тревожности и формирование стойкого положительного интереса к самообразованию.
В ходе проведенных различных форм внеурочной деятельности были получены следующие результаты:
— Вовлечение студентов и слушателей во внеурочную деятельность способствовало приобретению студентами социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
— Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, профессиональному самоопределению.
— Воспитание у студентов толерантности, навыков здорового образа жизни, способности отказаться от пагубных привычек, повышение самоконтроля и самоуважения. Что приводит к достижению основной цели, а именно достижение студентами необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования в них принимаемой в обществе системы ценностей.
Таким образом, благодаря целенаправленной, скоординированной организации внеурочной деятельности были выявлены интересы и склонности каждого студента, были созданы условия для индивидуального развития каждого ребенка. Проводилась целенаправленная работа по формированию системы знаний, умений, навыков у студентов в избранном направлении деятельности.
Внеурочная деятельность способствовала развитию творческих способностей студентов. Были созданы благоприятные условия для реализации студентами приобретенных знаний умений и навыков. Студенты приобрели навыки неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Следовательно, внеурочная деятельность способствовала развитию у них мотивации к познанию и творчеству, личностному и профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе и приобщению к здоровому образу жизни.
Исходя из этого, мы считаем целесообразным продолжение активизации проводимой работы с привлечением социальных партнеров и различных организаций. Но для этого мы будем постоянно расширять связи с социальными партнерами на договорной основе:
— МУ «Пале»
— Молодежный центр «Кострома» и другими.
Активизировать работу с инспекцией по делам несовершеннолетних по профилактике ЗОЖ и правонарушений, с управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, областного наркологического диспансера, а также органов опеки и попечительства.
1.2. Новизна разработки
· определены и разработаны новые формы и методы проведения внеклассных мероприятий;
· Изучены и проанализированы различные уровни мотивации, личностной тревожности, и самооценки каждого студента
· Разработаны и внедрены в действие новые подходы к профориентационной работе
· данный проект направлен на развитие личностного формирования специальных компетенций студентов, способствующих проявлению самостоятельности, активности и творческой жизненной позиции.
1.3.Ожидаемые результаты реализации методической разработки и
способы их проверки
В ходе реализации данной методической разработки нам удалось решить следующие задачи:
1.Реализовать индивидуальные и творческие интересы личности, активизировать самостоятельность студентов в учебно-познавательном процессе;
2. Сформировать устойчивый интерес к выбранной профессии;
3. Повысить компетентность студентов в принятии решений;
4. Самоопределение студента в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
5. Формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству.
Способ проверки:
6. Мониторинг уровней мотивации студентов на разных этапах обучения с помощью анкетирования
(Приложения №1 — №13)
2. Теоретическая часть
2.1.Основные понятия и социальный паспорт группы
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Получение студентами с ОВЗ среднего профессионального образования
является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,
обеспечения их полноценного участия в общественной жизни, успешной
самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Профессиональная подготовка является основой для реабилитации инвалидов с
интеллектуальными нарушениями. От того, насколько успешно подросток овладеет
рабочей профессией, зависит, как будет проходить дальнейший процесс его
социализации в жизни
Социальная адаптация – процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а так же преодоления последствий психологической и моральной травмы.
Внеурочная работа это составная часть учебно – воспитательного процесса техникума, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности студентов и слушателей..
В колледже разработаны и внедрены в учебный процесс различные формы и методы работы, позволяющие добиться хороших результатов в области общения, контакта со студентом.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности студентов (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы. Конечно, мы все понимаем, что данная работа, трудная, требует особого подхода, учёта индивидуальных возможностей ребёнка. Поэтому работа с данной категорией детей приобретает особое значение и актуальность.
За время обучения в 2023-2024 учебном году был проведен ряд диагностических процедур, направленных на выявления актуального состояния студентов и слушателей.
При успешном обучении слушатели получают профессию: «Столяр строительный», «Маляр строительный, штукатур», третьего разряда.
Такие дети, нуждаются в дифференцированном подходе. Мастера производственного обучения, преподаватели учитывают возможности каждого ребенка, готовят доступный материал, объясняют, помогают освоить приёмы и применять с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. Наиболее успешному обучению способствует красочный дидактический материал, наглядные пособия, инструкционные технологические карты, видео фильмы, презентации уроков, цикл внеклассных мероприятий и классных часов.
Мастерам производственного обучения важно не только научить студента и слушателя какому-нибудь делу, ремеслу, но и помочь ему в том, чтобы эти знания пригодились ему в дальнейшей жизни, а возможно, стали его основной профессией.
Мы гордимся нашими выпускниками, которым пригодились в жизни знания, умения и навыки, полученные в колледже. Сейчас они успешно работают по полученной профессии в строительных организациях нашего города.
У нас есть такие выпускники, которые являются призерами городских, областных, всероссийских и международных конкурсов профессионального мастерства.
2.2. Обзор модели сопровождения и социализации студента (рис 1)
На рис. 1 представлена общая структура модели сопровождения студента
студентс ОВЗ |
Социальные |
Классный |
Социальный педагог |
Служба психологической поддержки |
Мастер |
Педагоги |
Фонд «Надежда» |
Методическое сопровождение позволяет улучшить качество образовательно-воспитательного процесса. Нам приходиться встречаться с многими проблемами в процессе работы с детьми с ОВЗ, сиротами, инвалидами, но нам активно помогают родители, работники спецслужб, специалисты комитета социальной защиты населения, фонд «Надежда», психологи, медицинские работники. Основной проблемой социализации подростков является, то, что развитие детей протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые не всегда оптимальны.
Процесс личностного формирования сопровождается неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического, педагогического происхождения.
2.3 Содержание деятельности по
сопровождению и социализации студента с ОВЗ
Мастер производственного обучения |
Обеспечение качественной профессиональной подготовки студентов и слушателей, конкурентоспособных специалистов в условиях рыночных отношений. |
Классный руководитель |
Создание благоприятных условий для развития личности студентов, свободного и полного раскрытия их творческих и профессиональных способностей. |
Педагог дополнительного образования |
Организация и проведение досуговых мероприятий. Вовлечение студентов к участию во внеклассных мероприятиях, раскрывать их творческие способности. |
Социальные партнеры |
Участие социальных партнеров в обеспечении развития техникума – обновлении его учебно-материальной базы, использовании современной технологической базы социальных партнеров для практической подготовки студентов, содействии развитию их научно-технического творчества. |
Служба психологической поддержки |
Обеспечение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого студента и формирования конкурентоспособного специалиста. Оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности психолога, социального педагога, классных руководителей групп, медицинской службы и других специалистов. |
Социальный педагог |
Оказание помощи подросткам с девиантным поведением, отстающим студентам. Социально-психологическое сопровождение студентов на период всего срока обучения. Воспитание целостной личности, обладающей активной социально ценной жизненной позицией, нравственной культурой. |
Фонд «Надежда» |
Создание условий для социальной адаптации детей-воспитанников детских домов и школ-интернатов, детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей, получение поддержки в кризисные периоды жизни, защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого ребенка. |
В поиске решения проблем и поиска действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает многолетний опыт работы. Ведь работа с данными детьми требует определённого настроя, терпимости, знаний коррекционной педагогики, психологии. Профессионально подготовленные педагоги и мастера производственного обучения стараются создать максимально-благоприятные условия для социализации личности студента с ОВЗ.
При подведении итогов воспитательной и внеурочной работы в группах за предыдущие годы нами было выявлена проблема, что проводимые мероприятия не всегда вызывают интерес у студентов и слушателей. Они без интереса посещали классные часы и проводимые мероприятия. Порою их просто приходилось приводить на них в принудительном порядке.
Мы решили в корне изменить подходы к проведению внеклассных мероприятий. В начале учебного года мы обсудили со студентами и слушателями, какую тематику классных часов и внеклассных мероприятий они хотят услышать и увидеть. Каждый выбирал на свой вкус любое внеклассное мероприятие, классный час, которые ему интересны и помогут развить его творческие и профессиональные способности.
Для активизации воспитательной внеурочной работы со студентами и слушателями, была введена система взаимодействия с социальными партнерами. Общая задача для наших партнёров в плане социализации детей с ОВЗ основана на эффективном взаимодействии, создании общего образовательно-воспитательного пространства. Формы и методы работы разнообразны, но всё же опираются на многолетние традиции, совместные праздники и мероприятия. Наши воспитанники, несмотря на свои недуги, заболевания – должны оставаться добрыми, отзывчивыми людьми. Положительные человеческие качества и поступки должны быть приоритетными. Многие наши мероприятия направлены именно на осознание своих человеческих качеств. Очень важно — создать развивающую среду. В психолого-педагогическом комфорте развиваются таланты наших воспитанников, а положительный эмоциональный фон способствует оздоровлению. Социализация личности ребёнка не возможна без создания вариативных условий для получения образования.
2.4 Новые подходы к профориентационной работе
Так же хотелось уделить внимание такому важному вопросу как новые подходы при проведении профориентационной работы в города Костромы.
На базе колледжа был проведен большой блок работы, направленный на привлечение подростков к профессиональному обучению в нашем колледже. Данная система работы складывалась на протяжении многих лет. .
Для раскрытия профессиональных способностей и самоопределению школьников нами были подготовлены и регулярно проводятся:
— практические занятия с элементами ролевой игры «Введение в профессию», «Найди себя», направленные на приобщение школьников к профессиям, предлагаемым нашим колледжом;
— мастер-классы с привлечением обучающихся и абитуриентов школ по выбранной профессии, с целью предоставления возможности школьникам получить первоначальный практический опыт по выбираемой профессии;
— классные часы на базе колледжа для будущих абитуриентов, с целью ознакомления и просвещения в области выбираемой профессии;
— беседы с родителями абитуриентов и посещение родительских собраний в школах;
— проведение дней открытых дверей, с целью привлечения потенциальных студентов.
При организации внеурочной деятельности и профориентационной работы, как правило, задействованы мастера производственного обучения, классные руководители, социальные педагоги, психологи, а в последнее время не исключается, а напротив, приветствуется возможность социального партнерства с учреждениями, призванными помогать и организовывать внеурочную деятельность детей с ОВЗ, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основная цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – в ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
3. Методическая часть
3.1 Цели и задачи внеурочной работы со студентами с ОВЗ
Цель внеурочной работы:
Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственного развития личности студента.
В соответствии с указанной целью, определены основные задачи внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей студентов в разных видах внеурочной деятельности.
2. Создание условий для индивидуального развития каждого студента и слушателя в избранной сфере внеурочной деятельности.
3. Формирование системы знаний, умений и навыков у студентов и слушателей в избранном направлении деятельности.
7 Обеспечение сохранности контингента.
8.Содействие личностному и профессиональному самоопределению студентов и слушателей.
9.Адаптация к жизни в обществе.
10.Приобщение к здоровому образу жизни.
3.2 Механизм реализации модели сопровождения и социализации студента в части взаимодействия с социальными партнерами
Исходя из поставленных целей и задач, проведенных исследований, а так же опросов и анкетирования студентов и слушателей по их предпочтениям нами был составлен план внеурочной воспитательной работы с подростками на учебный год и обозначены формы и способы организации их внеурочной деятельности, которые включают в себя взаимодействие с социальными партнерами колледжа:
1.Фонд «Надежда», деятельность которого направлена на организацию общеобразовательной и внеурочной деятельности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Вечерняя школа, которая предоставляет нам образовательные услуги для продолжения обучения детей с ОВЗ.
3. Ледовая арена, цирк, театр (им. Голодницкого), филармония, концертный зал губернский, театр (им. Островского)- привитие любви к прекрасному.
4. Специалисты из центра «Добрый дом» — получение поддержки в кризисные периоды жизни, защита прав детей через повышение качества помощи детям и семьям, обеспечение условий нормального развития для каждого студента.
Виды, используемых нами внеклассных мероприятий различны:
— Тематические классные часы — направлены на создание оптимальных условий для становления и проявления индивидуальности студента, его творческих способностей, обогащение студента знаниями о профессии, обществе, человеке, формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности студентов.
— Внеклассное мероприятие, направленные на профилактику здорового образа жизни на раскрытие творческого потенциала, на развитие индивидуальных особенностей и коммуникативной компетентности студентов и слушателей,
— Познавательно – игровые викторины,
— Экскурсии, выходы в театры, музеи, филармонию,
— Тренинговые занятия в форме ролевых игр,
— Кружки, секции, спортивные соревнования,
— Круглые столы, диспуты, конференции,
— Выставки технического творчества,
— Родительские собрания, совместно со студентами группы.
.
Например:
— Проводим классный час на тему: «История возникновения и проведения Олимпийских и Параолимпийских игр». После проведенного классного часа студенты посещают Ледовую арену, спортивные секции по интересам, едут в поход на лыжах.
Классные часы проводятся в различных формах: беседа, диспуты; встречи с интересными людьми; викторины по различным областям знаний; дискуссии, КВНы; интерактивные игры; тренинги, экскурсии; собрания; часы общения.
-Внеклассное мероприятие: «Берегите природу» с выходом в зоопарк, музей природы, Дом Снегурочки и т. д.
— Проводим познавательно – игровую викторину: «Познай себя», посвященную Дню учителя, затем все вместе идем в театр на спектакль.
—Экскурсии, выходы в театры, музеи, филармонию, направлены на нравственное и культурное развитие студентов и слушателей.
—Тренинговые занятия в форме ролевых игр, способствуют раскрытию индивидуальных особенностей студентов и их профессиональной направленности, повышению положительного микроклимата в группе.
—Кружки, секции, спортивные соревнования, направлены на приобщение студентов и слушателей к здоровому образу жизни, расширение жизненного кругозора и пространства студентов и слушателей.
—Круглые столы, диспуты, конференции – их целью является развитие аналитических способностей, мышления, памяти, внимания студентов, обучение навыкам аргументированного ведения дискуссий и переговоров.
— Выставки технического творчества – направлены на развитие творческого потенциала студентов, повышение престижа рабочих профессий, выявить и поддержать одаренных студентов.
—Родительские собрания, проводимые совместно со студентами группы— направлены на создание эмоционального настроя в группе, на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями, студентами и классным руководителем и мастером производственного обучения, изучения пожеланий родителей и студентов ознакомление родителей с основными направлениями воспитательной и внеклассной работы в группе и колледже в целом. Оказание помощи в воспитании студентов.
4. Материалы по апробации модели
сопровождения и социализации студентов с ОВЗ
Основные направления, результаты и выводы, полученные в ходе реализации модели сопровождения и социализации студента, были апробированы на студентах и слушателях 1 курса ОГБПОУ «ККОТСиЛП» в 2023/2024 учебном году. Авторской группой были разработаны различные тесты и анкеты и апробированы на разных этапах обучения – 1 и 2 полугодия учебного года. В исследовании приняли участие 34 студента.
Цель исследования:
Обеспечение благоприятного психологического климата в группе и в т колледже.
Оказание своевременной помощи каждому студенту с ОВЗ.
Выявление трудностей, препятствующих их эффективной профессиональной подготовке. Формирование активной жизненной позиции, жизненной стойкости, адекватного отношения к себе и окружающим.
Развитие толерантности по отношению к студентам с ОВЗ.
Проведение комплекса внеклассных мероприятий, обеспечивающих эффективность социализации студентов в колледже.
Объект исследования: Процесс социализации студентов и слушателей в техникуме. Предмет исследования: Комплекс мероприятий, направленных на социализацию студентов и слушателей в колледже.
Гипотеза исследования: Комплекс внеклассных мероприятий и профессиональное обучение в техникуме можно рассматривать в качестве средства социализации студентов и слушателей
Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Провести исследования уровня мотивации, личной тревожности и самооценки студентов и слушателей на разных этапах обучения в колледже.
2. Выявить комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективность социализации студентов и слушателей в условиях колледжа.
3. Выработать механизмы развития мотивации к творческой деятельности, к творческим способностям студентов и слушателей.
4. Создание условий для реализации студентами и слушателями приобретенных знаний умений и навыков.
5. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества студентов и слушателей, расширение рамок общения студентов с социумом.
При этом все мероприятия, проводимые в колледже включены в общую систему профессиональной подготовки будущих специалистов, что способствует созданию условий для профессионального и социального становления личности студентов и слушателей. Это обеспечивается за счет формирования профессиональных компетенций во время учебных занятий, внеклассных мероприятий, производственной практики, которые требуют от студентов и слушателей мобилизации внутренних ресурсов, системы знаний, умений и навыков, взрослости и осмысления. И если система знаний, умений, навыков приобретается в учебной деятельности, то взрослость, ответственность, организованность, увлеченность общим делом складываются при участии во внеклассных мероприятиях.
4.1 Анализы результатов диагностики студентов с ОВЗ.
В начале учебного года был проведен (срез №1- входной),
. Диаграмма №1
Уровень мотивации подростков
Было определено, что из 34 исследуемых высокий уровень мотивации имеют 9 (28%) человек, средний 15 (39%) человек, низкий уровень 10 (33%) человек.
Диаграмма №2.
Уровень личностной тревожности
Так же было выявлено, что из 34 исследуемых высокий уровень личностной тревожности имеют 18% (6 человек), средний 20% (7 человек), низкий 62% (21 человек) студентов и слушателей.
Диаграмма №3
Уровень самооценки слушателей.
Проводилось исследование, направленное на определение самооценки по результатам, которого было выявлено, что высокий уровень самооценки имеют 21% (7 человек), средний 38% (13 человек), низкий 41% (14 человек) студентов и слушателей.
Во втором полугодии учебного года было проведено итоговое психодиагностическое обследование (срез №2) студентов с целью определения динамики таких показателей как тревожность, мотивация и самооценка студентов.
Диаграмма №4
Уровень мотивации, тревожности и самооценки студентов и слушателей.
Результаты мониторинга студентов и слушателей, участвовавших во внеклассных мероприятиях, проводимых в группе и в техникуме, свидетельствуют о том, что такое направление работы дает возможность раскрыть творческий потенциал, быть конкурентоспособным на рынке труда, развить целеустремленность и волю, уметь справляться с жизненными трудностями, быть мобильным в социокультурной и политико-экономической сферах общества.
5.Заключение
На основании опыта работы и выше изложенного материала хочу сделать вывод, что в обеспечение комфортности обучения и вовлечения студентов с ОВЗ во внеурочную деятельность большую роль играют взрослые участники образовательного и воспитательного процесса – педагоги, родители, психологи, социальные педагоги. Личностные качества педагогов, сохранение тесных эмоциональных контактов студентов со взрослыми, постоянное и дружелюбное взаимодействие – залог создания и развития общего положительного эмоционального фона, обеспечивающего повышение уровня мотивации и самооценки, снижение уровня личностной тревожности у студентов с ОВЗ.. Секрет успешного воспитания лежит в уважении к студенту.
Таким образом, можно отметить, что за время обучения и участия во внеурочной деятельности у студентов нашего колледжа возрос уровень мотивации, снизился уровень личностной тревожности, возрос уровень самооценки.
Участие во внеурочных видах деятельности способствовало формированию положительного отношения к себе, уверенности в своих действиях, студенты и слушатели перестали испытывать дискомфорт от новых ситуаций, что обусловило снижение тревожности и формирование стойкого положительного интереса к самообразованию.
В ходе проведенных различных форм внеурочной деятельности были получены следующие результаты:
— Вовлечение студентов и слушателей во внеурочную деятельность способствовало приобретению студентами социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
— Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, профессиональному самоопределению.
— Воспитание у студентов толерантности, навыков здорового образа жизни, способности отказаться от пагубных привычек, повышение самоконтроля и самоуважения. Что приводит к достижению основной цели, а именно достижение студентами необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования в них принимаемой в обществе системы ценностей.
Таким образом, благодаря целенаправленной, скоординированной организации внеурочной деятельности были выявлены интересы и склонности каждого студента, были созданы условия для индивидуального развития каждого ребенка. Проводилась целенаправленная работа по формированию системы знаний, умений, навыков у студентов в избранном направлении деятельности.
Внеурочная деятельность способствовала развитию творческих способностей студентов. Были созданы благоприятные условия для реализации студентами приобретенных знаний умений и навыков. Студенты приобрели навыки неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Следовательно, внеурочная деятельность способствовала развитию у них мотивации к познанию и творчеству, личностному и профессиональному самоопределению, адаптации к жизни в обществе и приобщению к здоровому образу жизни.
Исходя из этого, мы считаем целесообразным продолжение активизации проводимой работы с привлечением социальных партнеров и различных организаций. Но для этого мы будем постоянно расширять связи с социальными партнерами на договорной основе:
— МУ «Пале»
— Молодежный центр «Кострома» и другими.
Активизировать работу с инспекцией по делам несовершеннолетних по профилактике ЗОЖ и правонарушений, с управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, областного наркологического диспансера, а также органов опеки и попечительства.