Автор: Калинина Марина Борисовна
В наше время популярность пальчиковых игр и упражнений очень высока. Их используют с самого раннего возраста. Большое внимание уделяют в дошкольный период, так как посредством этих игр и упражнений у ребенка развивается не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, пальчиковые упражнения стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Не зря еще Кант писал: «Рука – это своего рода внешний мозг». Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому упражнения для пальчиков имеют большое значение не только при постановке игрового аппарата, но и для развития ребенка в целом. Они несут оздоровительный и тонизирующий эффект организму. Пальцы – своеобразные «пульты» дистанционного управления организма человека. Особое положение рук и пальцев воздействует на энергетические каналы, способствуя правильной циркуляции и перераспределению энергии, тем самым улучшая функции отдельных органов и систем. Получается своеобразная «прокачка» энергетических потоков. У каждой руки и у каждого пальца есть зоны соответствия энергетически определенного участка тела. Так массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно влияет на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень, мизинца – на сердце. На пальцах находится система высокоактивных точек.
Дети, впервые пришедшие в музыкальную школу, в большинстве своем обладают скованностью движений, зажатостью плечевого пояса, кистей рук, у них проявляется невысокий уровень развития мелкой моторики. В связи с этим особую значимость приобретает проблема освобождения игрового аппарата детей, развития координации движений и мелкой моторики. Использование упражнений для рук и пальцев в качестве дополнительного средства к обучению фортепианной игре, помогает быстрому развитию пианистического аппарата, снимают большинство зажимов, спазмов. Пальчиковые упражнения – это элементы тех сложных движений тонких мышц и тактильных ощущений, которые понадобятся маленькому пианисту при непосредственном соприкосновении с инструментом.
Время развития координации движений и внутренних двигательных ощущений у всех детей разное в силу природных способностей. И нам, преподавателям, хорошо известно, что одни обучающиеся быстро и легко приспосабливаются к различным движениям, схватывая их как бы «на лету», а другие те же задания усваивают тяжело. Поэтому, используя упражнения для рук и пальчиков, нужно подходить индивидуально к каждому ребенку.
На данный момент существует много пособий содержащие упражнения для пальчиков – это «Музыкальная гимнастика для пальчиков» М. Ковалевской, «Музыкальные пальчиковые игры» Е.А. Поддубной, «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 -7 лет» Т.В. Калининой и другие. И из всего этого многообразия были выбраны упражнения, которые понадобятся ребенку при постановке игрового аппарата.
Т.Б. Юдовина – Гальперина в своей книге «За роялем без слез, или я – детский педагог» писала: «… Совершенно независимо от состояния здоровья ребенка работу по организации пианистического аппарата надо начинать с крупных мышц, т.к. мелкие движения пальцев могут привести к возникновению общего мышечного напряжения. Работая с крупными мышцами можно снять большинство зажимов и спазмов». И в своей работе с детьми использую такие упражнения:
1. Повороты туловища под музыку. Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.
2. «Дирижер». Ребенок дирижирует под музыку. Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием.
3. «Мельница». Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад. В этом упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель – уметь расслаблять мышцы рук и совершать движения расслабленными руками.
4. «Цыганочка». Вначале желательно делать упражнение в упрощенном виде – лишь подвигать плечами вверх, вниз, попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям плечевых мышц – попеременно, вместе, вперед, назад.
5. «Бокс». Для того, чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед.
Помимо упражнений под музыку, в своей работе использую песенки – упражнения. Так для развития координации движений, формирования кистевого свода используется песенка С. и Е. Железновых «Мои вещи». Дети с удовольствием поют эту песенку и повторяют движения.
Для формирования кистевого свода можно использовать упражнение «Шарик»
Надувайся шарик больше!
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
Кончики пальцев обеих рук прижаты друг к другу, ладошками образовать маленький шарик, а потом большой.
Упражнение «Ладонь-кулак»
Руки, как глазки,
Закрылись – открылись,
Словно из сказки
Они появились!
Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
Хочешь? Тоже делай так:
То – ладонь, а то – кулак.
Сжимать пальцы одной руки в кулак, а другой разжимать, показывать ладонь. И одновременно менять позицию рук.
Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И все быстрее делай так!
Одновременно – правая рука сжимается в кулак, а левая распрямляется. Потом наоборот.
Переходя непосредственно к упражнениям для пальчиков, нужно помнить, что специфика игры на фортепиано такова, что здесь в одинаковой степени задействованы все десять пальцев рук, а значит, постоянная тренировка необходима каждому из них. Начинать «разминку» для пальцев нужно с поглаживания: каждый пальчик по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки.
Упражнения для первого пальца.
«Танец»
Покажи уменье другу,
Покружись – ка ты по кругу!
Четыре пальца руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять и выполнять круговые движения.
«Зарядка»
Первый наш привык к порядку
Утром делает зарядку:
Раз наклон и два наклон
Вот как ловко скачет он!
Это упражнение вырабатывает подвижность первой фаланги большого пальца руки.
Упражнения на сгибательные и разгибательные движения пальцев и на развитие точности , чуткости кончиков пальцев.
«Сорока – сорока», «Мальчик-с-пальчик», «Семья».
«Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик — Я!
Вот и вся моя семья!
Следующая группа упражнений на воспитание цепкости пальцев.
«Крючки»
Крепко держаться дружочки,
Не разжать нам их крючочки.
Сцепить пятые пальцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их было трудно расцепить, потом сцепить и другие пальцы парами.
«Паучок»
Паучок все вверх ползет
Паутинку он плетет
Паутинка так тонка
Крепко держит мотылька.
Соединить перекрестно подушечки 2 и 1 пальца.
«Пальчики здороваются»
Повстречал еженка еж:
«Здравствуй братец! Как живешь?»
Пальцы правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки.
Упражнения на растяжку пальцев руки, на развитие гибкости и пластичности кисти.
«Солнышко»
Светит солнышко
К нам в окошечко.
Скрестить ладони. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».
«Пальцы – грабли»
Что за пальцы: ну и ну!
Как граблями я гребу.
Переплести пальцы ладонями к себе. Это упражнение способствует хорошей растяжке между пальцев.
«Радуга»
Ой ты, радуга – дуга
Под тобой лежат луга
В небе ты повисла
Словно коромысло.
Кисть висит на запястье, как «паращутик», рука медленно опускается на стол, запястье опускается и затем рука поднимается и движется по дуге над столом.
Выполняя все эти упражнения у маленького пианиста постепенно происходит постановка руки, он начинает чувствовать свое тело, согласованно начинают работать руки, пальцы, закрепляется правильное положение спины. Помимо этого, дети учатся ощущать дифференцированную работу каждого пальчика в отдельности и в различных комбинациях с остальными. Развивается чуткость кончика пальца, что ведет к более разнообразной звуковой палитре в игре на инструменте, выразительному и певучему звуку. Ритмичные движения пальчиков и рук активизируют и стимулируют развитие речи, происходит тренировка зрительной памяти. Сочетание пальчиковой гимнастики с запоминающейся мелодией создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять, развивает чувство ритма, помогает воображать и фантазировать.