Методическая разработка «Упражнения для рук и пальчиков на начальном этапе постановки игрового аппарата маленького пианиста: из опыта работы»

Автор: Калинина Марина Борисовна

В наше время популярность пальчиковых игр и упражнений очень высока. Их используют с самого раннего возраста. Большое внимание уделяют в дошкольный период, так как посредством этих игр и упражнений у ребенка развивается не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, пальчиковые упражнения стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Не зря еще Кант писал: «Рука – это своего рода внешний мозг». Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому упражнения для пальчиков имеют большое значение не только при постановке игрового аппарата, но и для развития ребенка в целом. Они несут оздоровительный и тонизирующий эффект организму. Пальцы – своеобразные «пульты» дистанционного управления организма человека. Особое положение рук и пальцев воздействует на энергетические каналы, способствуя правильной циркуляции и перераспределению энергии, тем самым улучшая функции отдельных органов и систем. Получается своеобразная «прокачка» энергетических потоков. У каждой руки и у каждого пальца есть зоны соответствия энергетически определенного участка тела. Так массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень, мизинца – на сердце. На пальцах находится система высокоактивных точек.

Дети, впервые пришедшие в музыкальную школу, в большинстве своем обладают скованностью движений, зажатостью плечевого пояса, кистей рук, у них проявляется  невысокий уровень развития мелкой моторики. В связи с этим особую значимость приобретает проблема освобождения игрового аппарата детей, развития координации движений и мелкой моторики. Использование упражнений для рук и пальцев в качестве дополнительного средства к обучению фортепианной игре, помогает быстрому развитию пианистического аппарата, снимают большинство зажимов, спазмов. Пальчиковые упражнения – это элементы тех сложных движений тонких мышц и тактильных ощущений, которые понадобятся маленькому пианисту при непосредственном соприкосновении с инструментом.

Время развития координации движений и внутренних двигательных ощущений у всех детей разное в силу природных способностей. И нам, преподавателям, хорошо известно, что одни обучающиеся быстро и легко приспосабливаются к различным движениям, схватывая их как бы «на лету», а другие те же задания усваивают тяжело. Поэтому, используя упражнения для рук и пальчиков, нужно подходить  индивидуально к каждому ребенку.

На данный момент существует много пособий содержащие упражнения для пальчиков – это «Музыкальная гимнастика для пальчиков» М. Ковалевской, «Музыкальные пальчиковые игры» Е.А. Поддубной, «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 -7 лет» Т.В. Калининой и другие.  И из всего этого многообразия были выбраны упражнения, которые понадобятся ребенку при постановке игрового аппарата.

Т.Б. Юдовина – Гальперина в своей книге «За роялем без слез, или я – детский педагог» писала: «… Совершенно независимо от состояния здоровья ребенка работу по организации пианистического аппарата надо начинать с крупных мышц, т.к. мелкие движения пальцев могут привести к возникновению общего мышечного напряжения. Работая с крупными мышцами можно снять большинство зажимов и спазмов». И  в своей работе с детьми  использую такие упражнения:

1. Повороты туловища под музыку. Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.

2. «Дирижер». Ребенок дирижирует под музыку. Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием.

3. «Мельница». Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад. В этом упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель –  уметь расслаблять мышцы рук и совершать движения расслабленными руками.

4. «Цыганочка». Вначале  желательно делать упражнение в упрощенном виде – лишь подвигать плечами вверх, вниз, попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям плечевых мышц – попеременно, вместе, вперед, назад.

5. «Бокс». Для того, чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед.

Помимо упражнений под музыку, в своей работе использую песенки – упражнения. Так для развития координации движений, формирования кистевого свода используется песенка  С. и Е. Железновых «Мои вещи». Дети с удовольствием поют эту песенку и повторяют движения.

Для формирования кистевого свода можно использовать упражнение «Шарик»

Надувайся шарик больше!

Лучше щечки раздувай!

Поиграй ты с нами дольше:

Катись, прыгай и летай!

Кончики пальцев обеих рук прижаты друг к другу, ладошками образовать маленький шарик, а потом большой.

Упражнение «Ладонь-кулак»

Руки, как глазки,

Закрылись – открылись,

Словно из сказки

Они появились!

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Хочешь? Тоже делай так:

То – ладонь, а то – кулак.

Сжимать пальцы одной руки в кулак, а другой разжимать, показывать ладонь. И одновременно менять позицию рук.

Один кулак – одна ладошка,

И поменяй их быстро крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И все быстрее делай так!

Одновременно – правая рука сжимается в кулак, а левая распрямляется. Потом наоборот.

Переходя непосредственно к упражнениям для пальчиков, нужно помнить, что специфика игры на фортепиано такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка необходима каждому из них. Начинать «разминку» для пальцев нужно с поглаживания: каждый пальчик по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки.

Упражнения для первого пальца.

«Танец»

Покажи уменье другу,

Покружись – ка ты по кругу!

Четыре пальца руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять и выполнять круговые движения.

«Зарядка»

Первый наш привык к порядку

Утром делает зарядку:

Раз наклон и два наклон

Вот как ловко скачет он!

Это упражнение вырабатывает подвижность первой фаланги большого пальца руки.

Упражнения на сгибательные и разгибательные движения пальцев и на развитие точности , чуткости кончиков пальцев.

«Сорока – сорока», «Мальчик-с-пальчик», «Семья».

«Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик  — папочка,

 Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик  — Я!

Вот и вся моя семья!

Следующая группа упражнений на воспитание цепкости пальцев.

«Крючки»

Крепко держаться дружочки,

Не разжать нам их крючочки.

Сцепить пятые пальцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их было трудно расцепить, потом сцепить и другие пальцы парами.

«Паучок»

Паучок все вверх ползет

Паутинку он плетет

Паутинка так тонка

Крепко держит мотылька.

Соединить перекрестно подушечки 2 и 1 пальца.

«Пальчики здороваются»

Повстречал еженка еж:

«Здравствуй братец! Как живешь?»

Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки.

Упражнения на растяжку пальцев руки, на развитие гибкости и пластичности кисти.

«Солнышко»

Светит солнышко

К нам в окошечко.

Скрестить ладони. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».

«Пальцы – грабли»

Что за пальцы: ну и ну!

Как граблями я гребу.

Переплести пальцы ладонями к себе. Это упражнение способствует хорошей растяжке между пальцев.

«Радуга»

Ой ты, радуга – дуга

Под тобой лежат луга

В небе ты повисла

Словно коромысло.

Кисть висит на запястье, как «паращутик», рука медленно опускается на стол, запястье опускается и затем рука поднимается и движется по дуге над столом.

Выполняя все эти упражнения у маленького пианиста постепенно происходит постановка руки, он начинает чувствовать свое тело, согласованно начинают работать руки, пальцы, закрепляется правильное положение спины. Помимо этого, дети учатся ощущать дифференцированную работу каждого пальчика в отдельности и в различных комбинациях с остальными. Развивается чуткость кончика пальца, что ведет к более разнообразной звуковой палитре в игре на инструменте, выразительному и певучему звуку. Ритмичные движения пальчиков и рук активизируют и стимулируют развитие речи, происходит тренировка зрительной памяти. Сочетание пальчиковой гимнастики с запоминающейся мелодией создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять, развивает чувство ритма, помогает воображать и фантазировать.

 

 

 

 

 

×
×